- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Спортивные мотивы в творчестве Владимира Набокова
Спортивные мотивы в творчестве Владимира Набокова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новосельцева Н.В. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Спортивные мотивы в творчестве Владимира Набокова
Слайд 1
Набоков о себе:
Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце - по-русски, и моё ухо - по-французски.
Фильм «Биография Владимира Набокова»
Слайд 2
Сегодня трудно представить, что когда-то жизнь и творчество замечательного поэта и писателя, одинаково блестяще писавшего на русском и английском языках, Владимира Владимировича Набокова долгое время оставались "terra incognita" широкому кругу читателей бывшего СССР, и прежде всего его родины - России.
Только на заре горбачевской перестройки было наконец "прорублено" окно в "железном занавесе" россиян к автору "Защиты Лужина", "Дара" и знаменитой "Лолиты".
Пионером решительного поступка довольно неожиданно стал журнал "64 - Шахматное обозрение"
Биографические предпосылки, набоковского интереса к спорту очевидны: его петербургское детство совпало с эпохой возрождения олимпийского движения, отец писателя регулярно практиковал фехтовальные и боксёрские тренировки и сумел привить сыну интерес к модным тогда «английским» теннису, футболу, боксу, верховой езде и велосипедному спорту
Слайд 3
О пристрастии В. В. Набокова к древней игре, о его любимом занятии, составлению шахматных задач, написано довольно много, в том числе и им самим. Несмотря на то, что задачи Набокова не открыли в шахматной композиции особой новизны, они интересны для истории в контексте творчества их автора, знаменитого писателя.
Набоков неоднократно подчеркивал близость шахматной композиции и литературного творчества.
В доме Набокова шахматы традиционно почитались. "Набоковский родовой герб изображал собой нечто вроде шашечницы.
Молодой Набоков пишет стихи, увлечен ловлей бабочек, каждый вечер играет с отцом в шахматы. Здесь он впервые сочиняет шахматные задачи.
Шахматная тематика Набокова отражается в стихотворении-сне "Рыцарь":
Я в замке. Ночь. Свод сумрачно-дубовый.
Вдоль смутных стен портретов
смутный ряд.
Я не один: в углу - средневековый
суровый страж, составленный из лат.
Он в полутьме, как сон убийцы хмурый,
стоял с копьем в закованной руке.
Я расставлял огромные фигуры
при трех свечах на шахматной доске.
И вот огонь угрюмый отсвет кинул
на рыцаря - и видел, слышал я:
он медленно забрало отодвинул,
и звякнула стальная чешуя.
Он подошел тяжелою походкой,
стуча копьем и латами звеня;
сел предо мной, и руку поднял четко,
и стал играть, не глядя на меня.
Взор опустив и трепетом объятый,
бессмысленно я пешки выставлял.
Жемчужные и черные квадраты
крылатый ветр, дохнув, перемешал.
Последнею пожертвовал я пешкой,
шепнул: "сдаюсь", и победитель мой
с какой-то знакомою усмешкой,
привстав, ко мне нагнулся над доской...
Очнулся я. Недвижно рыцарь хмурый
стоит в углу с копьем своим в руке,
и на местах все тридцать две фигуры
передо мной на шахматной доске.
Слайд 4
Когда Набоков заканчивает учебу в Кембридже и надолго переезжает в Берлин. Там он активно сотрудничает в газете "Руль», ведёт шахматный отдел.
Три шахматных сонета
2
Движенья рифм и танцовщиц крылатых
есть в шахматной задаче. Посмотри:
тут белых семь, а черных только три
на световых и сумрачных квадратах.
Чернеет ферзь между коней горбатых,
и пешки в ночь впились, как янтари.
Решенья ждут и слуги, и цари
в резных венцах и высеченных латах.
Звездообразны каверзы ферзя.
Дразнящая, узорная стезя
уводит мысль,-- и снова мысль во мраке.
Но фея рифм -- на шахматной доске
является, отблескивая в лаке,
и -- легкая -- взлетает на носке.
Его первые шахматные публикации в "Руле" появились 20 апреля и 5 мая 1923 года под литературным псевдонимом В. Сирин. Это был дебют Набокова в качестве шахматного композитора.
Как шахматист-игрок Набоков не был ни мастером, ни гроссмейстером, но играл крепко и не любил произносить обидный исход "сдаюсь". Играл он в шахматы с переменным успехом весьма часто - по вечерам, дома, на квартирах у друзей, иногда даже в турнирах.
Вместе с тем обстановка прямого соперничества Набокова сковывала. Он никогда не играл в соревнованиях. На него негативно действовали давление спортивного ажиотажа и жесткие рамки регламентов, правил, которые не прощали даже случайных просчетов.
Набоков считал составление шахматных задач не только формой своеобразного интеллектуального развлечения, но и занятием, полезным для развития творческой фантазии.
Слайд 5 У Набокова возникает идея написать роман с использованием шахматной тематики. Роман начал печататься в Париже и параллельно в Берлине. Имел огромный успех.
С выходом "Защиты Лужина" к Набокову пришло полное признание не только в литературной среде. Он стал известен и всем шахматистам Европы, хотя с первых страниц романа становится ясно, что шахматы в книге только метафора, сам же роман совсем о другом.
Ценность романа Набокова, конечно, не в натурном сходстве героя "Защиты Лужина" с кем-либо. Прежде всего это роман о борьбе в мире добра и зла, "светлых и пасмурных сил", как сказано в одном из сонетов Набокова. Роман напоминает выполненную единственными ходами шахматную партию, где каждая фигура и пешка знает свое время и место, точно в срок появляясь на сцене, точно в срок исчезая с доски. Поступки героев подчинены жесткой последовательности замысла, строгой и четкой идее.
Какую непомерную жизненную цену за успехи в шахматах пришлось заплатить герою «Защиты Лужина», известно всем, кто читал этот один из самых психологически глубоких романов Набокова: восприятие жизни как шахматной партии привело гроссмейстера к нервному переутомлению и финальному смертельному «выпаданию» из игры.
Слайд 6 Важно, что спортивный материал почти всегда используется Набоковым как пространственно - событийный фон для сюжетных ситуаций, в которых обсуждаются проблемы творчества или - так же часто - ложных претензий на статус творца, шулерской имитации искусства. Именно в таком контексте, например, изображается хоккейный матч - а это первая хоккейная сцена в русской литературе! - в романе «Камера обскура» (1931). На первом плане изображения- диалог между заведомо отрицательными персонажами Горном и Магдой, но их реплики перебиваются «репортажными» вкраплениями о событиях на льду берлинского Спорт-Паласа.
Серия пунктирных сообщений о ходе игры между немецкой и шведской командами включает в себя описание выезда хоккеистов на отливающий «маслянисто- сизым блеском» лёд, динамичные зарисовки стремительных перемещений игроков, их передач друг другу, мощных ударов по шайбе4, наконец, забитого гола. Особое внимание - в этом Набоков остаётся верен своему «голкиперскому»-опыту - уделено действиям ' хоккейного вратаря, который оказывается самой яркой фигурой ледового спектакля.
Слайд 7 В романе «Подвиг» главный герой - студент и романтик, неустанно движущийся к реализации мечты, но на этот раз он русский по рождению, с русским именем Мартын, хотя и со швейцарской фамилией Эдельвейс.
В России он представлял себе во сне «сказочные» картины, в которых был «изумительным футболистом», - но в Англии стал отличным голкипером.
Важна в характеристике Мартына и серия собственно спортивных сцен с его участием: в них фигура героя-спортсмена всякий раз подсвечивается «рыцарскими» ассоциациями, акцентируется умение терпеть боль, превозмогать усталость, сохранять достоинство. Герой проявляет себя как разносторонний спортсмен: он и лыжник, носящийся по скатам альпийских гор, и теннисист, обладающий плотным ударом и упорным характером, и пловец, овладевший «правильным кролем».
Набоков прослеживает динамику эмоционального состояния спортсмена: от «дрожи волнения» - через самозабвенный азарт - до «вдохновенного» спокойствия.
Мартыну удаётся выстоять, не сдаться на милость победителя, по сути, преодолеть себя. Именно этой чертой характера - умением преодо леть свои слабости, собственные «телесные пределы» - и интересен автору его герой-спортсмен. В итоге главным становится беспримесное «олимпийское» свойство человеческого духа - стремление, зафиксированное одной из самых известных формул человеческих дерзаний «Citius, altius, fortius» («Быстрее, выше, сильнее»).
В юношеском стихотворении «Football» одна из болельщиц сравнивает вратаря (а это конечно, сам Набоков, игравший голкипером в команде своего колледжа в период учёбы в Кембридже) со скрипачом.
Football
Я видел, за тобой шел юноша, похожий
на многих; знал я все: походку, трубку, смех.
Да и таких, как ты, немало ведь, и что же,
люблю по-разному их всех.
Вы проходили там, где дружественно-рьяно
играли мы, кружась под зимней синевой.
Отрадная игра! Широкая поляна,
пестрят рубашки; мяч живой
то мечется в ногах, как молния кривая,
то -- выстрела звучней -- взвивается, и вот
подпрыгиваю я, с размаху прерывая
его стремительный полет.
Увидя мой удар, уверенно-умелый,
спросила ты, следя вращающийся мяч:
знаком ли он тебе -- вон тот, в фуфайке белой,
худой, лохматый, как скрипач.
Твой спутник отвечал, что, кажется, я родом
из дикой той страны, где каплет кровь на снег,
и, трубку пососав, заметил мимоходом,
что я -- приятный человек.
И дальше вы пошли. Туманясь, удалился
твой голос солнечный. Я видел, как твой друг
последовал, дымя, потом остановился
и трубкой стукнул о каблук.
А там все прыгал мяч, и ведать не могли вы,
что вот один из тех беспечных игроков
в молчанье, по ночам, творит, неторопливый,
созвучья для иных веков.
26 февраля 1920, Кембридж
* Футбол (англ.).
Слайд 8 В прозе Набокова ёпервое развёрнутое описание спортивного состязания встречается в рассказе 1924 года «Венецианка», местом действия которого - вполне предсказуемо - оказывается Англия: культивировавшаяся в семье Набоковых спортивность была изначально окрашена в «британские» тона, а реальный спортивный опыт автора был по большей части связан с Кембриджем. В экспозиционной части рассказа детально описан теннисный матч с участием четырех из пяти персонажей (пятый является зрителем), так что начальное представление о действующих лицах читатель получает сквозь призму их спортивных навыков или «болельщицких» реакций.
Lawn-tennis
Юноша, белый и легкий, пестрым платком подпоясан;
ворот небрежно раскрыт, правый отвернут рукав.
Встал он, на гладком лугу, за черту, проведенную мелом,
голову поднял с улыбкой, мяч серебристый подкинул,--
выгнувшись, плавно взмахнул многострунной широкой лаптою
миг,-- и со звуком тугим мяч отлетает и бледной
молнией падает там, где стоит, ожидая, такой же
юноша, белый и легкий; миг,-- и со звуком ответным
мяч возвращается вновь через сетку, чуть вздутую ветром.
Мягкие синие тени бегут по траве озаренной.
Поодаль зыблется вяз. На ступени, у двери стеклянной,
лоснится лейка забытая. Дышат, блестят занавески.
В доме прохладно и пусто, а тут, на упругой поляне,
гонится ветер за солнцем, и будет до вечера длиться
легких мячей перезвон,-- юности белой игра...
Слайд 9 Так или иначе, но уже в ранних произведениях Набокова устанавливается прочная мотивная взаимосвязь между сферами спорта и творчества.
В стихотворении «Конькобежец», написанном в февралеТ925 года, Набоков создаёт образ мастера фигурного катания, научившегося «плясать на льду» «у зимней Терпсихоры» и уже добившегося лавров победителя . Но главное в стихотворении - образное уподобление спортсмена талантливому поэту, метафорическое соотнесение их уникальных умений. «Алмазная молния» движений фигуриста оставляет на льду «узорное подобие цветка».
КОНЬКОБЕЖЕЦ
Плясать на льду учился он у музы,
у зимней Терпсихоры... Погляди:
открытый лоб, и черные рейтузы,
и огонек медали на груди.
Он вьется, и под молнией алмазной
его непостижимого конька
ломается, растет звездообразно
узорное подобие цветка.
И вот на льду, густом и шелковистом,
подсолнух обрисован. Но постой -
не я ли сам, с таким певучим свистом,
коньком стиха блеснул перед тобой.
Оставил я один узор словесный,
мгновенно раскружившийся цветок.
И завтра снег бесшумный и отвесный
запорошит исчерченный каток.
Слайд 10 В стихотворении «Велосипедист» лирического героя охватывает чувство «упоения быстротой», вполне сопоставимое с состоянием творческого «восторга».
Велосипедист
Мне снились полевые дали,
дороги белой полоса,
руль низкий, быстрые педали,
два серебристых колеса.
Восторг мне снился буйно-юный,
и упоенье быстроты,
и меж столбов стальные струны,
и тень стремительной версты.
Поля, поля, и над равниной
ворона тяжело летит.
Под узкой и упругой шиной
песок бежит и шелестит.
Деревня. Длинная канава.
Сирень цветущая вокруг
избушек серых. Слева, справа
мальчишки выбегают вдруг.
Вдогонку шапку тот бросает,
тот кличет тонким голоском,
и звонко собачонка лает,
вертясь пред зыбким колесом.
И вновь поля, и голубеет
над ними чистый небосвод.
Я мчусь, и солнце спину греет,
и вот нежданно поворот.
Колеса косо пробегают,
не попадая в колею.
Деревья шумно обступают.
Я вижу старую скамью.
Но разглядеть не успеваю,
чей вензель вырезан на ней.
Я мимо, мимо пролетаю,
и утихает шум ветвей.
30 сентября 1918
Слайд 11 Уже на излёте своей жизни, после публикации англоязычного романа «Look at the Harlequins» («Смотри на арлекинов!»), Набоков написал стихотворение, в котором иронически обыграл и качество будущих переводов своего романа, и собственную репутацию писателя-«чемпиона», с высоты своего величия взирающего на современников. Стихотворение адресовано жене писателя Вере Набоковой:
. Только ты, только ты все дивилась вослед
чёрным, синим, оранжевым ромбам...
«N писатель недюжинный,,сноб и атлет,
наделённый огромным апломбом...»
Фильм о возвращении Владимира Набокова в Россию как писателя
7