Методическая разработка урока Сложносочиненное предложение с противительными союзами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Тайыншинский колледж агробизнеса»









Методическая разработка урока

по предмету: Русский язык и литература

на тему: «Сложносочиненное предложение с противительными союзами»











Разработала:

преподаватель русского языка и литературы

Ермуханова Гульмира Тимержанова





















2016 год

Тема:Сложносочиненное предложение с противительными союзами

Цель:повторение , обобщение и углубление сведений о сложносочиненных предложениях с противительными союзами.

Задачи.

Обучающая:

Формировать умения находить конструкции СПП и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

Обеспечить усвоение знаний на занятии через обобщение сведений о сложном предложении.

Развивающая:

Расширять и углублять знания студентов о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения с противительными союзами, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков формировать умение работать с текстом , развивать навык устной речи;

Развивать навык анализа текста;

Уметь характеризовать сложное предложение , чертить схемы.

Воспитывающая:

Способствовать развитию интереса к предмету русского языка.

Ход занятия

1. Организационное начало занятия, психологический настрой.

2.Проверка домашнего задания.

1.Чтение 10 СП , проверка начерченных схем

3.Изучение нового материала.

1.Мини-лекция с элементами беседы.

Наши старые знакомые …Чтобы встретиться с ними , далеко ходить не надо. Достаточно сесть за обеденный стол, и мы увидим продукт , который ежедневно на нашем столе и который сопровождает нас всю жизнь. Это хлеб. Между тем у каждого продукта своя родословная , своя увлекательная история. Не менее интересна и история хлебопекарного дела. Не одно тысячелетие минуло с тех пор, когда из мучнистых зёрен люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом.

Сегодня на занятии мы с вами поговорим об истории отечественного хлебопекарного дела, о пользе этого продукта для здоровья человека , но и о сложносочиненном предложении. Обратим внимание на ту роль, которую играют союзы в сложносочиненном предложении.

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союзов однако передается оговорка к ранее сказанному.Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно , слабым существом. Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Примеры: Голова еще болела сознание же было ясное, отчетливое. Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

2. Презентация «Знакомство с историей появление хлеба»(подготовлена студентами)

1-слайд

Хлеб появился свыше 15 тыс. лет назад. Сначала первобытные люди собирали дикорастущие злаки и ели их свежими, позже люди научились растирать их и смешивать с водой. Со временем такая похлёбка становилась гуще, пока не превратилась в тесто, которое научились выпекать. Прабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которая и сегодня употребляется в виде похлебки в некоторых странах Азии и Африки.

2-слайд

Древние египтяне 5-6 тысячелетий назад овладели искусством разрыхлять тесто путем его брожения, используя мельчайшие организмы -хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии.

3-слайд

Искусство выпекать разрыхленный хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. В Древней Греции первое упоминание о «кислом» хлебе, то есть хлебе из сброженного теста, относится к v в. до н.э. Такой хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного хлеба.

4-слайд

Гомер оставил свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В то время на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб.

5-слайд

В первых веках нашей эры В Индии существовал закон, по которому преступников наказывали тем, что запрещали есть хлеб на определенное время в зависимости от преступления.

6-слайд

Хороший мастер-пекарь ценился в Древнем Риме и часто достигал высокого положения в обществе. Известно, что градоначальником Помпеи был пекарь. До наших дней сохранился воздвигнутый 2 тыс. лет назад в Риме 13-метровый памятник-монумент Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, создавшему несколько пекарен, которые снабжали почти весь мир.

7-слайд

Римляне строили хлебопекарные печи очень рациональной конструкции. Широко распространенные в России с древнейших времен и почти до наших дней так называемые русские печи напоминают по своему устройству древнеримские

8-слайд

По свидетельству одного из древнейших письменных памятников -«Домостроя», на Руси во многих поселениях были специальные избы , приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины.

3.Сообщение студента. Работа над значением слов.

-Хлебопекам Древней Греции мы обязаны происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос» у древних готов образовалось слово «хлайб», которое похоже на слово «хлеб», украинский «хлиб» и эстонский «лейб».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля есть следующие определения.

Булка-паленица, общее название пшеничного хлеба на юге России. В остальной России, кроме южной, булкой зовут хлебец немецкого печенья. Булочник- пекарь, пекущий булки и торгующий ими. Булочница- жена булочника, пекущая, продающая булки.

Калач- белый, пшеничный хлеб. У калача различают:животок с губкою и ручку, дужку. В Москве калачи , как огонь горячи. Калачник, калачница- кто печет калачи, ими торгует.

Сайка- булка, пшеничный хлебец. Саечник, саечница- люди, которые пекут сайки или торгуют ими, нередко в разноску.

10-й слайд

В VI веке пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, блинников и ситников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники. Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок становления цен на разные сорта хлеба. На рынки и торжки назначались хлебные приставы , которые были обязаны « ходить в Кремле, в Китайгороде, в Белом каменном городе по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные и калачи тертые и ковчежные мягкие».

11-слайд

При Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказание за их нарушение. В порядке общественной повинности к контролю широко привлекали выборных посадских людей. Участвовать в таком контроле считалось делом почетным, им занимались богатые купцы, дворяне, начальники стрелецких полков.

4.Сообщение студента «Проблема правильного питания человека».

Хлеб- не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.

Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма а углеводах, на треть- в белках, более чем на половину- в витаминах группы В, в солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.

По химическому составу ржаной и пшеничный хлеб существенно не отличаются, однако белки ржаного богаче аминокислотой - лизином и поэтому такой хлеб считается более полноценным. В ржаном хлебе больше пищевых волокон марганца, цинка, меди.

Хлеб содержит немало витамина В1.

Английские диетологи сделали вывод , что людикоторые отдают предпочтение ржаному хлебу, реже подвержены ишемической болезни сердца. Так как в нем содержится на 30% больше железа , в два раза больше калия и в три раза больше магния.

Чем лучше помол муки, тем легче хлеб усваивается организмом. Но диетологи советуют чаще есть ржаной хлеб из муки грубого помола, особенно при малокровии, ожирении, диабете.

Но 100 г. Хлеба прибавляет к калорийности суточного рациона от 190 до 347 ккал - в зависимости от сорта. Хлеба необходимо употреблять в соответствии с характером трудовой деятельности.

5. Презентация «Потребность в хлебе в зависимости от возраста и энерготрат».

Детям до 3 лет - не более 100 (в граммах)

4-6- летним - 150

7-10- летним-220

11-13- летним- подросткам, 14-17 лет-300(девушкам), 400(юношам)

Женщинам и мужчинам ( от 18 до 59 лет), занимающимся преимущественно умственным и легким физическим трудом-250-300.

Работникам среднего по тяжести труда-350-400.

Тем, кто занят тяжелой физической работой,- до 500.

Людям старше возраста (60 лет и старше)-150-200.

Половину суточной нормы хлеба должен составлять ржаной.

3. Закрепление нового материала.

1. Фронтальная работа.

Анализ предложения.

Хлеб- это жизнь, он вечен. ( Расул Гамзатов)

- Чем отличается предложение от словосочетания?

-Как определить- это сложное предложение или простое?

-Чем сложносочиненное предложение отличается от остальных сложных?

-Какие союзы употребляются для соединения простых предложений?

2.Работа с текстом.

Высоко ценили хлеб во все времена. О хлебе в народе говорили бережно, почитали его живым существом. Хлеб- кормилец, хлеб- батюшка. Испокон веков относился народ с уважением к труду пекарей. У всех народов пекари пользовались особым вниманием и уважением. Их никогда не называли пренебрежительно-уменьшительными именами. Часто к имени добавляли фамилию или прозвище.

Задание.

-Какова тема текста?

-К какому стилю относится текст?

-Графически обозначьте грамматические основы предложений.

-Определите вид сказуемых.

-Объясните трудные орфограммы.

3.Работа с предложениями.

Задание 1: докажите, что данные предложения ССП.

1.В Казахстане выпекается хлеб около 800 наименований, и отечественная хлебопекарная промышленность производит его из чистого зерна.

2. Во все времена хлеб был мерилом благополучия народа, и он кормил человека в самую черную годину жизни.

3. Баранки, пряники, баурсаки украшали стол, а каравай гостям на торжество.

4. ТО скрипнет половица, то тихо запоет самовар, то разговор начнется за столом.

Вывод: наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений- два основных грамматических признака сложносочиненного предложения.

Задание2 :объясните знаки препинания перед союзом И, составьте схемы предложений.

1. В древние времена люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом.

2. Ворота широко распахнулись, и во двор вошел булочник.

3. Утром был свежий хлеб и все радовались ему.

4.Показ слайдов (12-й слайд). Задание: записать и запомнить виды сочинительных союзов и их значение.

Соединительные союзы: И, да(=и), ни-ни, тоже, также.
Противительные союзы: А, но, да, (=но), однако, зато, же

Разделительные союзы: то-то, или, либо, не то- не то.

Соединительные отношения выражают одновременность происходящих событий и их последовательность

Солнце жаркое село, и хлеборобы отдыхали на стане.

Дожди в непогоду его обливали, да жаркие ветры неслись.

Союз ДА может иметь разговорно-бытовой или фольклорный оттенок.

Употребление противительных союзов указывает на противопоставление событий, на их различие или несоответствие.

С земли не сошел еще снег, а озимые показали себя. Ученье делало дни интересными, вечера же проходили скучновато.

В предложениях с разделительными союзами указывается на чередование событий, выражаются отношения взаимоисключения или чередование событий, выражаются отношения взаимоисключения или чередования.

Не то маячили на той стороне поля, не то это только показались.

Или Наташа хлеб испечет, или Настенька крендельки принесет.

5. Работа с текстом. Задания:

-Назовите союзы, с помощью которых соединяются части в сложносочиненном предложении.

-Какие смысловые отношения могут быть между частями в сложносочиненном предложении?

-Найдите в тексте сложносочиненные предложения

-Определите тип союза в них.

-Назовите противительные союзы.

-Объясните знаки препинания в них.

Текст

Хлеб занимает в питании первое место, ни один продукт не может сравниться с ним по способности восстанавливать силы. Половину необходимой для жизнедеятельности энергии дает хлеб. У нас в стране выпекается хлеб 800 наименований. Вкус наших буханок, калачей, лепешек, батонов неповторим. Мы встречаемся с ним каждый день, и без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, на праздничный стол. Американские пекари , побывавшие на одном из наших хлебозаводов, написали в книге посетителей:»Хлеб в Казахстане, как и музыка, не имеет себе равных».

4. Итоги занятия. Рефлексия.

5.Домашнее задание. Написать миниатюры о хлебе, используя сложносочиненные предложения.



© 2010-2022