План мероприятий: Неделя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неделя русского языка и литературы

Могуч и прекрасен русский язык. Он отличается благозвучностью и мелодичностью, мягкостью тонов и богатой ритмикой .Можно привести множество доказательств того, что нам дан в наследство самый богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежны в употреблении слов, засоряем речь ненужными выражениями. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

2) «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

3) Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык, чтобы не быть безграмотными.

1. Понедельник. Линейка. Задание 9-11 классам.

Узнайте историю устойчивого выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, спустя рукава, точить лясы, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах

9-А: ; 9-Б: , 9-В:

10 -А: ; 10-Б:

11-А: ; 11-Б: , 11-В:

в пятницу эту историю инсценировать. Жюри:

Задание 5-8 классам. «Дорисуй пословицу»

Задание: вставь рисунок в пословицу.

5-А: Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню)

5-Б: Когда ... на горе свистнет. (Рак)

5-В : ... рубят - щепки летят. (Лес)

6-А : Не ..., так и не мычи. (Корова)

6-Б: Не плюй в ... - пригодится воды напиться. (Колодец)

7-А: Большому ... - большое плавание. (Кораблю)

7-Б ….. не лето, в шубу одета.(Зима)

7-В Два друга - мороз да …….(вьюга)

Для 8-9 классов

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.(Переплёт.)

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.(Произведение.)

Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.(Гипербола.)

Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.(Канва.)

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

(Дневник.)

Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.(Выдержка.)

Не только название покрытых короткой травой участков для гольфа, но и псевдоним русского писателя.(Грин - Грин Александр. Настоящая фамилия - Гриневский.)

Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок. (Стопа.)

Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.(Драма.)

Не только купол церкви, но и раздел книги.(Глава.)

Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений. (Детектив)

Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 г. (Шоу - Шоу Джордж Бернард.)

Не только выставка-презентация новых моделей автомобилей, но и литературно-художественный кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.(Салон.)

Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.(Бок - фрекен Бок.)

Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.(Том.)

Не только житель Финляндии, но и юный герой Марка Твена.(Финн - Гек Финн.)

Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.(Лада.)

2. Вторник. На классном часе раздать задания: до конца дня придумать как можно больше слов, используя буквы слова языковедение (грамматика) (т.е. переставляя эти буквы, образовывать новые слова)

Учителя: Эбулесова Э.Р. Конкурс «Басни Крылова» . Участвуют ученики 6-А и 6-Б кл.

3. Среда:

А) Коллаж «Ода русскому писателю».

Учителя: Веленская Н.В. Презентация к 165-летию книгоиздателя Д.И.Сытина для 11-х классов.

4. Четверг.

1. Конкурс на лучшее оформление гирлянды «В мире мудрых мыслей» .

Участвуют ученики 5-11 классов.

5. Пятница.

1. 5 -8 классы. Конкурс « Отгадай шараду».

Выполнить задание на листочке, подписать, каждый ответ пронумеровать (№ шарады - ответ), принести в кабинет №6.

Отгадай шарады:

1) Первое - предлог.

Второе - летний дом.

А целое порой

Решается с трудом. (задача)

2) С буквой "К" я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С буквой "П" - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (карта, парта)

3) Мой корень в "просьбе" заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в "воплощение" где-то.

На целое все ждут ответа.(вопрос)

4)Корень мой находится в "цене»

В «очерке» найди приставку мне

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

5) Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ: «А-том».)

6) Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ: «Па-ром».)

7) Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ: «За-дача».)

8) Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ: «Кар-тина».)

9) Первый слог найдешь средь нот,

А второе - бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

(Ответ: «До-рога».)

10) Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(Ответ: «С-порт».)

11) Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой.

(Ответ: «Пар-та».)

12) Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Ответ: «Пи-рог».)

13) Нота - мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

(Ответ: «Ми-на».)

14) Вы меру площади припомните вначале -

Ее вы в школе, несомненно, изучали.

Пятерка букв, идущих следом, - вдохновенны,

Им не прожить без танца, музыки и сцены.

На экспонаты оружейные глазея,

Ответ найдете в историческом музее.

(Ответ: «Ар-балет».)

15) Вот он - первый слог.

Этот слог - предлог.

Далее - юнец, вхожий во дворец.

Буква на конце стоит, открывает алфавит.

Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.

(Ответ: «Про-паж-а».)

16) Из бумаги - самый первый слог.

В него сахар ты б насыпать смог.

Второй - мерит информацию он иль

Нам являет музыкальный стиль...

Слово целое - как кувырок,

В цирке ты б его увидеть смог.

(Ответ: «Куль-бит».)

17) В начале - действий череда,

Но - не ходьба и не езда.

Затем здесь гласная идет,

А следом - жмот наоборот.

Отгадка - зверь гиппопотам.

Сказать иначе надо вам.

(Ответ: «Бег-е-мот».)

18) Отыщи болезнь-заразу,

А прибавишь букву - сразу

Слово новое готово.

У кораблей есть это слово.

(Ответ: «Я-корь».)

19) Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое.

(Ответ: «М-уха».)

20) Первое - нота, вторая - игра,

Целое встретится у столяра.

(Ответ: «До-лото».)

21) Первый слог - рекой зовется,

Есть на корабле - второй,

Ну а целое дается

В честь победы боевой.

(Ответ: «Сал-ют».)

22) Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Ответ: «Я-блок-о».)

23) Первый слог мой каждый знает -

В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим.

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать.

(Ответ: «Мел-и-тополь».)

24) Мое начало вы найдете в поле,

Второе с третьим вы учили в школе,

Когда был по грамматике урок,

Одно из них - союз,

Другое же - предлог.

Затем вы, приложив старанье,

Найдете дерева названье.

А в целом - имя города-героя,

Чьей мы гордимся славой боевою.

(Ответ: «Сев-а-с-тополь».)

25) Первое - нота, второе - то же,

А в целом - на горох похоже.

(Ответ: «Фа-соль».)

26) Ищите в танце первый слог,

Вторых два - цифра и предлог,

А целым мы зовем людей,

Готовых жизнь отдать в бою

На благо Родины своей.

(Ответ: «Па-три-от».)

27) Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(Ответ: «Кипа-рис».)

28) Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

(Ответ: «Бра - конь - ер».)

29) Мой первый слог - это предлог,

Согласья знак - второй мой слог,

Мой третий слог - судьбина злая,

Всё вместе - в праздник получаем.

(Ответ: «Под-а-рок».)

30.Собери предложение:

План мероприятий: Неделя русского языка и литературы

2. 9-11 классы:

Инсценировка истории возникновения устойчивого выражения (задание получили в понедельник)


© 2010-2022