Александр Грин. Урок литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока "Сотвори себя сам"по рассказу А. Грина"Зеленая лампа" Цели и задачи: 1.Анализ рассказа
2. Дать знания об антитезе
3.Нравственное воспитание учащихся.
I Орг. Момент.
II Объяснение нового материала.

Старый Крым. Яркое солнце , рождающее ослепляющие блики на воде.Море, такое изменчивое в разное время суток. Чудесный белый корабль с сияющей громадой алых парусов. Сказочные города Зурбаган , Лисс, Каперна. Это мир, созданный удивительным человеком. Имя его Александр Грин. Читаешь его произведения и попадаешь в прекрасный мир сказки , созданный не столько для детей, сколько для взрослых. Здесь сказки становятся реальностью, а реальность похожа на сказку.

Кажется , что так писать может человек , абсолютно счастливый не испытывающий никаких трудностей.

Помню свое потрясение , когда еще школьницей , прочитав <<Алые паруса>>,решила узнать,что творил он в 20-30-е годы 20 столетия ,когда в стране шла гражданская война и Россия изнывала от разрухи и голода.Сам Грин-перенес тиф,ослабел от болезни,заработка не было и помощи ждать было неоткуда.
В то время,когда самоубийство казалось спасением,появилась самая светлая,добрая,полная любви,надежды,веры книга <<Алые паруса>>.
Портрет Грина.

Рассмотрите внимательно портрет писателя.

-Каким вам представляется этот человек (Перед нами больной , смущённый страданиями, уставший от невзгод человек. Чаще всего именно таким воспринимали его современники.)

Ученик. Детские и юношеские годы писателя .

Представьте себе невзрачную узкую, темноватую комнату с единственным окном в <<Доме искусств>>. Слева от входа узкая железная кровать , покрытая изношенной шинелью . У окна обычный кухонный стол, довольно обширное кресло , у стены самодельная буржуйка - вот вся обстановка комнаты.

C утра к столу садится нелюдимый человек, работает яростно, ожесточённо , затем вскакивает , нервно ходит по комнате , чтобы согреться , растирает коченеющие пальцы, снова возвращается к рукописи, Грин пишет. В такие дни он появляется из комнаты особенно угрюмым , погруженным в себя, нехотя отвечает на вопросы и рукой обрывает всякую начатую с ним беседу.

<<Грин- пренеприятнейший субъект. Заговоришь с ним и ждёшь, что вот-вот нарвешься на какую-нибудь дерзость>>,-заметил один из старых литераторов.

Но мрачным , угрюмым был только для тех, кто плохо его знал. Грубоватость и резкость играли для него роль защитного средства. И мало кто из знавших его в то время подозревал , сколько настоящего , светлого лиризма было в его душе , сколько подлинной любви к человеку.

Мрачный и нелюдимым он был и в то время, когда переселился в Старый Крым и поселился в маленьком белом домике на тихой улице . Грин любил бродить один в окрестных горах. Однажды он принёс подбитого кем-то грифа, и это дикая неприручаемая птица спокойно сидела у его на плече , когда он разговаривал с изредка заглядывавшими к нему посетителями.

- Посмотрите ещё раз на его портрет!

Если вы внимательны , то обязательно прочтете в выражении больших устремленных глаз упрямую надежду и глубокую веру в мечту .
Стихотворение В.Рождественского <<Вдоль кирпичных домиков селения…стихотворение читают учащиеся

Мы познакомились с рассказом А. Грина<<Зеленая лампа>>

Давайте вспомним сюжет рассказа

Сюжет - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.Элементы сюжета: экспозиция , завязка,развитие действия,кульминация,развезка.

Беседа
-На какие части делится рассказ?
-Где и когда происходит действие рассказа?
-Почему на улице собралась толпа?
-Какую штуку придумал Стильтон?
-Кем считал Стильтон Ива, и какое будущее предсказывал ему?
-Что случилось со стариком , которого привезли в больницу для бедных?
-Кто был этот старик?
-Кто сделал ему операцию ?
-Как Ив стал врачом ?
-Как Ив отнесся к несчастному старику?
-Мог ли Ив поступить по- другому?
(Конечно, мог ,вспомнив обиду и унижение , но не стал этого делать)
-Что он предлагает делать Стильтону , спускаясь по лестнице?
(зажигать спичку)
-А что такое спичка?
(это огонь , свет)
Вывод:
Делаем общий вывод о том , что в отличие от Стильтона, который когда-то подарил Джону Иву большие надежды на лучшую жизнь в виде огня от зеленой лампы из корыстных побуждений, Ив дарит Стильтону тоже, хоть и крохотную , но надежду на продолжение его жизни как человека совершенно искренне.

Основной прием , который использует автор в рассказе - АНТИТЕЗА
(определение)

-Найдите в тексте примеры антитезы (контрастного изображения)
1.Бродяга Ив - миллионер Стильтон
2.Классический дурак , -человек большого
купленный дешево, воображения
в рассрочку на долго и хитрой злой
фантазии
3.Мрачный дом, -мягкий свет
полутьма улицы зеленой лампы
темная фигура


Работа у доски


Ив Стильтон


1ч 2ч
Плохо одет , беден Хорошо одет, много денег,
люди презирают , Уважаются деньги,владеет торговыми
безработный лавками
Человек - игрушка в его руках



2ч 2ч
Доктор ,высокий серьезный Теряет себя ,как человек
человек ,много читал, старик , грязно одетый;
оказался способным Разорился ,проиграл
человеком; стал ничем
дает работу другому.


Выввод: Тема богатого и бедного звучит в рассказе как тема двух
характеров, зависящих не только от судьбы,
но и от собственной воли.
Антитеза проявляется и в отношении героев к жизни.
-Чему же учит этот рассказ ? Какова его идея?

(для этого выразительно читаем финальный диалог героев)

-Как прозвучит последняя фраза ?

-Что смягчает прямую назидательность Ива? (ирония , грусть)

- В чем смысл названия, заглавия рассказа?(инд.сообщения)

1.Зеленый цвет-цвет жизни, всего живого.

2.Источник света - лампа - тоже ассоциируется с жизнью.

3.Это название связано с историей литературы и с именем А.Пушкина.

В 1819-1820 г. В Петербурге существовал литературный кружок <<Зеленая лaмпа>>, о котором поэт писал:<<Надежды лампа зажжена>>

Т.о. в названии рассказа звучит мотив надежды.

4.Образ зеленой лампы является символическим : свет поиска истины озаряет жизнь одного героя и меркнет для другого.


















Заключение порой оборачивается на 180 градусов . И человек, который смотрит свысока на другого , унижает достоинство другого человека, может очень скоро оказаться на месте изгоя. Есть такие понятия в жизни , с которыми нельзя играть.

- Я хчоу , чтобы в нашей жизни тоже всегда горел зеленый огонек надежды. И вы , подобно Джону Иву , видели пред собой цель и шли к ней . Ведь ту судьбу , жизненную тропинку , по которой вы идете , вы выбираете сами . И от того, как сложится ваша жизнь , зависит только от вас.

У поэта Якова Белинского есть такие строки :
Судьба? Пути перепутья? Тракты.
То вдаль зовет , то гасит нас, губя.
Судьба - предначертанье? Нет. Характер!
Судьба - не вне , она внутри тебя.
Действительно , своб судьбу каждый человек делате сам. Вот только иногда жизнь дает шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.


© 2010-2022