Тестовый материал по русскому языку в 6 вариантах в формате ЕГЭ

В Оренбургской области введён обязательный региональный экзамен по русскому языку в 7-8 классе. Тесты для учащихся 7 класса представляют собой структуру, близкую к КИМам 11 класса ЕГЭ. Работа состоит из трёх блоков: - блок А - 14 заданий с выбором варианта ответа, где только один правильный; - блок В - 4 задания, где необходимо записать правильный ответ словом или цифрой (работа с прочитанным текстом); - блок С - сочинение-рассуждение, содержащее ответ на вопрос по содержанию прочитанного текс... Проверяются знания учащихся по всему курсу русского языка за 5-7 класс по разделам «Орфография», «Морфология», «Морфемика», «Синтаксис», «Грамматика», «Лексика», знание изобразительно-выразительных средств языка. Наряду с этим проверяется уровень сформированности ключевых компетенций школьников: лингвистической, коммуникативной. Умение составления собственного письменного высказывания, основанного на выражении собственного понимания прочитанного текста.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол) 2) их работа

3) горячие супы 4) шестистами учениками

А2 В каком ряду во всех сл-х пропущена безуд-я проверяемая гласная в корне слова?

1) пот..плевший, л..петать, поб..дитель2) отр..слевой, огл..вление, гр..мадный

3) л..ловый, зач..рстветь, выт..рать 4) заг..релый, р..птать, обл..денение

А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать 4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква У?

1) лопоч..щий малыш, они услыш..т 2) скач..щий всадник, канаты удерж..т

3) тревож..щие известия, родники клокоч..т 4) щебеч..щие птицы, грибники ищ..т

А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) независ..мый 2) подозрева..мый

3) расходу..мые 4) пригрева..мое

А6 В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с

использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих

легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.

3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

4) Наречия - (не)изменяемые слова.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

а) давным-давно; где(то) пели; б) точь-в-точь; (по)летнему расписанию
в) волей-неволей; устремиться (в)перёд г) мало-помалу; (по)нашему мнению

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ляпишев н(1) во что н(2) верил, н(3) признавал н(4)каких авторитетов и при этом н(5)

только не был мрачным и скучающим человеком, но легко увлекался новыми идеями.

1) 1, 4 2) 1, 2, 5 3) 2, 3 4) 4, 5

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поезд (1) шипя тормозами (2) смело врезался в паутину улочек (3) почти (4) подходивших к морю (5) и остановился наконец около нарядного вокзала.

1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 5

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) захватив корабль 2) из светящихся окон 3) ищущим правду 4) рассказывая сказки

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Принадлежа к тому или иному сословию,

1. важная роль отводилась внешнему виду человека.

2. об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.

3. человек должен был носить соответствующую одежду.

4. одежда человека должна была соответствовать его статусу.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Девочку с удлиненными зеленовато-серыми глазами и худеньким, бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом.2)Она выделялась среди подруг и выглядела особенной.3)И одетой она казалась лучше остальных, несмотря на то что на ней было то же традиционное форменное коричневое платье с черным передником, и обута она изящнее, и прическа ее отличалась какою-то особенною красотой и законченностью.

4) В то время как другие гимназистки шлепали по лужам или утрамбовывали снег на тротуарах, торопясь по утрам в гимназию, смуглая зеленоглазая девочка всегда подъезжала к гимназическому подъезду в шикарной пролетке весной и осенью, а зимой - в чудесных маленьких санках, запряженных парою лошадей.5)И всегда ее сопровождала худая, рыжая англичанка, переговаривающаяся с девочкой на своем непонятном для привычного уха языке.

6)В классе обычно недолюбливали богатых гимназисток, приезжающих на уроки в своих экипажах.7)Но Сфинкса просто не могли не любить.8)Смуглая девочка была так вежлива и доброжелательна с подругами, что к ней и придраться было нельзя.9)Она готова была оказать массу мелких услуг, которые так ценятся подростками.10)Сфинкс выручала не раз своих соседок по парте, подсказывая им на уроках.11)Она помогала подругам писать домашние сочинения по иностранным языкам, которыми владела в совершенстве, помогала решать задачи.12)Все это делалось ею без всякого усилия, свободно, просто, мило и легко.13)Училась она лучше всех в классе, хотя ее отдали в гимназию только на последние три года, прямо в пятый класс.14)Но не замечательная память, не удивительные способности к языкам, не успехи в учении, не невольное уважение подруг привлекали всеобщее внимание к Нине, а нечто совсем иное.15)Нина была - Сфинкс. 16) Нина была- загадка. 17) Никто не знал частной, домашней жизни этой девочки, не знали, есть ли у нее родные, не знали, как она проводит время вне классных занятий, какова ее семья. 18) Она держалась в стороне от подруг, на переменах читала толстые английские книжки, в которых никто из соучениц ее не смог бы прочесть ни строки, и никогда не вступала ни с кем в длинные откровенные разговоры.

19) Словом, Нина Махрова была Сфинкс (По Л.Чарской)

Комментарий. Сфинкс - греческое название смешанного существа- полульва, получеловека. В греческой мифологии существует легенда о сфинксе, который задавал путникам загадки, проглатывая всех, кто не мог ответить на его вопросы. Сфинкс стал символом человеческих проблем, которые можно разрешить, если найдешь смысл существования.

А13 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Нину гимназистки называли Сфинксом?»

1)Она всегда была одета лучше остальных. 2)Она хорошо знала иностранные языки.

3)Она училась лучше всех в классе 4)Она была загадкой для одноклассниц.

А14 Какой тип речи представлен в предложениях 15 - 18?

1)описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и повествование

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЕЖЛИВА из 8 предложения текста.

  1. Наречие 2)краткое причастие 3) полное прилагательное 4) краткое прилагательное

А16 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «традиционное» (предложение 3).

  1. сохранившееся от старины, созданное на традиции

  2. существующее в силу установившихся порядков в поведении, в быту.

  3. Ставший обязательным.

  4. Лишенный оригинальности вследствие длительной традиции, долгого применения; банальный.

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1 - В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1 - B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова ПРИЕЗЖАЮЩИХ(предложение 6).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 7 выпишите наречие.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 3 - 7 найдите слова, в которых правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных, в суффиксах ОНН, ЕНН пишется НН».

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 9 - 19 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите соч-е-рассужд-е. Объясните, как вы думаете, сложно или легко быть особенным среди одноклассников.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора 2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах 4) на их территории

А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) дор..гие, н..речие, т..рмозить 2) к..сательная, сбл..жаясь, л..тучий

3) р..месленный, гр..мадный, тр..вянистый 4) рел..гиозный, ож..влять, прим..риться

А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..морский, пр..светлый, пр..следовать 2) видеос..емка, в..ются, ад..ютант

3) раз..грать, дез..нформировать, по..скать 4) бе..ценный, ра..фасовать, не..говорчивый

А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) перемел..шь, выдвига..мый 2) прибегн..шь, выправ..вший

3) залез..шь, разве..нный 4) задума..шь, нянч..вший

А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) вверя..мый нам 2) движ..мый чувством

3) неопису..мая радость 4) непромока..мый плащ

А6 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

  1. Терпкий запах выкоше..ых трав разлит в тёплом летнем воздухе.

  2. Тихое озеро всё засыпа..о семенами цветущих деревьев и трав.

  3. Дли..ые ломаные тени ложились на стены.

  4. Одинаково построе..ые, крашеные одной и той же лиловой краской домики пансионата

разбросаны небольшими группами среди вековых сосен.

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.

3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.

4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

а) где(то) пели; (по)летнему расписанию б) задачу(то) решил; еле(еле),
в) послушай(ка) меня; (по)новому пути г) то(же) интересно, (кое)как узнать

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду

лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

1) 2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гул моря (1) изредка (2) заглушаемый криком чаек (3) доносился до лагеря (4) нарушая тишину ночи.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) вьющимися растениями 2) поблагодарив соседа

3) колеблющиеся от ветра 4) изучая правила

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая на кораблестроительных верфях Голландии,

1. Одной из задач Петра 1 было овладеть чертёжным искусством.

2. Петр 1 овладел чертёжным искусством.

3. Там Петра 1 обучили чертежному искусству.

4.Петру 1 легко далось чертёжное искусство.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1) Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы, стремглав пустившись бежать… (2)За ним по пятам мчалась погоня.

(3)Он бежал изо всех сил… (4)Преследователи начинали отставать.

(5)Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река… (6)А он не умеет плавать!

(7)С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска. (8)Беглец уже занёс на неё ногу… (9)Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

(10)Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

(11) - Помилуй! (12)Что ты делаешь? (13)Опомнись, безумец! (14)Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? (15)Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!

(16) - Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

(17) - Не допущу! (18)Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. (19)Тот мгновенно бухнул в бурные волны - и утонул.

(20)Враг засмеялся самодовольно - и пошёл прочь; а друг присел на бережку - и начал горько плакать о своём бедном … бедном друге!

(21)Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

(22) - Не послушался меня! (23)Не послушался! - шептал он уныло.

(24) - А впрочем! - промолвил он наконец. (25) - Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! (26)По крайней мере, он теперь не страдает! (27) Теперь ему легче! (28)Знать, уж такая ему выпала доля!

(29) - А всё-таки жалко, по-человечески!

(30)И добрая душа продолжила неутешно рыдать о своём злополучном друге.

(И.Тургенев)

А13 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: Почему обвинять самого себя в гибели друга человек не подумал… ни на миг?»

1) (23)Не послушался! - шептал он уныло.

2) (26)По крайней мере, он теперь не страдает!

3) (28)Знать, уж такая ему выпала доля!

4) (15)Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!

А14 Какой тип и стиль речи представлен в данном тексте?

1)повествование, публицистический 2)описание, художественный

3)рассуждение, разговорный 4)повествование, художественный

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова по-человечески из 29 предложения текста.

  1. Наречие 2) причастие 3) полное прилагательное 4) краткое прилагательное

А16 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «злополучном» (предл-е 30).

  1. Попавший в беду, неприятное положение и т.п.

  2. Послуживший причиной неприятности, недоразумения.

  3. Связанный в памяти, в представлении с какими-л. неудачными, несчастливыми обстоятельствами.

  4. Постоянно терпящий неудачи, неприятности; невезучий, несчастливый.

В1 Укажите способ образования слова мгновенно (предложение 19).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 1 выпишите наречие.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 16-20 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано»

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 1-7 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы думаете, почему герои повествования лишены имён? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Вариант 3

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) больше шестиста рублей 2) нет мест

3) проиграв вступление 4) в двухстах метрах

А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) аплодир..вать, ук..ротить, совм..щать 2) изл..жение, пров..нциальный, р..дколесье

3) встр..чая, в..рховье, у..звлённый 4) д..ректор, зад..рать, нап..дающий

А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) не..говорчивый, бе..мятежный, ни..ходящий 2) пере..давать, и..подтишка, чере..чур

3) зав..южило, в..едливый, об..ехать 4) бе..церемонный, во..пылал, в..рыхлить

А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Я?

1) враги ран..т, аккуратно кле..щие 2) ученики хвал..тся, та..щие льды

3) они не люб..т, кол..щиеся предметы 4) успехи завис.т, ве..щий ветер

А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) колебл..мый 2) выключ..вший 3) раскраш..нный 4) реша..мый

А6 В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

Вдоль стен, маза(1)ых синей извёсткой, стояли покраше.(2) скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней - десяток столов, составле(3)ых в дли(4)ый ряд для ужина - вот вся обстановка.

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ясная речь - мутное зеркало.

2) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

3) И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать.

4) Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) крест(накрест), (по)летнему расписанию 2) (кое)как, узнать (в)последствии

3) устремиться (в)перёд, (по)новому пути 4) еле(еле), поделить (по)братски

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

До этой картины Айвазовский н(1) раз писал морские бури, но н(2)когда ещё н(3)

удавалось ему создать столь грандиозное полотно н(4) по размеру, н(5) по впечатлению,

которое картина производила.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 3 4) 2, 4, 5

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) на нашей земле 2) погибая в схватке

3) облетела город 4) правильно указаны

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути,

1. всегда вспоминается дом. 2. всегда думаешь о доме.

3. нам приносили свежие газеты. 4. мне приснился сон.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1) Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы, стремглав пустившись бежать… (2)За ним по пятам мчалась погоня.

(3)Он бежал изо всех сил… (4)Преследователи начинали отставать.

(5)Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река… (6)А он не умеет плавать!

(7)С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска. (8)Беглец уже занёс на неё ногу… (9)Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

(10)Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

(11) - Помилуй! (12)Что ты делаешь? (13)Опомнись, безумец! (14)Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? (15)Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!

(16) - Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

(17) - Не допущу! (18)Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. (19)Тот мгновенно бухнул в бурные волны - и утонул.

(20)Враг засмеялся самодовольно - и пошёл прочь; а друг присел на бережку - и начал горько плакать о своём бедном … бедном друге!

(21)Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

(22) - Не послушался меня! (23)Не послушался! - шептал он уныло.

(24) - А впрочем! - промолвил он наконец. (25) - Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! (26)По крайней мере, он теперь не страдает! (27) Теперь ему легче! (28)Знать, уж такая ему выпала доля!

(29) - А всё-таки жалко, по-человечески!

(30)И добрая душа продолжила неутешно рыдать о своём злополучном друге.

(И.Тургенев)

А13 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: Почему обвинять самого себя в гибели друга человек не подумал… ни на миг?

1) (23)Не послушался! - шептал он уныло.

2) (26)По крайней мере, он теперь не страдает!

3) (28)Знать, уж такая ему выпала доля!

4) (15)Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!

А14 Какой тип и стиль речи представлен в данном тексте?

1)повествование, публицистический 2)описание, художественный

3)рассуждение, разговорный 4)повествование, художественный

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова по-человечески из 29 предложения текста.

  1. Наречие 2) причастие 3) полное прилагательное 4) краткое прилагательное

А16 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «злополучном» (предл-е 30).

  1. Попавший в беду, неприятное положение и т.п.

  2. Послуживший причиной неприятности, недоразумения.

  3. Связанный в памяти, в представлении с какими-л. неудачными, несчастливыми обстоятельствами.

  4. Постоянно терпящий неудачи, неприятности; невезучий, несчастливый.

В1 Укажите способ образования слова мгновенно (предложение 19).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 1 выпишите наречие.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 16-20 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано»

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 1-7 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите соч-е-рассужд-е. Объясните, как вы думаете, почему герои повествования лишены имён? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.



Вариант 4

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц 2) умелые повара

3) двое подружек 4) в полутора часах

А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) п..лисадник, др..бить, просл..влять 2) предраспол..жить, см..рение, пл..вучий

3) сат..рический, перекл..каться, л..гичность 4) ог..рчение, побл..дневший, в..риант
А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..коренить, бе..жалостный, чре..мерный

2) сверх..зобилие, с.змала, без..сходный

3) пр..небречь, пр..пятствие, пр..старелый

4) в..южный, с.ёмка, от..явленный

А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква У?

1) тяжело дыш..щий, они бормоч..т

2) леч..щий врач, люди меч..тся

3) дети хохоч..т, колыш..щийся листочек

4) грохоч..щий поезд, ученики слыш..т

А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) устро..вший 2) замуч..нный

3) выращ..нный 4) умножа..мый

А6 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны,

разнося по воздуху нежда(4)ые брызги и резкий запах моря.

1)3,4 2)1,4 3)2 4)2,3

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.

2) (Не)вдалеке от дома начинался лес.

3) (Не)распроданные игрушки уценили.

4) Дуня (не)лишена обаяния.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) водо(непроницаемый), прийти (во)время, (еле)еле

2) где (либо), (русско)английский, (юго)западный

3) (пяти)этажный, (кое)где, (научно)фантастический

4) (древне)русские, (бархатисто)серый, (на)против

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ель Н(1)когда Н(2) плачет, Н(3)кому Н(4) кланяется.

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая старые пыльные фотоальбомы (1) и просматривая фотографии (2) и открытки (3) я увидел (4) пожелтевшее от времени (5) письмо с фронта (6) написанное дедушкой (7) за несколько дней до гибели.

  1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 2) 2, 3, 4, 5 3) 3, 4, 5, 6 4) 3, 6

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) пыльные фотоальбомы 2) пожелтевшее от времени

3) написанное дедушкой 4) игрушки уценили

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Определяя значение непонятных слов,

1. мной овладели сомнения.

2. обращайтесь к словарю.

3. учитывается контекст.

4. некоторые из них оказались многозначными.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (2)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (3)И такое смешение происходило повсеместно. (4)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, не испытавшего влияния другого языка, родственного или неродственного. (5)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (6)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.

(8)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (9)Все остальные были врагами или злыми демонами. (10)Для греков все негреки были варварами. (11)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, - «неверными». (12)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (13)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - человечеству.(По А. Кондратову)

А13 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: Почему на планете нет ни одной «чистой» расы?»

1) (2)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков.

2) (6)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

3) (10)Для греков все негреки были варварами.

4) (13)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - человечеству.

А14 Какой тип и стиль речи представлен в данном тексте?

1)повествование, публицистический 2)описание, художественный

3)рассуждение, публицистический 4)повествование, художественный

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова повсеместно из 15 предложения текста.

  1. Наречие 2) причастие 3) полное прилагательное 4) краткое прилагательное

А16 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «варварских» (предл-е 7).

  1. Соотносящийся по значению с существительным: варвар, связанный с ним.

  2. Свойственный варвару, характерный для него.

  3. Соотносящийся по значению с существительным: варвар, связанный с ним.

4)Не отвечающий развитому вкусу; безвкусный.

  1. Насыщенный варваризмами, нелитературный.

В1 Укажите способ образования слова заимствованных (предложение 7).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 2 выпишите производный предлог.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 2-7 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных пишется нн в суффиксах - енн-онн»

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 2-6 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите соч-е-рассужд-е. Объясните, как вы думаете, почему для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - человечеству.? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.



Вариант 5

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько яблок 2) лежит на шкафе

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) богатейший выбор

А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) хр..никальный, обог..щать, сер..ал 2) вост..ргаться, к..вычки, к..сательная

3) возл..жить, оч..рстветь, раздр..жаться 4) возр..ст, ок..нчание, переск..чить

А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чере..чур, бе..жалостный, ра..мешать 2) пр..зидиум, пр..вилегии, беспр..кословно

3) без..сходный, пред..дущий, раз..скивающий; 4) лис..я (нора), под..ём, йнтер..ер

А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Я?

1) флаги ре..т, люб..щие искусство 2) туманы стел..тся, готов..щийся к экзамену

3) рабочие стро..т, бор..щийся за правду 4) маляры крас..т, ненавид..щие обман

А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1) непередава..мые ощущения 2) мысл..мый отвлечённо

3) предполага..мый результат 4) наруша..мый всеми

А6 В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

На хозяине была вытка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём,и давно не глаже(4)ые штаны.

А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Мост через речку в этом году (не)построен. 3) Обладать (не)дюжинной силой.

2) Им (не)чем было гордиться. 4) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) чуть(чуть), (по)весеннему небу 2) (кое)где, одеться (по)зимнему

3) куда(нибудь), пришёл (во)время 4) выть (по)волчьи, (по)нашему мнению

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1)когда Н(2) следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в

музыкальном творчестве: слушая, мы Н(3) только чувствуем, но и Н(4)пременно думаем.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 2, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.

1) 1, 3, 4, 5, 6 2) 1, 2, 5, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

1) следует отказываться 2) в музыкальном творчестве

3) интеллектуального начала 4) проезжали мимо

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Поднявшись на смотровую площадку,

  1. можно увидеть весь город. 3) город виден как на ладони.

  2. открывается чудесный вид на город. 4) охватывает волнение при виде

открывшихся просторов.


Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (2)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (3)И такое смешение происходило повсеместно. (4)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, не испытавшего влияния другого языка, родственного или неродственного. (5)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (6)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (7)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.

(8)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (9)Все остальные были врагами или злыми демонами. (10)Для греков все негреки были варварами. (11)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, - «неверными». (12)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (13)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - человечеству.(По А. Кондратову)

А13 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: Почему на планете нет ни одной «чистой» расы?»

1) (2)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков.

2) (6)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

3) (10)Для греков все негреки были варварами.

4) (13)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - человечеству.

А14 Какой тип и стиль речи представлен в данном тексте?

1)повествование, публицистический 2)описание, художественный

3)рассуждение, публицистический 4)повествование, художественный

А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова повсеместно из 15 предложения текста.

  1. Наречие 2) причастие 3) полное прилагательное 4) краткое прилагательное

А16 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «варварских» (предл-е 7).

  1. Соотносящийся по значению с существительным: варвар, связанный с ним.

  2. Свойственный варвару, характерный для него.

  3. Соотносящийся по значению с существительным: варвар, связанный с ним.

4)Не отвечающий развитому вкусу; безвкусный.

  1. Насыщенный варваризмами, нелитературный.

В1 Укажите способ образования слова заимствованных (предложение 7).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 2 выпишите производный предлог.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 2-7 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных пишется нн в суффиксах - енн-онн»

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 2-6 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите соч-е-рассужд-е. Объясните, как вы думаете, почему для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - человечеству.? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.




Вариант 6

А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфлей 2) выправь текст

3) несколько полотенец 4) старые профессора

А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?

1) в..рсистый, ут..пический, м..рзлота 2) б..сиком, ок..ймлять, приг..рать

3) ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение

4) компр..мисс, соприк..снувшись, обог..щение
А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..землиться, пр..звание, пр..обретённый 2) не..тмеченный, з..щищенный, н..зревший

3) во..хождение, и..коренить, бе..думный 4) обез..яна, раз..ярённый, комп..ютер

А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) рокоч..шь, немысл..мый 2) тревож..шься, законч..нный

3) наточ..шь, отлаж..нный 4) движ..шься, разреша..мый

А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.

1)преобразу..мый 2) распущ..нный 3) замет..вший 4) сломл..нный

А6 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

Когда льня(1)ые, выстира(2)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(3)ыми сельскими ткачихами на стари(4)ых станках.

А7 В каком варианте ответа НЕ(ни) со словом пишется раздельно?

1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина

наполнилась дивными звуками.

А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

  1. (крепко)накрепко, бок(о)бок, (по)английски

  2. подниматься (в)верх, (по)трое, (до)смерти

  3. (с)глазу(на)глаз, мало(по)малу, идти (в)перед

  4. (по)латыни, приехать (из)далека, ехать (на)встречу друг другу
    А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Картина Левитана «Владимирка» Н(1) содержит Н(2)каких сюжетных элементов, это чистый пейзаж, в котором художник Н(3) поступился красотой русской природы, Н(4) умалил её поэтической прелести.

1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4

А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.

1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 2, 3 4) 3, 4

А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.

  1. Сорванная с деревьев 2) закружилась в вихре

3) поэтической прелести 4) на яркие цветы

А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая стихи в исполнении поэта,

  1. точнее становятся смысловые акценты.

  2. 2) возникает иллюзия непосредственного общения с ним.

  1. приходит понимание авторской позиции.

  2. лучше понимаешь его мысли.

Прочитайте текст и выполните задания A13-A16; B1-В4; С1.

(1)Девочку с удлиненными зеленовато-серыми глазами и худеньким, бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом.2)Она выделялась среди подруг и выглядела особенной.3)И одетой она казалась лучше остальных, несмотря на то что на ней было то же традиционное форменное коричневое платье с черным передником, и обута она изящнее, и прическа ее отличалась какою-то особенною красотой и законченностью.

4) В то время как другие гимназистки шлепали по лужам или утрамбовывали снег на тротуарах, торопясь по утрам в гимназию, смуглая зеленоглазая девочка всегда подъезжала к гимназическому подъезду в шикарной пролетке весной и осенью, а зимой - в чудесных маленьких санках, запряженных парою лошадей.5)И всегда ее сопровождала худая, рыжая англичанка, переговаривающаяся с девочкой на своем непонятном для привычного уха языке.

6)В классе обычно недолюбливали богатых гимназисток, приезжающих на уроки в своих экипажах.7)Но Сфинкса просто не могли не любить.8)Смуглая девочка была так вежлива и доброжелательна с подругами, что к ней и придраться было нельзя.9)Она готова была оказать массу мелких услуг, которые так ценятся подростками.10)Сфинкс выручала не раз своих соседок по парте, подсказывая им на уроках.11)Она помогала подругам писать домашние сочинения по иностранным языкам, которыми владела в совершенстве, помогала решать задачи.12)Все это делалось ею без всякого усилия, свободно, просто, мило и легко.13)Училась она лучше всех в классе, хотя ее отдали в гимназию только на последние три года, прямо в пятый класс.14)Но не замечательная память, не удивительные способности к языкам, не успехи в учении, не невольное уважение подруг привлекали всеобщее внимание к Нине, а нечто совсем иное.15)Нина была - Сфинкс. 16) Нина была- загадка. 17) Никто не знал частной, домашней жизни этой девочки, не знали, есть ли у нее родные, не знали, как она проводит время вне классных занятий, какова ее семья. 18) Она держалась в стороне от подруг, на переменах читала толстые английские книжки, в которых никто из соучениц ее не смог бы прочесть ни строки, и никогда не вступала ни с кем в длинные откровенные разговоры.

19) Словом, Нина Махрова была Сфинкс (По Л.Чарской)

Комментарий. Сфинкс - греческое название смешанного существа- полульва, получеловека. В греческой мифологии существует легенда о сфинксе, который задавал путникам загадки, проглатывая всех, кто не мог ответить на его вопросы. Сфинкс стал символом человеческих проблем, которые можно разрешить, если найдешь смысл существования.

А12 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Нину гимназистки называли Сфинксом?»

1)Она всегда была одета лучше остальных. 2)Она хорошо знала иностранные языки.

3)Она училась лучше всех в классе 4)Она была загадкой для одноклассниц.

А13 Какой тип речи представлен в предложениях 15 - 18?

1)описание 2)рассуждение 3)повествование 4)описание и повествование

А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЕЖЛИВА из 8 предложения текста.

  1. Наречие 2) краткое причастие

  2. полное прилагательное 4) краткое прилагательное

А15 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «традиционное» (предложение 3).

  1. сохранившееся от старины, созданное на традиции

  2. существующее в силу установившихся порядков в поведении, в быту.

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1 - В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1 - B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова ПРИЕЗЖАЮЩИХ(предложение 6).

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 7 выпишите наречие.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 3 - 7 найдите слова, в которых правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных, в суффиксах ОНН, ЕНН пишется НН».

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 9 - 19 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы думаете, сложно или легко быть особенным среди одноклассников. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Думаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств.

© 2010-2022