- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему
Урок по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткачук Г.В. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Повторение по теме «Лексика»
5 класс
2012г
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Повторение по теме «Лексика» (5 класс)
Тип урока: повторение изученного в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: игра
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (5 класс - 6 часов в неделю).
Реализуемая программа составлена на основе программы «Русский язык 5-9» (2008г.) под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.
УМК: 1). Русский язык. Практика. 5кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др; под ред. А.Ю. Купаловой. - 16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 2). Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 18-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. 3).Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.
Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
развить умение формулировать определение понятий;
-
развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
-
повторить морфемный разбор слов;
-
научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;
-
формировать умение использовать омонимы в речи;
-
развить умение различать омонимы в тексте;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические умения.
-
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения групповой и парной работы.
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Повторение и закрепление изученного.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута).
Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Актуализация
знаний
(4 минуты)
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали.
(Слайд 1)
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
-Чтобы войти в теремок, нам нужен ключик. А ключом послужит ключевое слово кроссворда.
Задание 1
- Разгадайте кроссворд (Слайд 2).
1. Основная единица языка.
2. Новые слова.
3. Слова, которые употребляются в определенной местности.
4. Слова, близкие по лексическому значению.
5. Слова, противоположные по значению.
6. Запас слов и выражений человека.
7. Устаревшие слова.
- Какое же ключевое слово получилось?
с
л
о
в
о
н
е
о
л
о
г
и
з
м
д
и
а
л
е
к
т
и
з
м
ы
с
и
н
о
н
и
м
ы
а
н
т
о
н
и
м
ы
л
е
к
с
и
к
о
н
а
р
х
а
и
з
м
ы
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексика!
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.
- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика».
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.
Учащиеся разгадывают кроссворд.
- Слово
- Неологизмы
- Диалектизмы
- Лексикон
- Синонимы
- Антонимы
- Лексикон
- Архаизмы
-Лексика
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока - повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».
Принцип деятельности.
Регулятивные УУД.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Практика опережающего обучения
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)
3.Работа по теме урока
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ребята, с вашей помощью мы благополучно открыли теремок. А в теремочке несколько заданий для нас. Тот, кто раньше других правильно справится с заданием, получает карточку, на которой изображена определенная буква. Те, кто наберет 5 карточек, смогут сложить слово. А какое слово, узнаете позже.
Итак, 1-е задание (задание на партах у каждого учащегося).
Задание выполняется письменно:
Возят почту к…рабли, сам…леты, п…езда,
Мчат во все к…нцы з…мли: в степи, в горы, в г…рода.
Почту в дальние районы дост…вляют2 п…чтальоны
(М. Белкина)
Задания к тексту
1. Вставьте буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы (на выполнение 1 задания отводится 4 минуты.)
2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.
3. Определите лексическое значение слов "почта", "почтальон".
С помощью толкового словаря выясните,
эти слова однозначные или многозначные.
-Угадайте, кто с сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (на доску прикрепляется рисунок). Ба, . да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение слова "корреспонденция"?
(Слайд 3)
Вручение писем адресатам, формулируются задания для учащихся:
-Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Как называются слова, близкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в квартире №1. Его зовут Смелый.
3 а д а н и е 1. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:
"Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам". Назовите имена остальных братьев.
3 а д а н u е 2. Отредактируйте текст, используя синонимы (тексты на партах по одному на двоих).
"После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел радостно и глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал сам
прилежно работать".
Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва,
Они стояли у порога, уже готовые в дорогу.
-Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий.
(Слайд 4)
-Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то, пришла весть от родного дедушки. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время
долгих странствий побывало оно под дождем или в речке тонуло.
3 а д а н и е 3. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране)
(Слайд 5)
"Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ... "
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Окна квартиры №3 распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет: (Слайд 6)
Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие личинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я. Козловский)
-Проверьте, получается ли из полученных карточек слово. Какое?
Те, у кого сложилось слово, получают отметку
«5».
-Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал "Мир".
3 а д а н и е 4. Пользуясь словарем, определите значение слова "мир". Составьте предложения с омонимами.
-А под самой крышей находится мансарда. Там идет заседание любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пленящие и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью
Обливаться, и равнодушно холодом дышать.
Я. Козловский
- В каком значении используются слова?
-Для них почтальон Печкин принес бандероль.
-Она предназначена для' любителей поэзии. Здесь сборник стихов. Откроем его.
З а д а н и е 5. Найдите слова, использованные в переносном значении:
Усталое солнце по небу гуляет,
Ленивая тучка над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
А. Громова
Полз состав. Он устал - от гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал, и уснул у моста.
В. Левин
Задание 6 (на выбор):
-Задание 1 предлагается тем, у кого не получилось слово ТЕРЕМ.
-Задание 2 предлагается тем, у кого из полученных карточек получилось слово ТЕРЕМ.
1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова: "горький", "холодный", "печальный", " дышит".
2. Напишите сочинение-миниатюры на одну из тем: ''Гулял по лесу ветер", "Бежал веселый ручеек", "Пришла волшебница-зима". Лексическое задание: используйте слова в переносном значении, синонимы, антонимы.
-Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?
-Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в жизни?
-Продолжите, пожалуйста, предложения:
-
Сегодня я узнал(а)…
-
Я задумался(ась), о том
-
Я меня получилось…
-
Было интересно…
-
Я научился(ась)…
-
Теперь я могу…
-
Было трудно…
-
Мне захотелось…
-
Я почувствовал(а), что…
-
Я выполнял(а) задания и …
-
Урок дал мне для жизни…
-
Я попробую…
-
Я понял(а), что…
-
Меня удивило, что…
-
Я смог(ла)…
Работают самостоятельно
Работают со словарем
Группа учащихся работает со словарем, остальные отвечают устно
Ответившие верно получают карточки (Т)
Синонимы
Синонимы к слову смелый: храбрый, отважный Ответившие верно получают карточки (Е)
Работают в группах
Варианты ответов учащихся.
Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.
Антонимы
Ответившие верно получают карточки (Р)
Подбирают антонимы к прилагательным
Ответившие верно получают карточки (Е)
Омонимы
Ответившие верно получают карточки (М)
Один-два учащихся озвучивают определение по памяти.
Терем
Определяют значение слова"мир".
Два ученика работают у доски
Выясняется значение слова мансарда
В переносном значении
Определяется значение слова бандероль(работа со словарем)
Работа в парах
Усталое, гуляет
Ленивая, скучает
Сонной
Спит, игривый
Полз, устал, хвост
Полз, уснул
Выполняют задания письменно
Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения)
Развитие коммуникативных и познавательных УУД
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)
Познавательные УУД (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей)
Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)
УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)
Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации)
Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками)
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации)
V. Домашнее задание
Оскудела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это и есть ваше общее творческое домашнее задание.
А вот выполнение заданий теста по теме «Лексика» предлагаю выполнить по желанию.
Тест по теме «Лексика»
-
В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?
-
Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд
-
Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок
-
Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение
-
Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение
-
В каком ряду не все слова являются синонимами:
-
Подарок, подношение, презент, гостинец
-
Поэт, стихотворец, певец, лауреат
-
Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться
-
Объединение, союз, ассоциация, альянс
-
В каком ряду не все слова являются синонимами:
-
Узы, оковы, путы
-
Воображение, фантазия, вымысел
-
Старание, одолжение, услуга
-
Холм, пригорок, возвышенность
-
Какая пара слов не является антонимами?
-
Редколесье, чащоба
-
Жизнерадостный, печальный
-
Лицемерный, двуличный
-
Закономерный, случайный
-
Какая пара слов не является антонимами?
1)Лучезарный, мрачный
2)Милосердие, безжалостность
3)Немногословный, словоохотливый
4)Жизнерадостный, оптимистичный
Задание в формате ЕГЭ
Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), личностные (саморегуляция)
Принцип деятельности
Личностные УУД (саморегуляция), познавательные самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера),