Статья на тему Развитие речи учащихся на уроках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Работа по развитию речи на уроках русского языка.


Цель работы по развитию речи - формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

Эту задачу решаю на всех уроках русского языка, но особое место в ее решении принадлежит урокам развития речи.

Так в 5-7 классах идет практическое усвоение системы речеведческих понятий, ведь известно, что любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются наиболее успешно с опорой на теорию.

В 5 классе учащиеся знакомятся с понятиями: текст и его признаки, тема и основная мысль текста, план (простой и сложный), типы текстов) описание, повествование, рассуждение), стили речи (разговорный, художественный, научно-деловой).

В 6 классе расширяю знания учащихся о стилях речи (знакомлю с официально-деловым стилем), о тексте (узнают о двух способах связи предложений в тексте - параллельном и последовательном), о строении текста (представление о строении типовых фрагментов текста со значением описания мест, описания состояния окружающей среды, информативного и изобразительного повествования, рассуждения-объяснения). В этом же классе ввожу сведения о разграничении научного и делового стилей речи.

В 7 классе знакомлю учащихся с публицистическим стилем речи, описанием состояния человека, рассуждением-размышлением, дискуссионным рассуждением с доказательством от противного.

В 8-9 классах приобретенные речевые умения совершенствуются при решении более сложных коммуникативных задач. Термины для усвоения: жанр, репортаж, интервью, очерк (8 класс); проблемный очерк, заявления, протокол, тезисы, конспект, статья, доклад (9 класс).

Все понятия усваиваются практическим путем, в процессе выполнения различного рода упражнений.

Так, в 5 классе учащиеся начинают знакомиться с функциональной стилистикой. Чтобы показать обусловленность стиля внеязыковыми факторами, начинаю работу с понятия речевой ситуации. Освоению признаков речевой ситуации помогают задания, связанные с перебором примеров. Например:

1. как вы понимаете выражение «официальная неофициальная обстановка»? Сгруппируйте примеры и прочитайте сначала те из них, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

2. как вы понимаете слова - общение, сообщение, воздействие?

Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс:

А) общения,

Б) сообщения,

В) воздействия.

Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечания нарушителю дисциплины, делиться с товарищами летними впечатлениями, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать маршрут с ними, давать сведения о местности.

В центре внимания в 5 классе разговорный и художественный стили. Последнему противопоставляется научно-деловая речь (расчленение на два самостоятельных стиля даю в 6классе). На первом этапе знакомства со стилистикой ученики усваивают, что каждый стиль речи в определенной ситуации, потом запоминают признаки ситуации разговорного и художественного стиля, работают с текстами, по этим признакам определяют и обосновывают стиль речи.

Только после того, как стиль речи может определиться учащимися, приступаю к языковому разбору текста.

Здесь большую помощь оказывает наглядный дидактический материал в виде таблиц или схем.

С языковыми средствами, используемыми в том или ином стиле речи, учащихся знакомлю постепенно, по мере изучения языковых разделов курса.

В 5 классе показываю, что слова различаются не только оттенками значения, но и стилистической окраской в разделах «Лексика», «Словообразование». Особое внимание уделяю случаям переносного употребления слова в художественном тексте, поскольку знакомятся уже в 5 классе с изобразительными средствами, основанными на этой особенности языка (метафора, олицетворение, эпитет).

Выполняя упражнения на обнаружение тропов, объясняют их природу, тем самым овладевают элементарными навыками анализа языка художественных текстов.

С темой и основной мыслью высказывания связываю работу над поиском заголовка к тексту. Для этого предлагаю такой, например, материал:

I. В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания?

1. а) поздняя осень;

б) осень в городском парке;

в) осенний листопад.

г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».

2. а) Летний дождь;

б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем;

в) Наша улица после дождя.

II. Сравните две темы по объему содержания. Какая из них более широкая?

а) Зимние каникулы;

б) На елке в Кремле.

Наблюдения за характером развития мысли в тексте в 5 классе объединяю с работой над порядком следования предложений. Для этого предлагаю составлять текст из разрозненных предложений.

Обучая строению текста в 6 классе, ввожу понятие «фрагмент текста». Показывая ученикам особенности строения типового фрагмента со значением, например, описания места, обращаю внимание на то, что все предложения, входящие в состав этого описания, строятся по одной и той же модели. Ученики пользуются схемами строения типовых фрагментов при изучении способов связи предложений в тексте.

Таким образом, знакомя детей с особенностями построения того или иного типового фрагмента, целенаправленно обучаю созданию большого связного высказывания.

Виды создаваемых в 6 классе высказываний:

  1. рассуждения научного стиля (подведение языкового материала под понятие);

  2. понятийно-направленные, оформленные в виде связного высказывания разборы текста (содержательно-композиционный, типологический, стилистический);

  3. характеристика текста: рассуждение научного стиля.

В 6 классе даю задания, связанные с исправлением текстов. Подобные задания вызывают интерес к языку, развивают речь учащихся. Например:

1. Устранить неудачный повтор, используя синонимы;

2. Удачно ли употреблено местоимение? Если нет, то почему? Как устранить имеющуюся неточность?

3. Восстановите текст. Третий абзац дан в двух вариантах. Сравните их. Какой из них авторский? Как вы думаете, почему?

В 7 классе на уроках развития речи учу собирать материал для докладов, отзывов о книге, заметок в газету. Работу начинаю с анализа имеющихся заметок, отзывов докладов. Примерные задания:

1. прочитайте две заметки из газет. Найдите в них вступления, зачин, развитие действия, концовку. Оцените заголовки: помогают ли они уловить главную информацию?

2. прочитайте текст заметки. Выполните стилистический анализ текста по плану:

а) укажите его стиль;

б) определите задачу и основную мысль высказывания;

в) покажите, как в соответствии с основной мыслью строится текст; сколько в нем микротем, абзацев; какой тип речи использован; какими способами связаны между собой предложения; какие средства выразительности в нем имеются.

После совместного выполнения подобных заданий делаем выводы о композиции произведений публицистического стиля, о цели их сообщения, а потом учащиеся пробуют свои силы в самостоятельной работе.

Например, всем классом готовим стенгазету, посвященную теме «Человек и природа». Ребята могут использовать в заметках любой тип речи, но стиль речи должен быть публицистическим.

В 8-9 классах учащиеся уже имеют представления об особенностях строения текста того или иного типа или стиля речи. Следовательно, продолжаю целенаправленно обучать школьников работе над текстом, используя уже имеющиеся у них знания. Постепенное усложнение решаемой на уроках развития речи коммуникативной задачи и увеличение доли самостоятельности учащихся при ее решении заложено в принятой в школе системе обучения речи. В этой связи идет нарастание трудностей от класса к классу при составлении текстов разных типов.

Так, например, при работе над высказыванием типа повествования ученики создают рассказ о случае из собственной жизни или по жанровой картинке (5 класс), рассказ по воображению, по данному началу без обрамления и с обрамлением (6 класс), рассказ на основе данного сюжета (7 класс), рассказ на заданную тему (8 класс).

Или при работе над рассуждением от элементарных рассуждений на основе жизненного опыта («Что я люблю делать в свободное время и почему?» - 5класс) - к сочинениям-рассуждениям на морально-этические и общественно-политические темы: «Какого человека я считаю красивым». Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач - необходимое условие успешности уроков развития речи.

Так, в 8 классе школьникам предлагаю попробовать свои силы и проверить свои возможности в создании произведений публицистического стиля следующих жанров: репортаж, интервью, статья, портретный очерк.

Предлагаю учащимся побыть в роли очеркистов, ребята с удовольствием сравнивают собственные портретные очерки с портретами - картинами известных людей.

В 9 классе расширяю представления учеников о языковых особенностях разных стилей речи за счет языковых средств, изучаемых в курсе синтаксиса сложного предложения. Продолжается изучение жанров публицистики (проблемный очерк), научной речи - доклад. По аналогии с жанром статьи учу писать сочинения типа рассуждения-доказательства («Надо ли читать книги») и рассуждения-объяснения («Любовь к отеческим гробам» - как я понимаю эти слова Пушкина?»)

В 10-11 классах работаю в основном с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) носят, как правило, комплексный характер, то есть наряду с освоением материала очередной темы даю задания, связанные с умением анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте. Темы занятий узконаправленны, например: «Анализ художественно-языковых средств, словесных образов» (конкретного произведения); «Наблюдение над лексическими средствами языка в связи с идейно-образным содержанием произведения»; «Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя»; «Характеристика лирического героя», «Анализ отрывка (эпизода, сцены, части текста)».

Таким образом, на уроках развития связной речи решается собственно коммуникативная задача курса - учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые способствуют активизации их речевой деятельности, как устной, так и письменной. Но развитие речи - это не автономно существующий раздел курса, а как бы вторая линия обучения языку. Содержание работы по развитию речи составляет еще и обучение культуре речи и связным высказываниям.

Обучение культуре речи проводится в связи с изучением фонетики, лексики, грамматики и направлено на развитие у учащихся осознанного отношения к своей речи и речи окружающих людей. Задача обучения культуре речи состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть правильной русской речью.

Так, изучая тот или иной раздел программы (науки о языке), учащиеся знакомятся с правилами произношения или образования слов и их форм, с правилами построения словосочетаний и предложений. Например, при изучении фонетики сообщаю, как следует произносить сочетания согласных -чн, -чт; изучая морфологию, обращаю внимание школьников на правильное образование отдельных (трудных) форм слов (чулок, но носков, рельсов; поезжай, но не ехай, хотят, но хочет и др.); работая над синтаксисом, знакомятся с нормами управления, с правилами построения предложений.

Использую такие, например, задания:

  1. правильно составьте и запишите фразеологизмы;

  2. Лингвистами установлено, что будущее время глаголов может употребляться в речи в значении настоящего или прошедшего. Докажите справедливость этого утверждения, проанализировав следующие примеры.

Правильность речи - непременное требование речевой культуры. Вторую, высшую ее ступень составляет речь хорошая, основным критерием которой является связность.

Все упражнения по развитию связной речи делю (по степени сложности) на пять групп, ведь задания, развивающие речь, требуют соблюдения такого принципа, как от простого к сложному.

Первая группа упражнений направлена на нахождение стилистических средств в материале для наблюдений. Например:

  1. какие средства выразительности используются в этом тексте?

  2. определите способ связи предложений в 1-ом абзаце.

  3. в каком предложении выражена главная мысль текста?

  4. укажите ряд слов, не свойственных литературному языку?

Вторая группа упражнений направлена на определение функций языковых средств в тексте.

Третья группа упражнений предусматривает составление самими учащимися разнообразных стилистических задач. Для этого школьники самостоятельно подбирают материал для упражнений, в том числе и тексты разных стилей и жанров с посильной их характеристикой. При этом степень самостоятельности учащихся возрастает.

Четвертая группа упражнений предусматривает употребление детьми стилистических средств в собственной речи. Это может быть составление словосочетаний, предложений, преследующее определенную цель, написание сочинений того или иного стиля. Задания этой группы упражнений - это уже задания творческие. Их тоже делю на две группы (по содержанию):

  1. задания, в которых предлагается текст, не полностью, а частично и ученики должны написать продолжение, сохраняя (по возможности) стилевую манеру изложения.

Пример. Совершим 15-минутное путешествие по школе. Первый маршрут - первый этаж. Первые классы. Девочки, мальчики. Мальчики, девочки. Наташи, Пети, Оли, Феди. Все бегают, прыгают…

  1. Сочинения на грамматическую тему, по картине, по личным впечатлениям.

Темы сочинений: «О сложных взаимоотношениях Причастия и Определяемым и Зависимыми словами», «Опять двойка!», «Как я провел лето».

Пятая группа упражнений - упражнения на редактирование текста.

Вступив в организацию, Сергей Тюлькин расклеивал листовки. Он развешивал флаги. Он участвовал в разгоне скота, в освобождении военнопленных.

Задания:

  1. найдите и устраните речевой недочет, вызванный неуместным повтором слов,

  2. используйте синтаксический способ правки - перестройте простые предложения в одно с однородными членами.

Опыт работы, однако, убеждает, что не все ученики, способные выполнять упражнения из 5-ой группы, могут самостоятельно конструировать тексты. Это доказывает, что работа над содержанием и логической стороной текста должна вестись параллельно с изучением речеведческой теории. Опора на языковой аспект текста позволяет мне более экономно и результативно сформировать у учащихся приемы построения текстов, предупредить такие ошибки, как нарушение логичности, последовательности, связности высказывания.

Отправной точкой в моей работе в этом направлении стало выделение в тексте ключевых предложений, т.е. предложений, на основе которых создаются целостность, последовательность, связность текстов разных типов и стилей. Преимущество выделения ключевых предложений текста перед привычными пунктами плана - тезисами в том, что эти предложения не только выражают мысли, которые должны быть раскрыты в тексте, но и демонстрируют форму выражения, грамматическую структуру; тем самым задаются не только смысловые, но и грамматические отношения между отдельными ключевыми предложениями и абзацами, с которыми они связаны. Для того, чтобы показать учащимся наличие в текстах смысловых и грамматических связей между предложениями, на уроках предлагаю фрагменты текстов с заданием определить наиболее важное по смыслу предложение и указать, какими предложениями оно уточняется.

Например:

На дворе темно и холодно, воет ветер. На море буря. А в хижине тепло и уютно.

Разбор данного фрагмента текста позволяет учащимся увидеть одинаково важное смысловое значение всех его предложений: первые два предложения связаны с третьим отношением противопоставления.

Между ключевыми предложениями текста и предложениями, их конкретизирующими, наиболее часто встречаются причинно-следственные отношения, описательно-распространительные, сравнительные и другие. Задание подчеркнуть в тексте отрывка из рассказа В.Солоухина «Двадцать пять на двадцать пять» словосочетания, обозначающие пространственные отношения (слева-справа-вокруг), позволяет учащимся осознать прием выделения точки описания и его деталей (стоит на холме, снижается в овраг…)

Целостность текста достигается также детализацией описания сорасположенных предметов (лес, черемуха, земляника,…), соотносящихся с предыдущим описанием и с ключевым предложением. Работа над описательными текстами позволяет учащимся усвоить описательно-распространительные отношения. Особенная эффективность видна, если эта работа ведется в группах.

Итак, учащимся дается языковая программа текста: словосочетания, обозначающие пространственные отношения; описательно-распространительные отношения в предложениях, передающих сорасположение предметов. Они получают ориентацию на способы создания текста: определить точку описания и выделить детали описываемого. Восстановление текста по извлеченному языковому материалу с учетом грамматических отношений между предложениями и способов их реализации в дальнейшем помогает учащимся успешно самостоятельно конструировать тексты.

Приведу пример анализа текста и работы над последующим самостоятельным созданием текста учащимися.

Ученики получают отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Чистые пруды», читают текст, указывают тип высказывания и стиль. Под моим руководством коллективно определяют общую направленность текста - в нем раскрывается образ «дорога детства». Учащиеся подчеркивают ключевые предложения: Чистые пруды - столбовая дорога детства…; водили нас…; ходили в кино…; мы уходили на войну. Учащиеся устанавливают повествовательно-распространительные отношения между выделенными ключевыми предложениями и другими предложениями, с ними связанными по смыслу. Обращаю внимание школьников на прием детализации ключевых предложений как частей целого, на многократное повторение глагольных словосочетаний. По правилам, выделенным при анализе данного текста, учащимся предлагаю самостоятельно составить текст «Улица моего детства»; для этого:

  1. определить смысл понятия «улица детства»;

  2. раскрыть это понятие с помощью детализации, перечисления частей целого. Учащиеся вспоминают и другие, рассмотренные ранее способы раскрытия понятия: прием цитирования стихотворных строк, использования в качестве ключевых предложений фразеологических оборотов;

  3. описать местность через повествование с элементами рассуждения;

  4. передать повествовательно-распространительные и причинно-следственные отношения между ключевыми предложениями и абзацами.

Таким образом, учащиеся не только овладевают умениями вычленять из готового текста его «языковую схему» и создавать свои схемы текстов, но и осознают роль изучаемых языковых явлений в тексте. Такие уроки я провожу обычно перед изучением темы, их задача - показать ученикам коммуникативное значение того или иного учебного материала. Так, например, демонстрирую текстообразующие возможности наречий - слов, по выражению А.Пушкина, «живописующих глагол». Целью было усиление мотивации в изучении трудного материала. Реже такие уроки даю в ходе работы над темой - обычно это отдельные фрагменты анализа. И систематически завершаю работу над темой обобщением сведений о роли данной части речи или типа предложения в речи. Часто на этом уроке использую репродукции картин - своеобразный раздаточный материал. Он помогает организовать самостоятельную работу учащихся. К каждой репродукции предусмотрен очень краткий комментарий, причем там, где это возможно, документального характера: высказывания, воспоминания автора, других художников, писателей…

Такой материал обладает наибольшей убедительностью, позволяет соотнести словесное описание и зрительный образ; служит толчком для размышлений. В отдельных случаях даются отрывки из школьных сочинений. Как известно, образцы детских высказываний вызывают у школьников интерес, желание включиться в творческий процесс, убеждают в посильности предложенного задания.

- 8 -

© 2010-2022