Открытый урок по русскому языку на тему Публицистический стиль речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Публицистический стиль речи»

Вид урока: семинар

Тип урока: занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков

Цели: актуализировать и совершенствовать знания, умения и навыки студентов о публицистическом стиле, проанализировать лексические и синтаксические особенности данного стиля в устной и письменной речи;

развивать речь, мышление, воображение, умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, развивать коммуникативные способности;

воспитывать интерес к родному языку.

Задачи урока: определить тему урока, стиль устной и письменной речи,

на основе имеющихся знаний получить новые,

Учебно-материальное обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Публицистический стиль», портреты публицистов, текст для работы, значки для рефлексии.

Литература:

  1. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.

  2. «Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010 год.

  4. Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка Методическое пособие (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) В.А. Терешина, О.Ю. Срабова, Н.П. Столова Под редакцией Л.К.Ивановой Санкт-Петербург 2009г.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Совместное определение темы, целей и задач урока.

Студенты просматривают видеоролик с целью определения темы.

Проблемный вопрос:

-Какова тема данного видеоролика? Почему?

-Сформулируйте тему нашего занятия.

4. Актуализация знаний(вопросы для обсуждения).

Фронтальный опрос.

- Что вам известно из истории формирования публицистического стиля?

Публицистический стиль стал зарождаться в XVI России начало становления стиля связано с перепиской Иван IV с князем Курбским. В это же время создавал свои памфлеты Иван Пересветов. Дальнейшее развитие стиль получил в XVIII веке в произведениях И.А.Крылова, Н. И. Новикова и др. Окончательное оформление публицистический стиль получил в XIX веке. Большой вклад в его развитие внесли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский.
Сочинения Ивана IV относятся в основном к публицистическому жанру. Особое место в истории русской литературы занимает его переписка с Курбским. А. М. Курбский - крупный военачальник, испугавшись опалы и казни, бежал в 1564 г. в Литву, откуда и переслал Ивану Грозному "укоризненное" послание.
Государь ответил на его послание. Между ними завязалась переписка. Отметим, что уже с начала XVI века были известны «открытые» письма, рассчитанные не столько на непосредственного адресата, сколько на широкую - аудиторию.

-Хорошо. Каков вклад Ивана Семеновича Пересветова в публицистику?

Иван Семенович Пересветов - яркий писатель-публицист середины - второй половины XVI столетия. Для престижности выдавал себя за потомка Пересвета - легендарного героя Куликовской битвы. Пересветов был весьма плодовитым автором и оставил после себя значительное литературное наследие: «Сказание о книгах», «Сказание о Магомете Салтане» и т.д. Иван Семенович Пересветов руководствовался искренним стремление принести пользу Русскому государству. Свои идеи технических и политических преобразований он изложил в малой и большой челобитных, которые были написаны в конце 40-х гг. XVI в. и переданы Ивану IV. В них предлагались проекты государственных и социальных преобразований. «Малая челобитная» - яркий образец патриотизма и гражданственности. Одновременно это глубоко трагический текст: деятельный, мыслящий и всеми силами души болеющий за Русь человек готов принести пользу государству, а это государство оставляет лучших своих сынов в небрежении.
Титаном мысли и слова, воздействие творчества которого сказалось на развитии русского литературного языка в 30- 40-е годы XIX в., был В. Г. Белинский.
-Расскажите о деятельности В.Г. Белинского.
Кипучая критическая деятельность "неистового Виссариона" (как называли его друзья) длилась около 15 лет и составила новый этап в истории русской революционной политической мысли в середине XIX в. В. И. Ленин в 1909 г. в статье "О "Вехах"" указал на то, что бунтарское "настроение Белинского в письме к Гоголю" не могло не зависеть "от настроения крепостных крестьян", а история нашей публицистики - "от возмущения народных масс остатками крепостнического гнета". Назвав В. Г. Белинского среди других имён "предшественников русской социал-демократии", В. И. Ленин вместе с тем отметил, что он был "предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении".
Говоря о значении творчества М. В. Ломоносова, Белинский отмечал, что им начинается русская литература, что он дал направление нашему языку и нашей литературе. Затем он указывает на прогрессивную роль в развитии русской литературы и русского языка Д. И. Фонвизина и Г. Р. Державина и дает развернутую характеристику роли Н. М. Карамзина в истории русского языка, называет его реформатором языка, подчеркивая, что Карамзин ввел русскую литературу в сферу новых идей и что преобразование языка было уже .необходимым следствием этого дела. Карамзин, по утверждению Белинского, первый заменил мертвый язык книги живым языком общества. Вместе с тем Белинский заметил и преходящий характер заслуг Карамзина в развитии русского литературного языка. Для 30-40-х годов Х}Х в., как считал В. Г. Белинский, и чувства, и мысли, и слог, и самый язык Карамзина устарели. .
Перед подвигом Д. С. Пушкина, в деле создания новой русской литературы и русского языка Белинский высказывал свое глубокое благоговение и считал, что трудно охарактеризовать общими чертами величие реформы, произведенной Пушкиным в поэзии, литературе, версификации и языке. В статье "Русская литература в 1841 г." Белинский говорил, что "Пушкин убил на Руси незаконное владычество французского псевдоклассицизма, расширил источники нашей поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее впервые с русскою жизнию и русскою современностию, обогатил идеями и пересоздал язык до такой степени, что и безграмотные .не могли уже не писать хорошими стихами, если хотели писать". Поэтому критик имел право назвать Пушкина полным реформатором языка. Как отмечает В. Г. Белинский, Пушкин увлекает за собою не только своих современников, но и поэтов-предшественников, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, которые вместе с ним способствуют развитию русского языка в разных родах и видах литературы.
Однако Белинский сознает и подчеркивает, что "Пушкиным не кончилось развитие русского языка". Указывая на значение в развитии русского литературного языка преемников и наследников Пушкина, в первую очередь М. Ю. Лермонтова, Белинский утверждал, что "каждый вновь появившийся великий писатель открывает в своем родном языке новые средства дли выражения новой сферы созерцания". Таким образом, язык, по мнению Белинского, "не перестанет продвигаться вперед до тех пор, пока не перестанут на Руси появляться великие писатели". Этим утверждением Белинского, как нам кажется, с наибольшей вероятностью и полнотой раскрывается положение о том, что развитие литературного языка неразрывно-связано с развитием художественной литературы народа, что великие писатели могут быть поэтому признаны подлинными двигателями языкового прогресса.
Деятельность Белинского, а вслед за ним его ближайших преемников - Чернышевского, Добролюбова, Писарева и др. способствовала окончательному закреплению демократического публицистического стиля в русском литературном языке. Этот стиль постепенно становится ведущим в системе общенациональных средств языкового выражения, оттеснив на второе место стиль литературно-художественный, занимавший до того первенствующее положение среди стилей русского литературного языка.

-Верно. Теперь назовите жанры публицистического стиля, которые прозвучали в сообщениях (сочинения, переписка, послание, письмо)

-Правильно, но кроме жанров публицистического стиля, есть и другие особенности. Давайте вместе попробуем их определить.

5. Сообщение нового материала.

Особенности публицистического стиля (записывают особенности в тетради)

Цель использования: воздействие на читателя, утверждение нравственных и духовных ценностей общества.

Сфера использования: газеты, общественно-политические и агитационные выступления (газетная статья, журнальная статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидении, доклад, рекламный текст (слоган),т. д.. )

Основные черты: полемичность изложения, доходчивость, яркость средств языка, сочетание экспрессии и стандарта, собирательность, призывность, чувствителен к зову времени.

Языковые особенности: частые употребления местоимений МЫ и НАШ; использование глаголов 1 и 3 лица в общественном значении, использование общественно-политических терминов (бизнес, оппонент, спонсор), использование экспрессивно окрашенных слов и фразеологизмов.

Синтаксические особенности: широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса - риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

6.Физминутка.

7.Закрепление изученного материала.

1.Работа с текстом (пример анализа текста публицистического стиля).

Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.
Выполните задание:
1. К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).
2. Тип речи текста.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
(По С. Гиацинтовой)

Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:
-именительный представления (Воспитанный человек...);
-непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут...);
-риторический вопрос;
-неполные предложения;
- оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкций (см. третий абзац);
-противопоставления;
- ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;
-отвлеченная лексика (воспитанность, человечность, побуждения).
Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй и третий абзацы) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают это понятие. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности - в доброте и уважении к людям.
2.Работа с видеороликами (анализ языковых и синтаксических особенностей публицистического стиля)

- Попробуем выявить особенности публицистического стиля в интервью( видеоролик о Ладе Гранте цвета космоса)

Группа работает в 2-х командах:

1 выявляет языковые особенности;

2 - синтаксические.

- Продолжаем работать по группам. Просмотрите следующий видеоролик. Самостоятельно обозначьте особенности стиля.

По окончании работы студенты 2-х групп обмениваются тетрадями, оценивают работу друг друга (появляется слайд с правильными ответами).

8. Домашнее задание.

Написать очерк (по выбору - проблемный, поисковый, портретный).

Творческое задание: возьмите интервью у известной исторической личности, составьте репортаж о своей малой родине, составьте обращение к народу( поздравление с праздником).

9. Итог урока.

- Назовите характерные признаки публицистического стиля речи.
Признаки публицистического стиля: (слайд)
Сообщение информации и ее осмысление.
Ярко выраженная авторская позиция.
Эмоциональный характер.
Высокие, торжественные
Восклицания.
Частицы (так-то вот), вводные слова (кажется, пожалуй, очевидно, разумеется).
Повторы
Морально-этические слова (любовь, народ, правда, мужество, честность и др.)
Эмоциональное воздействие речи усиливают сравнения ; эпитеты ; фразеологизмы (по белу свету, вечный двигатель, ни с того ни с сего); просторечная и разговорная лексика
- Сформулируйте уже известные нам и новые для нас признаки и черты
публицистического стиля, которые мы отметили на уроке.
Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова (publicus, лат. - общественный).
Сфера употребления публицистического стиля - общество, политики экономика, культура.
Основная функция произведений публицистического стиля - обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей, взглядов: побуждение к тем или иным поступкам, действиям.
Примеры областей функционирования публицистического стиля: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
(слайд)
Важнейшие черты публицистического стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.
Языковые особенности: широкое использование общественно- политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приемы (вопросы, восклицания, обращения).

10. Рефлексия.

Преподаватель делает выводы по уроку, выставляет отметки.

-Теперь предлагаю выступить вам в роли рецензоров. У вас на партах имеются значки, используя которые нужно оценить нашу работу на уроке, урок в целом. Приступайте к работе!

© 2010-2022