- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по литературе в 7 классе по теме: Мцыри М. Ю. Лермонтова
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме: Мцыри М. Ю. Лермонтова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Джонаидова Ш.С. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Зуйская общеобразовательная школа 1-3 ступеней №2
с крымскотатарским языком обучения
17.12.08г.
БСШ №1
Районный конкурс «Учитель года-2009»
Урок литературы в 7 классе
(Обобщающий урок)
Тема: М.Ю.Лермонтов.
Жизнь и творчество.
«Мцыри».
Подготовила и провела: учитель
русского языка и литературы
Зуйской ОШ 1-3 ступеней №2
Джонаидова Ш.С.
Пгт.Зуя, 2009г.
-
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело
-
«Можно сказать без преувеличения, что поэт
Брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии,
грохот у громов, гул у ветра, что вся природа
сама несла и подавала ему материалы…
Картины природы…
дышат грандиозностью и роскошным блеском
фантастического Кавказа».
В.Г. Белинский
Урок литературы в 7 классе
«Святая прелесть… Стих, как Божий дух, носился над толпой…
Тема: М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество.
Обобщающий урок
Цель: учить строить собственные высказывания, использовать текст, для подтверждения своих мыслей;
вести диалог в процессе обсуждения проблемного задания;
работа над умением характеризовать поступки героя;
повторить и закрепить знания о жизни и творчестве поэта.
Оборудования: портрет поэта, текст, рисунки, иллюстрации, записи музыки Баха, Вивальди;
видеодиск, костюмы героев, карточки, дополнительная литература
Живое все всегда вдвоем,
Лишь я на свете одинок
Сон Кан
(Эти слова передают нам состояние его души: одиночество)
Ход урока
Музыка. Звучит стихотворение «Молитва»
В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную твержу я наизусть.
Есть сила благодатная в созвучье слов живых,
И дышит непонятная, святая прелесть в них.
С души, как бремя скатится, сомненье далеко,
И верится, и плачется, и так легко-легко…
М.Ю.Лермонтов
Отрывок стихотворения Е. Евтушенко « Молитва перед поэмой»
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
……………………………..
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.
Давайте вспомним, что мы знаем о Лермонтове - вопросно-ответная беседа:
2 команды задают вопросы (3-5) друг другу (на доске «Древо познания»- каждый правильный ответ - 1лист)
Проблемный вопрос - запись в тетради, на него отвечают в конце урока.
Можно ли финал поэмы назвать мирным?
Диаграмма Вена
«Лит.исследователь»
Задание: запись в тетрадь- Какие черты их характеризуют?
Лермонтов Пушкин
Словарная работа
Мцыри- на грузинском языке «неслужащий монах», «послушник».
Ангел- в религиозной мифологии: сверхъестественное существо, посланец бога, якобы покровительствующий человеку.
Хаджи- мусульманин,совершивший паломничество в Мекку.
Кинжал- колющее, острое оружие с коротким клинком.
Клинок-заостренный с одной стороны кусок дерева или железа.
Очаг- устройство для разведения огня, поддерживающее пламя.
Кайма- обшивка по чему-нибудь. Например: платок с голубой каймой.
Демон- в христианской мифологии- злой дух, дьявол.(злая и властвующая натура, душа).
Азраил, Измаил-Бей- имена
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц,- и на нем
Шерсть отливалась серебром
Я ждал, схватив рогатый сук
Минуту битвы…
«Древо познания»
Творческое задание - выписать цитаты из текста
Мцыри
Жизнь до побега После побега
- безрадостная жизнь - променял бы две жизни
в монастыре ; за одну, полную тревог;
- мало жил и жил в плену ; - одну, но пламенную
- вырос в сумрачных стенах страсть;
- от келий душных и молитв… - в чудный мир тревог и
битв;
- про воли дикие степей;
- пышные поля.
К чему стремится?
-пройти в родимую страну,
-вспомнить отцовский дом,
смуглых стариков, молодых сестер;
3 дня свободы- что он делал?- жил;
- без этих дней жизнь печальна и мрачна,
- задумал взглянуть на дальние поля,
- узнать прекрасна ли земля.
Увидел:
- холмы,
- скалы,
- поток,
- сон о ней;
встреча с врагом- бой с барсом,
едва взглянул на божий свет,
блаженство вольности познал,
игра мечты, болезнь ума;
встречи: со змеей, грозой, золотой рыбкой,
услышал голос молодой грузинки.
Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас-
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах…
«Древо»
Конкурс «библиотекаря» «Внимательный читатель»
-
Когда, в какое время года, дня Мцыри исчез? (осень, ночь)
-
Сколько дней его искали? (3дня)
-
Чем были заняты монахи? (молились)
-
С кем сравниваются деревья? (братья свежею толпою)
-
Что делал Мцыри на воле? (жил)
-
Какая была бы жизнь Мцыри без этих трех дней? (печальней и мрачней)
-
Кто плакал как дитя?
-
Где скользила змея? (меж коленей)
-
Последняя просьба Мцыри? (сад)
-
С чем сравнивает Мцыри темноту леса? (миллион черных глаз)
-
Кто был чужой для них?
-
Что грыз могучий барс? (сырую кость)
-
Чем рассек лоб? (сук, как топор)
-
Шерсть барса? (серебро)
Разминка «Литературный теоретик»
Вопросы:
-
Троп, основанный на использовании определения в переносном смысле,- это…(эпитет)
-
Какое изобразительно-выразительное средство использовано в строчке
«Ветер по морю гуляет»?
а) эпитет; б) сравнение в) олицетворение
3. Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным,
выразительным и точным?
(сравнения, метафоры, слова в переносном значении)
«Древо»
Инверсия
Творческое задание - найти инверсию:
-
Не перенес трудов далекого пути
-
Чужд ребят утех
-
Про волю дикую степей
-
Ветерок сырые шевельнул листы
-
И жаждой я томиться стал
-
Трудами ночи пугливый рой
«Древо»
Интерактивное упражнение
«Конструирование текста»
- выписать предложения так, чтобы получился текст
-
Пейзаж (лес, поток…)
-
Грузинка (с кувшином, сон)
«Древо»
«Языковед»
Словарно- орфографическая работа:
-
Страж-сторож - чередование
-
Дерев- деревьев - сокращение
Лингвистическая игра «Веселая орфография »
Правило: назвать орфограмму за 30 секунд
-
Ребенка пленного он вез;
-
Где выл, крутясь, сердитый вал;
-
«Ты хочешь знать, что делал я на воле ?»
«Древо»
Опорная схема
«Мцыри»
МОНАСТЫРЬ - СВОБОДА - МОНАСТЫРЬ
-Замкнутое пространство
-Безысходность, снова тюрьма?
-Лучше смерть, т.к. только она освобождает
и душу, и тело, дает свободу.
Тюрьма (по Лермонтову ) - монастырь -
Невыносимый уклад жизни
в империи Николая 1
ПЛЕН - МОНАСТЫРЬ - ПОБЕГ - ВОЛЯ - СХВАТКА - ГИБЕЛЬ - ИСПОВЕДЬ - БРЕД - РУСАЛКА - ГРУЗИНКА - СТАРЫЙ МОНАХ
Найди ошибку
Работа по учебнику
*Творческое задание группам по схеме
- выписать цитаты из текста
Мцыри
Жизнь в монастыре К чему стремится? После побега
-безрадостная - пройти в родимую - поменял бы 2
страну жизни на 1
*Цитатная характеристика главного героя
- выписывают из текста
Мцыри
В начале поэмы - Душой дитя, В конце изменился
-как серна гор пуглив и дик судьбой монах ; - смелый
-Грозой оторванный
листок
*Языковед
-
Найти слова с чередованием, сокращением слов
Страж , дерев
-
Лингвистическая игра - за 30 сек.назвать орфограмму
-ребенка пленного он вез…
-
Где выл, крутясь, сердитый вал.
*Интерактивное упражнение- «конструирование текста»
- Выписать предложение, чтобы получился текст
-
Пейзаж (лес, поток)
-
Грузинка (сон)
*Составление синкана
«Поэт» «Мцыри»
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4. (карточка)
5.
Закрепление
1. Воспитательный момент
Беседа с элементами диспута:
- Что страшнее: физическая или моральная боль?
- Почему иногда моральная боль приносит человеку больше страданий, чем физическая?
- Отчего горька судьба Мцыри?
(Ответы учащихся)
Помощь учителя:
Подумайте, а вы никогда не бываете несправедливы и жестоки по отношению к тем, кто с вами рядом слабее, беззащитнее вас?
Бегите от подлости, наступит момент, когда вы горько раскаетесь в содеянном.
Думайте - как отзовется ваш поступок в душах других. Живите так, чтобы не было этого неприятного.
Индивидульное задание.
2. Кадры из в/фильма: А.С. Пушкин «Станционный смотритель»(повторение)
Вопрос- рассуждение :
- Как подействовал на Вырина побег дочери?
- Какие нравственные проблемы поднимает А.С. Пушкин ?
Учимся фантазировать
Подумайте, каким образом Дуня могла бы исправить свою ошибку.
Итог:
Ответы учащихся: Проблемный вопрос урока:
-Можно ли финал поэмы назвать мирным?(Да.Потому что он простил…)
Домашнее задание: написать изложение эпизода «Бой с барсом» .