- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Александр Грин. Урок литературы
Александр Грин. Урок литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пагаева И.М. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока "Сотвори себя сам"по рассказу А. Грина"Зеленая лампа" Цели и задачи: 1.Анализ рассказа
2. Дать знания об антитезе
3.Нравственное воспитание учащихся.
I Орг. Момент.
II Объяснение нового материала.
Старый Крым. Яркое солнце , рождающее ослепляющие блики на воде.Море, такое изменчивое в разное время суток. Чудесный белый корабль с сияющей громадой алых парусов. Сказочные города Зурбаган , Лисс, Каперна. Это мир, созданный удивительным человеком. Имя его Александр Грин. Читаешь его произведения и попадаешь в прекрасный мир сказки , созданный не столько для детей, сколько для взрослых. Здесь сказки становятся реальностью, а реальность похожа на сказку.
Кажется , что так писать может человек , абсолютно счастливый не испытывающий никаких трудностей.
Помню свое потрясение , когда еще школьницей , прочитав <<Алые паруса>>,решила узнать,что творил он в 20-30-е годы 20 столетия ,когда в стране шла гражданская война и Россия изнывала от разрухи и голода.Сам Грин-перенес тиф,ослабел от болезни,заработка не было и помощи ждать было неоткуда.
В то время,когда самоубийство казалось спасением,появилась самая светлая,добрая,полная любви,надежды,веры книга <<Алые паруса>>.
Портрет Грина.
Рассмотрите внимательно портрет писателя.
-Каким вам представляется этот человек (Перед нами больной , смущённый страданиями, уставший от невзгод человек. Чаще всего именно таким воспринимали его современники.)
Ученик. Детские и юношеские годы писателя .
Представьте себе невзрачную узкую, темноватую комнату с единственным окном в <<Доме искусств>>. Слева от входа узкая железная кровать , покрытая изношенной шинелью . У окна обычный кухонный стол, довольно обширное кресло , у стены самодельная буржуйка - вот вся обстановка комнаты.
C утра к столу садится нелюдимый человек, работает яростно, ожесточённо , затем вскакивает , нервно ходит по комнате , чтобы согреться , растирает коченеющие пальцы, снова возвращается к рукописи, Грин пишет. В такие дни он появляется из комнаты особенно угрюмым , погруженным в себя, нехотя отвечает на вопросы и рукой обрывает всякую начатую с ним беседу.
<<Грин- пренеприятнейший субъект. Заговоришь с ним и ждёшь, что вот-вот нарвешься на какую-нибудь дерзость>>,-заметил один из старых литераторов.
Но мрачным , угрюмым был только для тех, кто плохо его знал. Грубоватость и резкость играли для него роль защитного средства. И мало кто из знавших его в то время подозревал , сколько настоящего , светлого лиризма было в его душе , сколько подлинной любви к человеку.
Мрачный и нелюдимым он был и в то время, когда переселился в Старый Крым и поселился в маленьком белом домике на тихой улице . Грин любил бродить один в окрестных горах. Однажды он принёс подбитого кем-то грифа, и это дикая неприручаемая птица спокойно сидела у его на плече , когда он разговаривал с изредка заглядывавшими к нему посетителями.
- Посмотрите ещё раз на его портрет!
Если вы внимательны , то обязательно прочтете в выражении больших устремленных глаз упрямую надежду и глубокую веру в мечту .
Стихотворение В.Рождественского <<Вдоль кирпичных домиков селения…стихотворение читают учащиеся
Мы познакомились с рассказом А. Грина<<Зеленая лампа>>
Давайте вспомним сюжет рассказа
Сюжет - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.Элементы сюжета: экспозиция , завязка,развитие действия,кульминация,развезка.
Беседа
-На какие части делится рассказ?
-Где и когда происходит действие рассказа?
-Почему на улице собралась толпа?
-Какую штуку придумал Стильтон?
-Кем считал Стильтон Ива, и какое будущее предсказывал ему?
-Что случилось со стариком , которого привезли в больницу для бедных?
-Кто был этот старик?
-Кто сделал ему операцию ?
-Как Ив стал врачом ?
-Как Ив отнесся к несчастному старику?
-Мог ли Ив поступить по- другому?
(Конечно, мог ,вспомнив обиду и унижение , но не стал этого делать)
-Что он предлагает делать Стильтону , спускаясь по лестнице?
(зажигать спичку)
-А что такое спичка?
(это огонь , свет)
Вывод:
Делаем общий вывод о том , что в отличие от Стильтона, который когда-то подарил Джону Иву большие надежды на лучшую жизнь в виде огня от зеленой лампы из корыстных побуждений, Ив дарит Стильтону тоже, хоть и крохотную , но надежду на продолжение его жизни как человека совершенно искренне.
Основной прием , который использует автор в рассказе - АНТИТЕЗА
(определение)
-Найдите в тексте примеры антитезы (контрастного изображения)
1.Бродяга Ив - миллионер Стильтон
2.Классический дурак , -человек большого
купленный дешево, воображения
в рассрочку на долго и хитрой злой
фантазии
3.Мрачный дом, -мягкий свет
полутьма улицы зеленой лампы
темная фигура
Работа у доски
Ив Стильтон
1ч 2ч
Плохо одет , беден Хорошо одет, много денег,
люди презирают , Уважаются деньги,владеет торговыми
безработный лавками
Человек - игрушка в его руках
2ч 2ч
Доктор ,высокий серьезный Теряет себя ,как человек
человек ,много читал, старик , грязно одетый;
оказался способным Разорился ,проиграл
человеком; стал ничем
дает работу другому.
Выввод: Тема богатого и бедного звучит в рассказе как тема двух
характеров, зависящих не только от судьбы,
но и от собственной воли.
Антитеза проявляется и в отношении героев к жизни.
-Чему же учит этот рассказ ? Какова его идея?
(для этого выразительно читаем финальный диалог героев)
-Как прозвучит последняя фраза ?
-Что смягчает прямую назидательность Ива? (ирония , грусть)
- В чем смысл названия, заглавия рассказа?(инд.сообщения)
1.Зеленый цвет-цвет жизни, всего живого.
2.Источник света - лампа - тоже ассоциируется с жизнью.
3.Это название связано с историей литературы и с именем А.Пушкина.
В 1819-1820 г. В Петербурге существовал литературный кружок <<Зеленая лaмпа>>, о котором поэт писал:<<Надежды лампа зажжена>>
Т.о. в названии рассказа звучит мотив надежды.
4.Образ зеленой лампы является символическим : свет поиска истины озаряет жизнь одного героя и меркнет для другого.
Заключение порой оборачивается на 180 градусов . И человек, который смотрит свысока на другого , унижает достоинство другого человека, может очень скоро оказаться на месте изгоя. Есть такие понятия в жизни , с которыми нельзя играть.
- Я хчоу , чтобы в нашей жизни тоже всегда горел зеленый огонек надежды. И вы , подобно Джону Иву , видели пред собой цель и шли к ней . Ведь ту судьбу , жизненную тропинку , по которой вы идете , вы выбираете сами . И от того, как сложится ваша жизнь , зависит только от вас.
У поэта Якова Белинского есть такие строки :
Судьба? Пути перепутья? Тракты.
То вдаль зовет , то гасит нас, губя.
Судьба - предначертанье? Нет. Характер!
Судьба - не вне , она внутри тебя.
Действительно , своб судьбу каждый человек делате сам. Вот только иногда жизнь дает шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.