Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синтаксис

Задание 1. Прочитай текст. Выполни задания к этому тексту.

Синтаксис (от греч. syntaxis - порядок, построение) - это раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение и др.), их строение, значение и функции.

Синтаксически соединяются слова, получающиеся из них словосочетания и предложения. Синтаксическая связь может быть сочинительной и подчинительной в зависимости от того, равноправны или неравноправны соединяемые ею единицы. Ср.: брат и друг (слова грамматически равноправны) и брат друга (второе слово подчинено первому).

Сочинительная связь объединяет слова или предложения как грамматически равноправные (нет отношений главного и зависимого, господствующего и подчинённого). О наличии сочинительной связи мы узнаём прежде всего по сочинительным союзам (и, или, но и др.), а также по интонации, совпадению форм слов (ряды однородных членов): Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? (А. Пушкин); [Воздух дышит весенним ароматом], и [вся природа оживляется] (М. Лермонтов) - предложения грамматически равноправны.

Подчинительная связь объединяет слова или предложения, одно из которых является главным, подчиняющим, а другое - зависимым, подчинённым. Подчинительная связь выражается по-разному: в словосочетании и простом предложении - формами слов, предлогами, в сложном предложении - подчинительными союзами, относительными местоимениями и наречиями (союзными словами) и некоторыми другими средствами: (Когда я называю по привычке моих друзей заветных имена), [всегда на этой странной перекличке мне отвечает только тишина] (А. Ахматова) - одно предложение подчинено другому.

Словосочетание

Понятие о словосочетании

Словосочетание - это сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. Как и слова, словосочетания служат наименованиями предметов, признаков, действий и т. д., но наименованиями более точными, более конкретными, чем слова (ср.: читать - читать вслух; весело - очень весело; мяч - футбольный мяч и т. п.т. п.).

Одно из слов в словосочетании является главным, его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж).

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает;

2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег;

3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около - предлог); тоже пришёл (тоже - союз); словно во сне (словно - частица);

4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный;

5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Типы словосочетаний

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на следующие группы:

1) глагольные (главное слово - глагол): выйти на улицу, говорить правду; встретиться с ним; умножить на пять; зайти попрощаться; громко смеяться; идти подпрыгивая);

2) именные (в роли главного слова выступают существительные, прилагательные, числительные и местоимения): майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом; полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить; три товарища, пятеро из нас; что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них;

3) наречные: совершенно секретно, далеко от Москвы. В зависимости от количества компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.

Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и обычно образуются в результате распространения простого словосочетания, например: читать книгу - читать интересную книгу, читать очень интересную книгу, долго читать очень интересную книгу.

Способы подчинительной связи в словосочетании

В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово.

Согласование - это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Главное слово при согласовании - существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.).Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения - в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать,

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу,

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу,

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу,

5) существительным - согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам):мамой-учителем,

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление - способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу,

2) существительным: чтение книги,

3) прилагательным: довольный успехом,

4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении - существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание - способ связи, при котором зависимое неизменяемо слово (или форма слова), (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия), связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти прихрамывая, очень рад.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,

7) существительным - несогласованным приложением: в газете «Известия».

Задание 2. Заполни таблицу.

Виды сочетаний

Группы словосочетаний

Способ подчинительной связи в словосочетаниях

1.

1.

1.





2.

2.

2.





3.

3.














Задание 3. Определи способ управления. Заполни таблицу.

Мягкий знак, просили её, бежит сверкая, читая книгу, обратился к гостям, прозрачных облаков, ехавший верхом, натянул поводья, не остывшая от зноя, шли дальше, попросить о помощи, испить воды, знаменитого художника, неброская красота, отражает красоту, хорошо вокруг, их пальто, все промолчали, светит одинаково, светит всем, лежали у костра, сверху палило солнце, стоял у дороги, трудно было, много приятелей, шустрых мальчишек, на своего доброго коня, родного леса, спортивная обувь, летнего дождя,

Управление

Согласование

Примыкание








































Задание 4. Из предыдущего задания выпиши словосочетания со способом управление и переделай их в согласование или примыкание.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Из задания 3 выпиши словосочетания со способом согласование и переделай их (где возможно) в управление или примыкание.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение.

1. Понятие о предложении

Предложение - это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершённостью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение - основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Это значение связано со значением наклонений и времени глагола-сказуемого. То, о чём говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности, или как нереальное - требуемое, желаемое или возможное при определённых условиях.

2. Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

а) Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

б) Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных говорящему ситуаций.

Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том бе­регу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

в) Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разно­видностей (в зависимости от того, что выражается в предло­жении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.). Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам.

3. Виды предложений по эмоциональной окраске

По наличию или отсутствию эмоциональной окраски выделяются предложения невосклицательные и восклицательные.

Восклицательные предложения передают эмоциональное отношение говорящего к сообщаемому. Они часто содержат восклицательные частицы как, какой, что за и др.: Какие перышки! Какой носок! (И. Крылов); Как были те выходы в степь хороши! (Б. Пастернак).

Невосклицательными называются предложения, не выражающие эмоционального отношения к сообщаемому: Среди миров, в мерцании светил одной Звезды я повторяю имя... (И. Анненский).

По цели высказывания восклицательные предложения могут быть и повествовательными, и вопросительными, и побудительными. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тют­чев)(Повествовательное, восклицательное); Как это так взяли?! - [крикнул, побагровев, Давыдов] (М. Шолохов) (Вопросительное, восклицательное); Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (А. Пушкин) (Побудительные, восклицательные).

4. Порядок слов в предложении

В русском языке каждый член предложения имеет своё определенное место.

пСинтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)одлежащее сказуемое

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)


согласованное обстоятельство дополнение,

определение образа действия остальные обстоятельства

Подлежащее обычно ставится перед сказуемым. Согласованное определение - перед определяемым словом, обстоятельство образа действия - перед сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнение - после сказуемого. Такой порядок слов называется прямым.

В речи указанный порядок членов предложения часто нарушается. Изменение прямого порядка слов называется инверсией (от лат. перестановка).

Инверсия позволяет:

  1. выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;

  2. выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;

  3. связать части текста.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)

5. Простые предложения

Простые и сложные предложения

По своему строению и значению предложения очень разнообразны.

По количеству грамматических основ они делятся на 1) простые (одна грамматическая основа) и 2) сложные (две и более основ): 1) В морозном тумане белеет Исакий (В. Брюсов); 2)\Не гнутся высокие мачты], [на них флюгера не шумят], и [молча в открытые люки чугунные пушки глядят] (М. Лермонтов).

Основные линии классификации простых предложений

Простые предложения по строению грамматической основы делятся на 1) двусоставные (с двумя главными членами) и 2) односоставные (с одним главным членом): 1) Люблю отчизну я, но странною любовью! (М. Лермонтов); 2) Кому-то принесли от мастера ларец (И. Крылов);Бессонница. Гомер. Тугие паруса (О. Мандельштам); Про батарею Тушина было забыто (Л. Толстой).

Как односоставные, так и двусоставные предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов могут быть 1)нераспространёнными (нет второстепенных членов) и 2)распространёнными (есть хотя бы один второстепенный член): 1) Был вечер. Небо меркло. Смеркалось (А. Пушкин); 2) Печально я гляжу на наше поколенье. (М. Лермонтов); А под маской было звёздно (А. Блок).

В предложении могут присутствовать все необходимые для понимания его смысла члены, но могут быть и пропущены отдельные члены. В соответствии с этим предложения делятся на 1)полные и 2) неполные. Полными считаются предложения, включающие все члены предложения, необходимые с точки зрения его структуры и коммуникативной завершённости. Неполными считаются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный (или несколько членов предложения), восстанавливаемый из контекста или ситуации: 1) Я не держу тебя; но где ты. свои прово­дишь вечера? 2) У Лариных (А. Пушкин)(неполное предложение).

Кроме того, простые предложения могут быть осложнёнными (включают в себя однородные или обособленные члены, вводные или вставные конструкции, обращения) и нeосложнёнными (названные конструкции отсутствуют): Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою (А. Блок)(предложение осложнено однородными и обособленными членами); Не спится, няня (А. Пуш­кин) (предложение осложнено обращением); Итак, она звалась Татьяной (А. Пушкин)(предложение осложнено вводным словом).

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)




























Односоставные предложения.

1. Односоставное предложение, выражение главного члена в нем

Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Главный член в нем независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного - как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом - сказуемым и с главным членом - подлежащим:
Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы) Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие только одного из главных членов достаточно для понимания смысла этого предложения.

2. Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иди сюда. Иду. Пойдемте в кино.
В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

В дверь. стучат /. постучали.

Пусть стучат.

Если бы стучали громче, я бы услышал.
В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно- или неопределенно-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Цыплят по осени считают.

Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)

3. Виды сказуемых

4. Безличные предложения

Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) - это так называемая безличная форма.

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с ПГС1 и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений: Холодает / холодало / будет холодать.

2) личным глаголом в безличной форме: Темнеет.

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях: Ветра не было / нет.

Главный член, сходный по структуре с СГС, может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:

Жаль / было жаль расставаться с друзьями.

Пора собираться в дорогу.

Главный член, сходный по структуре с СИС, выражается:

1) глаголом-связкой в безличной форме + наречие:

Было жаль старика.

На улице. становилось свежо.

2) глаголом-связкой в безличной форме + краткое страдательное причастие:

В комнате было накурено.

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения: Ему завтра дежурить. Всем встать!

Безличные предложения обозначают:

1) бессубъектные состояния: На улице темнеет.

2) действия, происходящие помимо воли субъекта: Меня знобит.

3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

5. Назывные предложения

Назывное предложение - это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса (О. Э. Мандельштам).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения: Поздняя осень.

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные: Скоро осень. Ср.: Скоро наступит осень. На улице дождь. Ср.: На улице идет дождь.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

1. Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.

По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.

Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)

Отграничивать простые пред­ложения от сложных и определить тип сложных предложений помо­жет следующий алгоритм:

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)


Сложносочиненное предложение

В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.

Основные типы сложносочинённых предложений

2. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

В саду раздавались голоса и был слышен смех - события происходят одновременно.

Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.

Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина - второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречие потому.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

3. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато):

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союз же, как и союзы тоже и также, всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части:

Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

4. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то):

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то лиуказывает на взаимоисключение явлений.

То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега - союз то - то указывает на чередование явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно:

Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но:

Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

5. Отсутствие запятой в сложносочиненных предложениях

Запятая не ставиться, если части сложносочинённого предложения имеют:

  1. Общий второстепенный член: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  2. Общую придаточную связь: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся домой.

  3. Общее вводное слово (словосочетание) или частицу: Как это часто бывает, вспоминается хорошее и забывается плохое. Да здравствует солнце и скроется тьма!

  4. Если соединяются два вопросительных предложения: Это кто такие и что им надобно?

  5. Если соединяются два восклицательных предложения: Как он смешон и как глупые его выходки!

  6. Если соединяются два побудительных предложения: Подпустить врага и дать огонь по команде!

  7. Если соединяются два назывных предложения: Мороз и солнце… (П.)

Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение


1. Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая -придаточной.

2. Виды придаточной части. (См. таблицу)

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

3. В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов:

1) временные: когда, пока, лишь, только;

2) причинные: так как, потому что, ибо;

3) условные: если, коли;

4) целевые: чтобы;

5) уступительные: хотя;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, чем;

8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.

В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из

- простых союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;

- двух простых союзов: как будто, как только;

- простых союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.

Разграничение союзов и союзных слов

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)


4. Определение типа сложноподчинённого предложения происходит как по формальному основанию, так и по смысловому: учитываются средства связи и смысловые отношения главной и придаточной частей. В большинстве случаев от главной части к придаточной может быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом. Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части, причем некоторые типы придаточных могут располагаться только после главных или определенных слов в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное.

В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоименные наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определенными союзами и союзными словами: то - что, там - где, столько - сколько и т. д. При определенных типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.

5. Три вида связи частей в сложноподчиненном предложении.

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)


















Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

1. Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.

По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.

Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)

2. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причи­ну, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

3. В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - [ ], [ ].

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

[Ветер выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] (М. Горький) -[], [],[].

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II. Причинные (второе предложение раскрывает причи­ну того, о чём говорится в первом):

несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III. Пояснительные (второе предложение поясняет пер­вое):

[Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров)

4. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Синтаксис и пунктутация. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. (8-11 классы)




1 ПГС - простое глагольное сказуемое, СГС - составное глагольное сказуемое, СИС - составное именное сказуемое

© 2010-2022