Конспект урока по русскому языку Краткие и полные страдательные причастия ( 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока русского языка

Тема урока. Краткие и полные страдательные причастия

Класс: 7

Тип урока: урок сообщения нового материала

Цели урока.

Личностные: осознавать свои эмоции (адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей).

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; планировать деятельность на уроке.

Коммуникативные: организовывать работу в группе (определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения); корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Познавательные: анализировать и обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне; сравнивать по заданным критериям.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент ( 0,5 мин).

Задача: мобилизовать внимание школьников, создать мотивацию к действию

Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята. Уверена, что вы готовы к работе и мы проведём наш урок плодотворно. Надеюсь, что работа в группах поможет вам успешно усвоить новый материал.

Записывают число.

2. Контрольно-подготовительный

этап: повторение пройденного материала

-Вспомните тему, которую сейчас изучаем.

- В качестве д/задания вы готовили вопросы на повторение материала. Прошу

Называют тему - «Причастие».

Каждая группа задаёт вопросы группам-соседкам.

3. Постановка учебной цели

Перед вами 2 предложения ( записаны на доске). Попробуйте сравнить их.

- В окно, распахнутое настежь, влетела птица.

- Окно распахнуто настежь.



Записывает тему на доске.

Что предстоит узнать?

Поможет сравнить таблица ( Слайд № 1.«Сравнительная таблица кратких и полных страдательных причастий»)







Для чего надо уметь различать полные и краткие страдательные причастия?

В первом предложении сказуемое выражено глаголом. Предложение осложнено причастным оборотом. Причастие - страдательное. Во втором предложение сказуемое выражено ( здесь возникает затруднение) С помощью логического рассуждения приходят к выводу, что сказуемое выражено кратким причастием.

Приходят к выводу, что тема урока « Краткие и полные страдательные причастия».Записывают тему в тетрадь.

В чём сходство и в чём различия кратких и полных страдательных причастий.

( У каждой группы распечатки таблицы) Учащиеся делают вывод, что полные причастия отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое? Краткие на вопросы каков? Какова? Каково? Каковы? Полные изменяются по числам, падежам, в единственном числе по родам, а краткие по числам и в ед. числе по родам. Полные в предложении являются определениями, краткие сказуемыми. Полные образовываются от основы глагола с помощью суффикса причастия и нужного окончания, краткие от полной формы причастия плюс нужное окончание, соответствующее роду и числу.

Для правильного употребления в речи, для определения синтаксической функции в предложении.( Учитель добавляет: для правильного написания н и нн в суффиксах страдательных причастий, тема будет изучаться чуть позднее)

4.Рефлексия.

Первичное закрепление знаний, умений и навыков. Задача: овладение алгоритмом образования кратких страдательных причастий; обучение построения устных рассуждений

Упр. 87 ( по группам) определение учебной задачи, обсуждение хода выполнения.

От каждой группы ученик выполняет задание на доске. Затем идёт перекрёстная проверка.

5.Рефлексия. дальнейшая работа по закреплению приобретённых знаний и умений.

Задача: научиться распознавать краткие причастия в тексте и отличать их от кратких прилагательных

Слайд № 2.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бурей завываньем

Ты, мой друг, утомлена?

Перед вами строки известного стихотворения. Назовите автора и название. К кому обращается автор? Понаблюдайте за грамматической основой 1-го и 3-го предложений.

Для чего следует отличать краткое прилагательное от краткого причастия?

А.С.Пушкин. Ст. « Зимний вечер». Автор обращается к няне Арине Родионовне.

В 1-м предложении сказуемое выражено кратким прилагательным, во 2-м кратким причастием. Как отличить? Сказуемые печальна, темна отвечают на вопрос какова?, образованы от полных прилагательных печальный, тёмный. Краткое причастие утомлена отвечает на вопрос какова?, образовано от полного причастия утомлённый.

Пригодится при изучении следующих тем ( дополнение: при изучении н и нн в причастии)

6. Физминутка

Ребята, встанем, медленно потянемся вверх, встряхнём кистями рук, наклоним голову вниз, вправо, влево; потопаем. Спокойно сядем.

Ребята вместе с учителем выполняют упражнения.

7. Дальнейшее закрепление приобретённых знаний.

Задача: закрепить знания по развитию речи; закрепить навыки нахождения полных и кратких страдательных причастий, действительных причастий, кратких прилагательных

Поиграем. Слайд № 3. Перед вами текст.

«Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем осенние листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами».

- Как можно озаглавить?

- Определите тип речи, стиль речи. Докажите своё суждение.

-Обсудите предстоящую работу.

Кто быстрее и качественнее выполнит своё задание, тот победил.

После выполнения упражнения: для чего автор использует в тексте так много прилагательных и причастий?

Тип речи: описание.

Стиль речи: художественный.

.

Ребята распределяют задания. 1) найти и выписать краткие и полные страдательные причастия; 2) найти и выписать действительные причастия; 3) найти и выписать краткие прилагательные.









Текст с использованием прилагательных и причастий становится более ярким, красочным, в тоже время лаконичным благодаря причастным оборотам. Употребление причастий в речи нам поможет при написании сочинений, сжатых изложений, в устной речи.

8. Подведение итогов урока. Осмысление результатов работы.

- Что нового узнали?

- С какими трудностями столкнулись?

- Как устранить эти трудности?

- Оцените себя по 5-бальной шкале.

Д/задание.

- обязательно: знать отличия полных и кратких страдательных причастий, письменно- текст № 5 ( рабочая тетрадь)

- творческое задание: сочинить четверостишие с использованием причастий по изученной теме или найти и выписать краткие и полные страдательные причастия из стихотворений известных поэтов ( оформить работу)

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу в группах.





© 2010-2022