- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему «Творчество Н. С, Лескова»
Урок по литературе на тему «Творчество Н. С, Лескова»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова В.В. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Вступительное слово:
Чудаки, право, чудаки!О русском человеке хлопочут, а русского человека не знают! Тут, видите, вера живет прирожденная, и живет она у человека по- домашнему, в душе, за пазушкой…
Эти слова одного из героев Лескова вполне отвечают представлениям о внутреннем мире, о загадочной душе русского человека. Именно о таком, внешне обыкновенном и совершенно необыкновенном русском человеке мы сегодня будем говорить на уроке.
Речь пойдет о герое повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
Повесть эта, одна из любимейших автором, вошла в цикл «Праведники». С такими героями мы уже встречались, изучая произведения Лескова ранее. Это и тульский косой Левша, и солдат Постников, и Однодум.
Целеполагание:
А сегодня нам предстоит пройти жизненный путь вместе с героем Иваном Флягиным, определить душевные качества героя, проследить этапы его внутренней эволюции. И может быть, нам удастся приоткрыть тайну загадочной русской души.
Тема урока:
Обратите внимание на тему урока «Герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»». К ней мы еще вернемся в конце урока и попытаемся ее сформулировать по- другому, путь героя уже пройдя.
Праведники…Кто они? Что это за люди?
-Кого можно считать праведником?
А вот как дает толкование этого слова словарь Даля
-Нет ли противоречия между собственно содержанием словарной статьи и героем его жизнью?
-Так Флягин- праведник?
Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
Необычный человек… Во всем необычный….
-Вспомним об имени героя, в чем его необычность? ( Имя)
Обратим внимание на то, что имя Иван повторяется несколько раз, так как оно- выражение русского национального характера.
«У них все если взрослый русский человек- так Иван, а женщина- Наташка, а мальчиков они Кольками кличут.»
-Еще чем необычна сама жизнь его, выбор призвания героя? (профессии)
-Что еще удивляет (рождение)
-Что такое «молитвенный сын»?
Да, жизнь он должен был посвятить Богу, но у него другой путь. Он- человек пути, дороги. Эта тема традиционна для русской литературы и 19, и 20 веков, да и для каждого из нас. Мы всегда в пути, всегда ищем чего-то: истину, правду, веру, пытаемся построить храм в душе..
И неслучайно героя мы встречаем на пароме.
-Как еще можно назвать такого человека?( странник)
Поэтика названия
- Кто такой странник?
А вот как толкование этому слову дает Ожегов….
Но обратите внимание, что странник не просто путешественник, это человек ищущий, много претерпевший.
Но странник наш не обыкновенный, а очарованный. Кого можно назвать очарованным?
А вот как толкование дает Ожегов…..
-Чем же очарован наш герой?
Таблица
И мы отправляемся по этому пути. И встречаем героя в пути, на пароме.
Перед вами на столах рабочие листы, которые вы должны будете заполнить. Вы, наверняка, заметили, что для анализа предложены не все эпизоды, повесть очень богата фактическим материалом ( бусы).А главное, нам предстоит ответить на вопрос: праведник ли Иван Флягин?
-И вновь, в чем проявляется удивительность героя? ( внешность)
-А чем необычен его рассказ? ( исповедь), человек уже осознал свои грехи, раскаялся..
Убийство монашка
Начинаем мы с эпизода неоднозначного, даже коробящего, с убийства монашка.
-Как вы можете объяснить поведение героя, его поступок?
-Какие качества героя вы могли бы здесь отметить?
-Как герой оценивает свой поступок, понимает ли, что убил невинного человека?
Давайте обратимся к тексту повести и попытаемся понять состояние души героя, что нас поражает в нем?
« И как стали мы нагонять парный воз, и вижу я, что человек лежит на сене, на возу, и как его, верно, приятно на свежем поветрии солнышком пригрело, то он, ничего не опасаяся, крепко-накрепко спит, Так сладко вверх спиной раскинулся и даже руки врозь разложил, точно воз обнимает. И вижу я , что он уже не свернет…взял в сторону, да, поравнявшись с ним, стоя на стременах тогда, как заскрипел зубами, да как полосну во всю мочь вдоль спины кнутом…А он как взметнется, старенький такой, и лицо какое-то жалкое…и слезы текут..
Мне, и отцу моему, и графу сначала смешно показалось, а потом говорят… «Убит».»
Размыты грани между добром и злом. Он не понимает, что есть добро, а что зло.
Голуби и кошка
Вот эта размытость граней и проявляется в эпизоде с кошкой и голубями.
-Что здесь поражает? (противоречивость)
-В чем она выражается? Примером из текста докажите ее.
«Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая и такая красноногенькая, прехорошенькая… Очень они мне нравились..Маленькие это такие голубяточки…Стал я их, этих голубяток, разглядывать и , чтобы не помять, взял одного за носик и смотрел, смотрел на него и засмотрелся….»
Обратить внимание на то, что Флягин- поэт!
-А как поступает герой с кошкой? ( Жестоко наказывает)
-Как автор передает эту противоречивость?( Любил и убил, столкновение двух стихий). Но большой вопрос, какая из них победит.
В няньках
-Как этот эпизод раскрывает героя?
Обратите внимание на иллюстрацию, которую я подобрала: богатырь, косая сажень в плечах… и вдруг нянька!
Давайте прочитаем, как же этот богатырь выполняет обязанности няньки.
«Положу дитя в корытце да хорошенько ее вымою, а если где на кожечке сыпка зацветет, я ее сейчас мучкой подсыплю; или головенку ей расчесываю, или на коленях качаю ее, либо, если дома очень соскучусь, суну ее за пазушку да пойду на лиман белье полоскать..»
Ведь он мужчина! Удивительно, откуда в нем эта нежность, заботливость, материнская привязанность. Так и хочется представить его мозолистые грубые крестьянские руки, в которых маленький ребенок.
-Почему Флягин не отдает дитя ни из жалости, ни за деньги, и лишь в последний момент бежит с ними?
-Что это инстинкт или заговорившая совесть? ( он и сам пока не знает, но с этого момента начинает жить для других) И еще, он сам того не понимая сострадает!
В плену
Иван Флягин в плену….
-Как он попадает к татарам?
-Как по-новому раскрывает героя пребывание на чужбине?
-Какие ключевые слова вы нашли?
Давайте обратимся к тексту и попытаемся понять состояние души героя.
«Дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться, молишься, молишься, и молишься, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали- утром травку увидишь.»
Да, скучает, но как скучает! Те слова, которые находит Флягин, для того, чтобы выразить свои чувства задевают за живое каждого!
-Чем же заканчивается эта тяга?
-Что значит «подщетинен»?Это слово удивительное, лесковское, его толкования нет ни в одном толковом словаре.
-А как еще подщетинен герой?
И нас совсем не удивляет тот факт, что Флягин все же бежит.
-Что ждет его на Родине?
Это его-то, который 10 лет на чужбине жил только молитвой и верой!
-А как он себя чувствует?(счастлив)
Цыганка Груша
Любовь… Ею проходит испытание и Флягин.
Оно традиционно для русской литературы. Такие испытания прошли и Печорин, и Обломов, и Онегин, и герои Тургенева….И каждый из нас проходит такое испытание.
-В чем необыкновенность, удивительность чувства Флягина?
Даже красота лошадей меркнет перед неземной красотой Грушеньки
-А что еще поражает?( любит и убивает)
- Почему?
Да, действительно потрясает последняя сцена прощания. Давайте прочитаем ее по ролям и попытаемся понять внутреннее состояние героя.
« Пожалей меня. Родной мой, мой миленький брат; ударь меня раз ножом против сердца.
Я от нее в сторону да крещу ее, а сам пячуся, а она обвила ручками мои колени, а сама плачет, сама кланяется и увещает:
- Ты, говорит,- поживешь, ты Богу отмолишь и за мою душу и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла…..н…н…н…у…
Нож у меня из кармана достала..розняла…из ручки лезвие выправила…и в руки мне сует…А сама стала такое несть, что терпеть нельзя.
Не убьешь меня, я вам всем в отместку стану самою стыдной женщиной.
Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее не стал, а взял да с крутизны в реку и толкнул…»
Вы понимаете что произошло? Как это понять? Ведь любит больше жизни! Что это преступление? А может нет! Но это уже не инстинкт! Он осознанно берет на себя чужой грех!
«Я бежал оттоль, с того места, сам себя не понимая..Опомнился же где-то на большой дороге, под ракиточкой…И думаю только одно, что Ггушина душа теперь погибшая и моя обязанность за нее отстрадать…»
В рекрутах
И не удивительно, что герой после этого, как он сам нам признается, «сам себя зачеркнул». И вновь путь, вновь дорога.
-Как он попал в рекруты?
-А почему попал?
-Для чего автор приводит героя на войну?
-Как проявляет себя Флягин здесь?
-Чем важен этот этап жизни? ( осознание собственной греховности).Он теперь понимает. Что и убийство монашка- грех, и наказание кошки- грех!
В монастыре
И мы понимаем, что не случайно герой оказывается в монастыре
История монастырской жизни преподносится Лесковым во всех подробностях.
-А почему?
Вот как герой сам говорит о своей жизни: «Я своим послушанием доволен и живу в спокойствии.»
-Что такое спокойствие для Флягина?
Что значит это спокойствие? Ведь его сажают в яму и забывают на многие месяцы! А он как он сябя чувствует?
В нем проявляется смирение
«…В раздумье впал, что какой у меня самоничтожный дух и сколько я через него претерпеваю, а ничего не усовершаюсь… И даны мне были слезы, дивно обильные!...все я о родине плакал.»
Любовь в высшем его проявлении. И нас уже не удивляет, что монастырь не последняя пристань героя.
-Почему?( Мне за народ помереть хочется)
Высшее проявление любви- идея деятельного добра.
.
Таблица
Итак, таблица вами заполнена. Обратимся еще раз к ней. Проследите еще раз этапы духовной эволюции героя и ответьте на вопрос- праведник ли Иван Флягин?, поставив знак конца предложения. Свой выбор аргументируйте двумя тремя предложениями.
-
-Да, действительно, Иван Флягин- праведник, не смотря на то что в его жизни были и сомнения, и разочарования, и падения, и возрождения, но путь героя- это путь испытаний и страданий. И вслед за Гоголем Лесков утверждает, что даже самый страшный грешник имеет право на раскаяние и шанс на спасение, на обретение храма в душе.
«Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворенности вообще не достигаются без некоторых падений», уже в 20 веке сказал философ Розанов.
Возвращение к теме урока
Возвращаясь к теме урока, давайте попробуем конкретизировать ее. Попытайтесь конкретизировать ее небольшой цитатой из текста. « Русский человек все сможет»
Да, действительно, он все сможет и пасть, и возродиться потому что у него есть вера, которая за пазушкой. Наверное именно в этом заключается великая загадка души русского человека.
-Чудаки, право, чудаки! О русском человеке хлопочут. А русского человека не знают! Тут, видите, вера прирожденная, и живет она у человека по-домашнему, в душе, за пазушкой. И не стоит по пословице без праведника ни село, ни город, ни вся земля наша.
Домашнее задание
А нужны ли такие люди, нужны ли праведники( с душой за пазушкой) ?
А нужно ли это России?
Этот вопрос я предлагаю вам для письменного осмысления дома.
Я благодарю вас за урок , оцениваю работу класса на отлично, особенно отмечаю:
Отдельная благодарность вашему учителю
Урок окончен.
Тема урока: «Герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»
Тип урока: урок текстуального изучения
Цели урока:
1) образовательная
Дать представление о понятии праведничества в русской литературе в целом и у автора в частности, освоить художественный текст в единстве формы и содержания.
2) развивающая
Формировать умение эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, понимания авторской позиции
3) воспитательная
Воспитание личности, способной к состраданию, осознание идеи деятельного добра.