- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класса
Рабочая программа по русскому языку 9 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фризена О.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 2014--2015 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой для 5-9 классов .Авторы программы Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009.Учебного плана мБОУ Шилово-Курьинской СОШ(Приказ №40 от 27 июня 2014г).
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития обучающихся.
Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:
-
формирование у учащихся языковой интуиции;
-
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
-
овладение функциональной грамотностью;
-
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
-
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
-
овладение орфографией и пунктуацией;
-
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
-
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
-
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
-
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
-
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
На изучение русского языка в 9 классе отводится 68часов(34 недель)
Из них на развитие речи - 14 час.
Количество часов в неделю: 1полугодие - 1ч
2полугодие - 1ч
Содержание тем учебного курса для 9 класса
Общие сведения о языке - 1ч.
Вводный урок о русском языке - 1 ч.
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.
Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества.
Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык,
уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.
Повторение изученного в 5-8 классах (1ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Знать признаки сложных предложений.
Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
Сложносочиненное предложение (10ч.)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
Сложноподчинённое предложение (15 ч.)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.
Сложное бессоюзное предложение (7 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (7 ч.)
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .
Предложения с чужой речью (5 ч.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.
Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (8ч.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.
Основным видом контроля являются работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.
Основные понятия курса
Богатство, образность, выразительность языка; нормы современного русского языка, фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, словосочетание, предложение, союзные сложные предложения., бессоюзные предложения, общий второстепенный член, пунктуационный разбор, синтаксический разбор, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, придаточные предложения, главное предложение, виды подчинения, сложные предложения с разными видами связей, стили речи, способы передачи чужой речи, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, цитаты, способы цитирования, язык как развивающееся явление, словарь как вид справочной литературы, виды словарей.
Темы рефератов
-
Русский язык в современном мире.
-
Словарь как вид справочной литературы.
-
Русский литературный язык и его нормы.
-
Выразительность русского языка как языка художественной литературы.
Темы проектов
-
Языковые средства выразительности речи.
-
Типы речи.
-
Стили речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема раздела
Кол-во часов
Контр.работы
Развитие речи
1
Общие сведения о языке
1
2
Повторение изученного в 5-8 классах
1
2
3
Сложное предложение, в т.ч.:
25
2
2
Сложносочиненное предложение
10
2
Сложноподчиненное предложение
15
2
4
Бессоюзное сложное предложение
7
2
5
Сложные предложения с разными видами связи
7
2
2
6
Предложения с чужой речью
5
2
2
7
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
8
2
Итого 68 8 14
Требования к уровню подготовки в 9 классе
В результате изучения русского языка в 9 классе должен
знать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
-
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
-
формулировать вопросы по содержанию текста;
-
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
-
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
-
составлять конспект прочитанного текста;
-
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
-
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
-
создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
-
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
-
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
-
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
-
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
-
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
-
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
-
текст:
-
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
-
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
-
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
-
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
-
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
-
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
-
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
-
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
-
пользоваться разными видами толковых словарей;
-
верно использовать термины в текстах научного стиля;
-
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
-
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
-
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
-
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
-
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
-
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
-
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
-
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
-
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
-
различать изученные виды простых и сложных предложений;
-
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
-
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
-
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
-
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
-
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
-
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
-
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
-
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
-
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
-
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
-
проводить пунктуационный анализ текста;
-
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
-
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);
-
комплексный анализ текста;
- устное высказывание на лингвистическую тему;
-тест;
-изложение;
-сочинение.
Календарно-тематическое планирование
№
Учебное занятие
Кол.часов
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Дата проведения
План Факт
Домашнее задание
1.
Вводный урок о русском языке. Основные формы существования национального русского языка
1
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей)
Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты).
1.09
Объяснить разницу между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу
2
Повторение грамматики, орфографии и пунктуации
1
Комплексная работа с текстом, подготовка к сочинению,
Знать стили текстов, типы речи, уметь составлять тематические тексты, анализировать предложенный текст
2.09
Написать соченение-миниатюру («Тема природы в поэзии», «Очарование русского пейзажа»)
3
Р/Р
Язык и речь. Текст и слово.
1
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое; их особенности
Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией
8.09
Прислушайтесь к диалогам, на улице. Составить текст «Услышанный диалог», передать специфику звучащей речи
4
Понятие о
сложном
предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений
1
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения
Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложного Предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме
9.09
§202 Упр.27. Выписать из произведений А.С.Пушкина 3 ССП, 3 СПП, 3 БСП. Составить их схемы
5-6
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП
2
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП
Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Выявлять эти отношений, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме
15.09-16.09
§203-204 Упр.39
7
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения
1
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения
Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом и и простые предложения с однородными членами, связанными союзом и.
22.09
Упр.33.
8
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом
1
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом
Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения
23.09
Упр.45,47.
9
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП
1
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами
29.09
Упр.49
10-11
Р/Р Описание по воображению и памяти
2
Описание по воображению и памяти. Определение основных микротем
Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение Описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме
30.09-6.10
Дописать сочинение
12-13
Повторение орфографии, подготовка к контрольной работе
2
Повторение и систематизация орфограмм, изученных в 5-8 классах, орфографический разбор
Умение делать орфографический и морфемный разбор слова.
7.10-13.10
Упр.63
14-15
Контрольная работа в форме
ГИА
2
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора
14.10-20.10
Упр.54
16-17
Понятие о
сложноподчиненном предложении
Строение СПП, средства связи его частей
2
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей
Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по
отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания
21.10-27.10
§205
Упр.68,70.
18
Анализ письменных работ
1
Комплексный анализ текста
28.10
19
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
1
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части. Их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать
СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания
10.11
§207
Упр.84,.87, самодиктант.
20
СПП с несколькими
придаточными. Знаки препинания в них
1
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них
Знать классификацию СПП с несколькими придаточными,
пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными», уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтаксических конструкций в текстах разных стилей и типов
11.11
§209
Упр.100. Выписать СПП,
21
Виды придаточных предложений
1
Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные
Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные
17.11
§210
Упр. 107, 110.
22-23
Р/Р
Публицистический стиль речи. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу
2
Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии
Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному
18.11-24.11
Написать рецензию на одно из произведений художественной литературы «Алые паруса» А.Грина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева или научно-популярную книгу
24
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные
1
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные
Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным
25.11
§211, 212
Упр. 114.,117.
25
Придаточные определительные
1
Придаточные определительные
Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений
1.12
§213
Упр.126, 130.
26
Придаточные определительные
1
Придаточные определительные
Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их
2.12
Выписать художественного текста СПП с придаточными определительными. Составить их схемы.
Составить словарный диктант (35-40 слов) по теме «НЕ с различными частями речи»
27
Придаточные дополнительные
1
Придаточные дополнительные
Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью
8.12
§514
Упр. 135,138.
28-29
Р/Р
Научный и официально-деловой стиль речи
2
Научный и официально-деловой стиль речи
Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра в официально-деловом стиле (объявление
9.12-15.12
Подготовить доклад на одну из тем: «Сравнение ССП и СПП», «Речевой этикет и национальные традиции народов мира». Составить резюме или деловое письмо (определить цель, адресата) или аннотацию на книгу
30
Придаточные обстоятельственные
1
Придаточные обстоятельственные
Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания
16.12
§215
Упр. 148,152,155.
31
Придаточные обстоятельственные
1
Придаточные Обстоятельственные. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным
Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению Подчинительных союзов и союзных слое; определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное
22.12
Упр.156, 158
32-33
Контрольная работа в форме ГИА
2
Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП
Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП
23.12
34
Анализ творческих работ учащихся
1
Понятие рецензии; анализ текста; аннотация.
Умение ставить проблему, отражать в анализе личность автора, определять степень познавательности текста
29.12
35-36
Понятие о бессоюзном сложном Предложении. Интонация в БСП. Запятая и. точка с запятой в них
2
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них
Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП
12.01-13.01
§216
Упр. 167,172.
37
Тире в бессоюзном сложном предложении
1
Тире в бессоюзном сложном предложении
Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы
19.01
§216
Упр. 179,180.
38
Двоеточие в бессоюзном сложном Предложении
1
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы
20.01
Упр. 186,188.
39
Р/Р
Портретный очерк
1
Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка
Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка
26.01
Написать портретный очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Отразить основную мысль очерка в названии или эпиграфе
40-41
Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
2
БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор
Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью
27.01
Упр. 191,197.
42
Повторим орфографию
1
Повторение пунктуации, орфографии, комплексная работа с текстом
Уметь определять стиль, тип речи ,тему текста ,его основную мысль, находить орфограммы и пунктограммы.
2.02
43-44
Сложные предложения с разными видами связи
2
Структурные особенности сложных предложений с разными видами связей
Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости of сочетания видов связи
3.02-9.02
Упр.220, 223
45-46
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
2
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы
10.02-16.02
Упр.226,228
47
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
1
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи
17.02
Упр.239,.240.
48-49
Контрольная работа
2
23.02-24.02
50-51
Р/Р
Стили речи
2
Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основное жанры стилей
Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка
2.03-3.03
Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Каким стилем речи вы пользуетесь чаще? Упр.7.
52-53
Способыпередачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью
2
Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи
Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку
9.03-10.03
§217
Упр.243
54
Предложения с прямой речью
1
Строение предложений с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи
Уметь пунктуационно оформлять "Предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи
16.03
§218
Упр250,.252.
55
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
1
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания
17.03
§219
Упр.258,259.
56
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании
1
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании
Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания
30.03
Упр.270,268.
57-58
P/P
Изложение с элементами сочинения
2
Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста
Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме
31.03-6.04
59
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление
1
Функции языка, культура речевого поведения, выразительность русского языка
7.04
60
Русский язык в современном мире
1
Значение русского языка в мировой культуре
13.04
61
Фонетика. Графика. Орография. Орфоэпия
1
Звуки русского языка, их классификация.
Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы
Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий»
14.04
Упр.290,292.
62
Морфемика и словообразование
1
Состав слова, морфемный словообразовательный разбор, форма слова, однокоренные слова
Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор, различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова»
21.04
63
Лексика и фразеология
1
Словарный состав языка, устойчивые словосочетания
Уметь выполнять лексический разбор, работать с разными видами словарей
27.04
64
Морфология и синтаксис
1
Средства и способы связи между предложениями
Уметь находить и определять лексические и грамматические средства связи
4.05
65-66
Р/Р
Изложение с элементами сочинения
2
Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций
Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; подробно излагать прочитанный текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать; собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта
11.05-12.05
Упр.206.,211
67-68
Анализ письменных работ.Контрольная работа
2
Анализ ошибок, допущенных в работах учащихся
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение строить высказывание своего мнения по проблеме
18.05-19.05
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для обучающихся
-
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2005
-
Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005
-
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
для учителя:
-
Д.Э.Розенталь «.Лексика и стилистика.» «Орфография и морфология». «Синтаксис и пунктуация». «Оникс»2010г.
-
А.Ю.Купалова. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». «Дрофа»2007г
-
С.И.Райский. «Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях»
-
О.В.Григоренко. «Нормы русского литературного языка». Воронеж 2005г
Оборудование и приборы
ПК, презентации.
Дидактический материал.
Тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты.
Раздаточный материал (карточки)