Конспект урока - Е. И. Носов. Философский смысл рассказа «Живое пламя»

Данный урок с использованием различных функций ИМЭУ является вторым в системе уроков по творчеству Е.И.Носова, знакомит учащихся с важным этапом жизни писателя, повлиявшим не только на его мировоззрение, но и на творчество. В ходе работы над текстом раскрываются глубинный смысл рассказа «Живое пламя», символическое значение названия и художественных образов, рассматриваются выразительные средства, которыми оперирует автор. В качестве домашнего задания учащимся  предлагается творческая работа «Те...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Е. И. Носов. Философский смысл рассказа «Живое пламя».

Предметная область: литература.

Участники (возраст, класс): учащиеся 7 класса.


Цели:

  • познакомить учащихся с военной биографией писателя;

  • развивать навыки анализа художественного текста;

  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа.

Задачи:

  • способствовать формированию нравственной культуры учащихся;

  • прививать интерес к творчеству писателей-фронтовиков.


Аннотация: Данный урок является вторым в системе уроков по творчеству Е.И.Носова, знакомит учащихся с важным этапом жизни писателя, повлиявшим не только на его мировоззрение, но и на творчество. В ходе работы над текстом раскрываются глубинный смысл рассказа «Живое пламя», символическое значение названия и художественных образов, рассматриваются выразительные средства, которыми оперирует автор.


Ход урока.

1) Оргмомент.

Сообщение темы, целей, задач урока.

Запись в тетрадь.

2) Сообщения учащихся «Война в жизни Е.И.Носова».

Отечественная война застала Е.И.Носова в родном селе Толмачёве. Шестнадцатилетнему юноше пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт в артиллерийские войска и становится наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.
8 февраля 1945 года под Кёнигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале.

Носов награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

3) Чтение рассказа учителем.

Стр. 176 - 179 ИМЭУ.

4) Работа с текстом.

- Вспомнить, что такое сюжет.

- Каков сюжет рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»?

- Незамысловатый, казалось бы, на первый взгляд сюжет укладывается в 3 - 4 предложения. Но всё ли так просто на самом деле? Попробуем разобраться, каков глубинный, философский смысл этого произведения. Итак, что такое композиция?

- Прочитать текст самостоятельно, используя функцию ИМЭУ «Закладки», подчеркнуть словосочетания, которые показались наиболее значимыми для понимания основной мысли рассказа, поделив таким образом текст на смысловые части и составив его цитатный план.

- Какой приём лежит в основе композиции рассказа «Живое пламя»? (Антитеза)

- Что противопоставляется? (Маки - другим цветам на клумбе; отношение тёти Оли к макам в начале и в конце рассказа).

- Найти и зачитать описание клумбы.

- Словарная работа: Используя функцию ИМЭУ «Словарь», дать толкование слова «куртинка» (Цветник).

- Почему автор даёт такое подробное описание цветущей клумбы? (Подчёркивает на фоне «благородных» цветов простоту маков и вместе с тем их необычность, красоту).

- Как автор подчёркивает исключительность маков, их превосходство над остальными цветами? (Маки растут «в центре» клумбы).

- Какова особенность маков? (Цветут всего два дня).

- Каким было первоначальное отношение тёти Оли к макам?(Не считает его цветком, для т.Оли это всего лишь овощ).

- Как и при каких обстоятельствах отношение к макам меняется? (Ольга Петровна полюбила маки после их бурного цветения).

- Найти и зачитать описание цветущих маков.

- С помощью каких приёмов автор создаёт образ маков?

А) метафора - «большой ковёр маков», «живой огонь», «раскрывали свои огненные языки»;

Б) Сравнение - «лепестки, точно искры», «походили на зажжённые факелы»;

В) Эпитеты - «из влажной, полной жизненной силы земли», «всё новые и новые туго свёрнутые бутоны».

- Выписать слова одной тематической группы, с помощью которых автор описывает цветущие маки (Тематическая группа с лексическим значением «огонь», «горение»: «факелы», «языки пламени», «яркий огонь», «опалят», «обжигающая яркость», «буйно пламенели»).

- Какие ассоциации возникают? (Маки вспыхнули ярко, как молния, как буйное, сильное, мощное пламя).

-«Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита». Что имеет в виду Ольга Петровна, говоря о маках?( Человеческую жизнь).

- Почему т.Оля «заторопилась в дом», при этом «как-то сгорбившись»? (Маки напомнили ей погибшего сына).

- Что и когда мы узнаём о сыне Ольги Петровны Алёше? (О судьбе Алексея читатель узнаёт в конце рассказа, маки уже отцвели. Алёша погиб, спикировав на спину фашистского бомбардировщика).

- Что символизируют маки? (Маки - символ человеческой жизни).

- Какова эта жизнь? Какими качествами должен обладать человек, выбравший себе такой жизненный путь? Выписать из текста слова, характеризующие данный образ жизни, свой выбор аргументировать.

А) «сгорел» - жизнь яркая;

Б) «без оглядки» - человек, уверенный в себе, в своих силах, имеющий цель и стремящийся к её воплощению;

В) «в полную силу» - отдавать себя без остатка окружающим людям, не жалея сил, жертвуя своими интересами, своей жизнью;

Г) «короткая» - жизнь быстротечная, но насыщенная.

- Чем становятся маки для Ольги Петровны? ( Маки - память о рано погибшем сыне).

- Заключительные слова рассказа практически повторяются в заголовке: «живой огонь» - «Живое пламя». Что они означают? (Пламя, дающее жизнь, вселяющее надежду, хранящее память о близких. Не зря говорят, что человек жив до тех пор, пока память о нём хранится в наших сердцах).

- Финал оптимистичен. Что даёт нам возможность считать именно так?

(На земле - «полыхал ковёр маков»,

Над землёй - «огненные языки» этих цветов,

Из земли, «полной жизненной силы», - «подымались всё н6овые и новые …бутоны».

- Над чем же призывает задуматься читателя автор рассказа? (Е.И.Носов предлагает задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, которая не боится трудностей и полна глубокого смысла. Таков философский итог рассказа).

5. Итоги урока:

1 группа. Дать аргументированный ответ на заключительный вопрос ИМЭУ, стр. 179:

- Что волнует писателя? Можно ли сказать, что это проблема и нашего времени? (Автор затрагивает философскую тему - тему исторической памяти, памяти о тех, кто интересы, жизнь других ставит превыше всего, что особенно актуально в наше время, когда нравственные, этические вопросы отходят на второй план).

2 группа. Используя функцию ИМЭУ «Scribble», записать ключевые слова темы. Выбор аргументировать.

6. Домашнее задание:

Мини-сочинение «Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».
























© 2010-2022