Частица как служебная часть речи 7-класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частица как служебная часть речи. Формообразующие частицы

Цели:

- показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений; формировать умение отличать частицы от других частей речи, от союзов и наречий;

- способствовать развитию навыка выразительного чтения;

- прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности


Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Диктант «Проверь себя».

Осень подкрадывается незаметно. Порой не сразу увидишь маленький жёлтый или оранжевый листик в зелёных кудрях дерева. Ещё в конце августа притаился он в листве, и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар4.

2. Произвести фонетический разбор слова осень1

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

Сегодня на уроке мы поговорим ещё об одной служебной части речи - о частицах. Частицы и по размерам малы, и членами предложения не являются, а помощницы хорошие. Частица да подтверждает сказанное, частица нет отвергает, ли спрашивает, бы выражает предположение или желание, что за усиливает выразительность сказанного

Частица вот как бы «подсвечивает» явление и заставляет обратить на него внимание: Вот скажи!

А для чего нужны частицы? Их главная роль - вносить дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Они бываю усилительные, указательные, вопросительные, восклицательные.

А сейчас я предлагаю вам послушать замечательную сказку Ф.Кривина о частицах.

Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечта - осуществится!

Были же...

Бы, ли, же... Три маленькие частицы, в которых все это выразилось с наибольшей силой...

Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов - это нужно всегда твердо помнить!

Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. А в неслужебное время... О, о чем только не говорят внеслужебное время служебные слова! Этого вы никогда не прочтете в тексте.

- Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы,- говорит частица БЫ,- я бы такое сказала!

Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.

- Вряд ли,- возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться.- Да и нужна ли тебе лишняя буква?

- Это же пустой разговор,- останавливает их частица ЖЕ, привыкшая разно смотреть на вещи.- Тебе же вполне хватает двух букв - больше тебе не положено по правописанию.

Но частицу БЫ трудно остановить.

- Если бы я была Подлежащим,- вдруг заявляет она,- я бы навела порядок в этом тексте.

- Ой ли! Тебе ли наводить в тексте порядок?

- Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой.

Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они - служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.

Бы - мечтает. Ли - сомневается. Же - утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете! Попробуйте ни в чем не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать! Попробуйте ни о чем не мечтать.

Сможете прожить? Не сможете! (Ф. Кривин)

2. Чтение теоретического материала §56 стр. 198

3. Чтение стихотворения.

БЫ

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

Если бы не было этого «бы»,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 129. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.

При помощи частиц в высказ…вани... что (то) ут…ч…няется выд…ляется отр…цается выр…жается с…мнение в чём (то) уд…вление по поводу сообщаемого так или иначе оценивает…ся содержание высказывания.

(Н. Шанский, А. Тихонов)

2. Рабочая тетрадь, задание 130. Найди частицы, подчеркни их, определи их значение и функцию.

1. Лисе её же шкура приносит несчастье. 2. Если бы не мороз, то овёс бы до неба дорос. 3. Не спрашивай гостя, хочет ли он, чтобы ты зарезал для него курицу. 4. Без топора не плотник, без иглы не портной. 5. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 6. Твоими бы устами да мёд пить.

3. Рабочая тетрадь, задание 131. Укажи формообразующие частицы и формы слов, образованные с их помощью.

1. Щепотки волосков Лиса не пожалей,

Остался б хвост у ней.

(И Крылов)

2. Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

3. А ну-ка, девушки!

А ну, красавицы!

Пускай поёт о нас страна!

И звонкой песнею пускай прославятся

Среди героев наши имена.

(В. Лебедев-Кумач)

4. Да здравствуют музы, да здравствует разум!

(А. Пушкин)

5. Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

(А. Пушкин)

6. Да здравствует солнце, да скроется тьма.(А. Пушкин)

4. Из истории слов

Пускай (пусть). Эти окаменевшие, утратившие свое прямое значение частицы - формы повелительного наклонения от глаголов

«пускать» и «пустить». Значение, видно, первоначально было недалеко от «позволь, допусти, чтобы что-то случилось»

4. Упражнение 455

V. Этап информации о домашнем задании

§ 56, упр. 454

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии


© 2010-2022