План-конспект открытого урока по теме Устаревшие слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

по дисциплине «Русский язык и литература».

для группы 1-го курса очного отделения

22.02.06. Сварочное производство.

Разработчик: преподаватель дисциплины «Русский язык и литература»

Чельманова Елена Николаевна

Тема: «Устаревшие слова».

Планируемые результаты.

Личностные:

  • позитивная мотивация к учебной деятельности;

  • пробуждение познавательного интереса к истории своей страны, своего языка;

  • осознание лексического богатства русского языка, чувство гордости за свой язык; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Метапредметные:

  • целеполагание, планирование собственной учебной деятельности;

  • планирование и организация учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

  • умение пользоваться справочным материалом, в том числе - лингвистическими словарями с целью поиска и выделения необходимой информации;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • соблюдение правил речевого поведения;

  • способность к рефлексии.

Предметные:

  • формирование представления у обучающихся об устаревших словах и неологизмах как лексических категориях, о различиях между архаизмами и историзмами;

  • умение использовать изучаемые категории слов в речевой практике;

  • понимание духовно-нравственного смысла произведения;

  • умение производить языковой анализ текста художественного произведения.

Понятия: лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, диалектизмы, архаизмы, историзмы.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, ноутбуки

Методическое обеспечение: компьютерная презентация, справочные материалы (распечатанные ), карточки с заданиями (по количеству обучающихся),словари (школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, этимологические словари), видеофрагменты, аудиозаписи.

План урока.

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Мотивационный этап. (2 минуты)

3. Актуализация знаний и умений учащихся. (5 минут)

4. Создание проблемной ситуации. (3 минуты)

5. Определение темы урока. (2 минут)

6. Постановка цели и задач урока. (3 минут)

7. "Открытие" нового знания (1). (10 минут)

8. Физкультминутка. (2 минуты)

9. Применение полученных знаний. (5 минут)

12. Творческое задание. (3 минуты)

13. Обобщение. (2 минуты)

14. Рефлексия. Подведение итогов урока. (3 минут)

15. Домашнее задание. (2 минуты)

Технологическая карта урока

ЭТАПЫ

УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

1. Организационный этап.

Приветствие студентов, про­верка готовности рабочего места студентов к учебному занятию.

Студенты приветствуют преподавателя, староста отмечает отсутствующих в рапортичке.

2. Мотивационный этап.

Работа с эпиграфом: «Человеку тесно жить только в настоящем. Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее - расширения туда и сюда». Д.С. Лихачев.

- Как вы понимаете слова академика Лихачева?

- А что, по-вашему, помогает осуществлять эту связь?

Отвечают на вопрос преподавателя.

(Человек не может жить только одним днем. Ему необходимо сознавать себя частью своего народа, своей страны, чувствовать связь с прошлым своей Родины, опираться на это прошлое, как на фундамент, без которого невозможно строить будущее).

Культура. Искусство. Литература. Язык. Слово).

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

- Сначала проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

Задание 1 Терминологический диктант. На ваших столах лежат бланки ответов. Я читаю предложения, а вы дополняете их недостающими терминами. Слова вписываем в именительном падеже.

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности, называются…

2) Весь словарный состав языка называется …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями независимо от места проживания, называются…

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …

5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются…

6) Слова, разные по написанию, но схожие по значению, называются...

7) Слова, противоположные по значению, называются …

Задание 2. Найдите лишние слова. Ответ обоснуйте.

Головка, щёчка, ушко, глазок, носик, ротик, язычок, ручка, ножка.

Отвечают на вопрос.

( О словах. О лексике).



диалектизмы

лексика

общеупотребительные

профессионализмы

омонимы

синонимы

антонимы


Щечка, ротик. Это однозначные слова. Остальные - многозначные.

4. Создание проблемной ситуации.

Задание. Объясните лексическое значение слов.

Тишина, лепота, вор, смерд, блокбастер, тать, риелтор, песня, палка.

- Толкование каких слов вызвало у вас затруднение?

- Получается у нас выполнить задание? (Нет).

- Почему не получается?

Обучающиеся объясняют часть слов. Толкование другой части вызывает затруднение.

Называют слова

Это старые слова, они уже ушли из языка.

5. Определение темы урока.

О чем у нас сегодня пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока.

Устаревшие слова.

6. Постановка цели и задач урока.

А что нам поможет справиться с предыдущим заданием? (Учебник, словарь, произведения русских писателей).

Каким образом? Вспомните, где и когда вы встречались с этими словами. Какие мысли, чувства, эмоции у вас возникали, при этом? Поделитесь с нами своими ощущениями.

- Попробуем в этом разобраться.

- Итак, какова наша цель на уроке?

Какую работу нам необходимо проделать, чтобы прийти к этой цели?

Обучающиеся предлагают свои варианты, затем озвучивается цель (выяснить, что такое устаревшие слова и неологизмы, научиться распознавать их и узнать, что означают слова, вызвавшие у нас затруднение).

и проговариваются пошагово этапы ее осуществления (поработать с теоретическим материалом, словарями, потренироваться применять добытые знания в практической деятельности).

7. "Открытие" нового знания.

На слайде - изображение Храма Василия Блаженного.

-Что за здание вы видите на фото? Где оно находится? Во время правления какого царя и в честь какого события было построено?

Существуют различные предания, легенды о того, как был построен этот храм. Русский поэт Дмитрий Кедрин в стихотворении «Зодчие», написанном в 1938 году, изложил свою версию этого события.

Пожалуйста, послушайте его. (Читает стихотворение).

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Обратите внимание на словарный состав стихотворения. Что необычного заметили?

- С какой целью их использует автор?

А на какие группы мы можем разделить устаревшие слова, встречающиеся в стихотворении?

Чтобы ответить на этот вопрос, вы сначала поработаете с теоретическим материалом, а затем с текстом стихотворения. В помощь вам распечатан словарик устаревших слов. Ваша задача - изучить теоретический материал и классифицировать устаревшие слова из стихотворения. Работаем в парах.

Храм Василия Блаженного (Покрова Божьей Матери).

В Москве на красной площади. Построен при царе Иване IV Грозном в честь взятия Казани.



Слушают стихотворение.

(Делятся впечатлениями).

Много устаревших слов.

Чтобы читатель почувствовал эпоху, изображенную поэтом.




Работа в парах, затем сообщения студентов

8. Физкультминутка.

Показывает движения.

Выполняют движения под музыку (Песня группы «Цветы» «Богатырская наша сила»).

9.

Применение полученных знаний.

- Итак, мы с вами выяснили, что устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы. А сейчас попробуем подобрать синонимы-архаизмы к известным всем словам. Работаем в парах.

- В течение двух минут вспомните и запишите как можно больше устаревших названий частей человеческого тела. Например, «око - глаз».

- Следующее задание - работа с текстом. Прочтите текст, лежащий у вас на столах и подчеркните в нем историзмы. Также работаем в парах



Работают в парах, затем зачитывают результаты и сверяют с правильным ответом.

Работают в парах, затем зачитывают результаты и сверяют с правильным ответом.

12.

Творческое задание.

Перед вами картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Составьте по ней текст из 3-5 предложений, используя в нем как можно больше устаревших слов.

Составьте объявление, заявление или другой деловой документ, употребив в нем неологизмы.

Составляют текст (работают в группе).

Составляют документ (работают в группе).

13.

Обобщение.

Вернемся к словам, вызвавшим у вас затруднение в начале урока. Что теперь вы сможете о них рассказать? Смогли вы теперь по-иному взглянуть на них?

Преподаватель зачитывает слова В.Г. Белинского: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнью народа...»

Приходят к выводу, что в этих словах - часть истории нашего языка и нашего народа.

14.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

На столах карточки с незаконченными фразами:

«Урок мне понравился (не понравился), потому что…»

«Я считаю, что мы достигли (не достигли) цели, потому что…»

«Достижению цели помогло (помешало)…»

«Моим открытием на уроке стало…»

«Мне было интересно…»

«Я испытывал затруднения в…»

«Теперь я…»

«Знания, полученные на уроке, могут пригодиться мне…»

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы товарищей, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

15.

Домашнее задание.

Дифференцированное:

1) Составить словарик устаревших слов, встречающихся в произведениях писателей XIX века, изучаемых нами (А.Н. Островского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова). 10-15 слов.

или

2) Составить словарик неологизмов, используемых вами в повседневной речи. 10-15 слов.

Дополнительное задание (по желанию) для сильных обучающихся.

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

«О чем мне поведали устаревшие слова?».

«Неологизмы: вторая жизнь устаревших слов».

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022