Урок литературы в 5 классе «Рассказ «Мартовская капель» И. С. Шмелева: Православная Русь «сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема « Рассказ «Мартовская капель» И.С. Шмелева: Православная Русь « сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества» (Комбинированный урок.)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа; проследить своеобразие описания весны; обратить внимание на необычность рассказчика; понять мастерство писателя в раскрытии богатого душевного мира ребенка;

  2. Формировать навыки выразительного чтения; учить опираться на опыт старших поколений и на личный опыт, учить чувствовать слово, видеть художественно-изобразительные средства писателя; учить видеть чувства героя, его внутренний мир;

  3. Воспитывать вдумчивого читателя, чуткого, восприимчивого к окружающему миру; пробуждать «чувства добрые» в детях, любовь к Родине; воспитывать бережное отношение к традициям русского народа, его православной культуре.

Оборудование: Портрет И.С.Шмелева, репродукция картины В. Поленова « Московский дворик», фотографии детей разного возраста, объединенных темой «Золотой мир детства»; магнитофонная запись - А. Вивальди «Времена года. Весна», на столе учителя в вазе - веточки вербы.

Словарь. Любовь, благоговение, умиление, восторг, душевное волнение и переживание, умиротворение, душевный покой, гармония с самим собой.

Эпиграфы:

Мир детства. Заборы и лужи.

Ручьев перекрученных прыть.

Я стал понимать его хуже.

И лучше о нем говорить.

Я речь о том повел не оттого,

Что захотелось просто вспомнить детство,

А потому, что лишь через него

Я в силах в быль великую вглядеться……

В. Соколов.

Ход урока:

I. Слово учителя.

Звучит фрагмент произведения Антонио Вивальди «Времена года. Весна».

- Ребята, закройте глаза и попытайтесь мысленно нарисовать картину ранней весны. Вокруг еще лежит снег, много снега. Но кое-где от ярких солнечных лучей уже образуются проталинки, бегут тоненькие быстрые ручейки, прорезающие сугробы. Деревья приободрились после долгой зимней спячки и только и ждут, когда, наконец, можно будет распустить свежие зеленые листочки.

Послушайте, как описывается пробуждение природы в стихотворении Апполона Майкова «Весна» (читает ученица):

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплый ливней и лучей,

И чиликанья , и пенья!....

Уходи себе скорей!

Весна….. Начло перемен в природе, начало Жизни - накануне праздника Великой Пасхи. И все вокруг, даже предметы неживой природы, находятся в ожидании, в предчувствии чего-то необыкновенного, радостного, светлого.

Стихи Владимира Соколова станут эпиграфом нашему уроку и будут задавать лирический настрой нашей беседе.

Учитель читает эпиграф наизусть.

  • Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока, о чем пойдет речь?

  • Правильно, о весне и о детстве.

  • А кто еще из русских поэтов 20 века обращается к теме детства? ( И.А. Бунин «Детство», «Сказка»; К.Д. Бальмонт « У чудовищ»)

II. Основная часть. Слово о писателе.



  1. «Я просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске и звон. Будто еще во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вокруг вспоминаю: да это Пасха!»….

- Это маленький отрывок из рассказа замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева. В этом отрывке есть что-то сказочное, радостно-волшебное….. Хотите больше узнать об этом писателе? Вот сегодня на уроке вам, ребята, и предстоит узнать об удивительном человеке, его книге « Лето Господне» и о рассказе « Мартовская капель» - маленькой капельке из этой большой и интересной книги. Роман «Лето Господне» - это воспоминание взрослого человека о своих детских впечатлениях, о том и «золотом» времени, когда он был еще ребенком. Посмотрим, как дается описание весны в произведении, попытаемся оценить художественное мастерство автора, самобытность. А пока приглашаю вас в путешествие в Москву столетней давности.

Музыка: « Рассвет на Москве - реке».

Деревянные особняки, каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москва - река, конечно, которая придавала городу особое очарование. Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина - Замоскворечье. Здесь, в тихом замоскворецком дворике, он и провел свое детство. А сейчас мои помощницы расскажут вам о писателе.

1-я ученица: И.С. Шмелев родился 21 сентября 1873 года в семье строительного подрядчика в купеческом районе Москвы. Отец строил мосты, дома, бани, первые в Москве ледяные горы.

Семья была глубоко религиозной, ве6ла строгий образ жизни. «Дома я не видал книг, кроме Евангелия. Зато… двор наш для меня явился первой школой жизни - самой важной и мудрой. И все то, что теплого бьется в душе, заставляет думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами»,- вспоминает писатель.

Здесь же, в Замоскворечье, Шмелев учился в шестой московской гимназии. Затем поступил в университет на юридический факультет. После окончания университета восемь лет служил помощником присяжного поверенного и налоговым инспектором. В 1907 году Шмелев решает уйти в отставку и стать профессиональным писателем. Самые известные его книги « Солнце мертвых», « Неупиваемая Чаша», «Родное», «Лето Господне».

Учитель: - Каким он был? К сожалению, нет портретов, кроме единственного. Родственница писателя Ю. Кустырина рассказывает, что Шмелев был среднего роста, тонкий, художественный с большими серыми глазами, владеющий всем лицом, склонным к ласковой усмешке, но чаще серьезными и грустными. Его лицо было изборождено глубокими - морщинами от созерцания и сострадания. Лицо прошлых веков, пожалуй, старовера, страдальца.

2-я ученица : И.С. Шмелев действительно страдал, перенес много горя. В огне Гражданской войны потерял единственного, горячо любимого сына, поддавшись безмерному горю утраты, вынужден был покинуть Россию и до конца дней жить в далекой Франции. Но грусть по Родине не покидала его, он вспоминал каждый день далекий замоскворецкий дворик, в котором жил в 80-х годах XIX века мальчик Ваня Шмелев. как важны эти воспоминания о детстве, о потерянном рае для каждого человека! Ф.М. Достоевский сказал об этом так: « Знаете же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание и есть».

О таком святом воспоминании и идет речь в книге писателя «Лето Господне». Вы спросите, откуда это непонятное название? оказывается, оно восходит к Библии, к книге пророка Исайи: «…И послал он меня проведать лета Господне благоприятно….» «Лета» - это годы (летопись). Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятных годах, только детство для него, как одно лето, то есть год.

Учитель: - В рассказе «Мартовская капель» показан замоскворецкий двор накануне пасхи.

3-я ученица: Пасха, или Воскресение Христово - главный христианский православный праздник - « праздник праздников и торжество торжеств». Иисус Христом принял страдание за людей: был распят на кресте. Но Он воскрес. Отличается воскресение Иисуса Христа из мертвых весной. Это особый, радостный, светлый праздник.

Во время его православные люди приветствуют и поздравляют друг друга словами: « Христос воскресе!»- «Воистину воскресе!»

- Ребята, как празднуют Пасху в ваших семьях? Почему этот праздник -один из самых святых и сокровенных на Руси?

2. Обратимся к рассказу «Мартовская капель». Выразительное чтение учащимися рассказа.

3.Беседа с классом.

  • Какими строками автор начинает свое повествование? ( Слышны звуки

капели. Эти радостные звуки как бы вызывают солнце, «кличут» весну.)

  • Почему автор называет капель «веселой»? ( Капли, играя и сверкая в

солнечных лучах, звонко падают вниз. Получается веселая весенняя

музыка.)

  • Какие чувства испытывает герой? О чем он думает? (герой радуется:

« весна взялась», праздник наступает, кругом светло, весело. Он думает о том, что скоро можно будет ловить рыбу, что - как только растает снег (очень много снегу!) - и «поплывет все Замоскворечье!» Тогда можно будет

кататься на плотиках.)

- Каким вы представляете героя рассказа? Опишите его.

Выводы:

- Какое начало в рассказе? Определите настрой. ( Начало в рассказе светлое, радостное, со звуками весенней капели.)



  • Перечитайте абзац: « Я просыпаюсь под это таратанье…» Каким образом автор передает атмосферу солнечного весеннего утра?

  • В доме «большая стирка, великопостная». Как вы понимаете это слово? ( Великопостная неделя - последняя неделя Великого поста, перед Пасхой.)

  • Найдите в тексте, какой видится ребенку полоса света, льющаяся из окна в комнату? ( « Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. По таким полосам, от Бога, спускается с небе ангелы…)

  • Что помогает автору так выразительно воспроизвести эту картину? (Автор использует интересное сравнение: полоса сравнивается с доской.)

  • Как вы понимаете выражение: « На крашенном полу и на лежанке лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и черные на них крестики скосились»? (Это золотые от солнечного света отблески оконных стекол.)

  • Обратите внимание на интересные, необычные сравнения: с чем сравниваются шары? ( С голубым и красным зайчиками, с пасхальными яичками.)

  • Попробуйте объяснить, почему возникают такие необычные, яркие образы? ( По форме и яркой окраске шары напоминают праздничные пасхальные яйца. Герой выпустил «погулять на воле», солнце делает их живыми, и они «играют» на лежанке, как зайчики» - переливаются на солнце.)

  • Как вы думаете, почему эти сравнения оказались особенно яркими Ии насыщенными, почему они удались автору? ( Все предметы вокруг даются через восприятие ребенка, его глазами. Это он видит необычное, сказочное в самых обыденных вещах.)

Выводы: что главное вы узнали о авторе? ( Шмелев - удивительный мастер слова. Он подбирает неожиданные сравнения, создает удивительные образы.)

Продолжение беседы.

Прочитаем выразительно отрывок со слов: « А блеска все больше…». Отчего герою кажется, что все вокруг, даже неживые предметы: нянин сундук, графин, обои в комнате - радуются весне и предстоящему празднику? Какие слова помогают нам это понять? ( Все блестит, горит, светится разноцветными огнями, веселится; журавли и лисы прыгают, « весны дождались», «подружились, даже покумились у кого-то на родинах» - это т олицетворение; сравнение - пушечка, как золотая; золотые капли, золотые нитки - эпитеты.)

  • Какой цвет преобладает вокруг? Почему? ( Все вокруг золотое, яркое, блестящее. Золотой цвет - это солнца, праздничный, торжественный.)

  • Какие чувства переживает мальчик в это весеннее утро? ( Любовь, благовоние, умиление, восторг, душевное, волнение и переживание, умиротворение, душевный покой, гармония с самим собой.)

  • Мне так хочется, ребята, чтобы эти уходящие из повседневной речи слова не были для вас пустыми звуком и находим отклик в ваших сердечках.

  • Подумайте, каждый ли ребенок наделен особым даром восприятия окружающего мира? Может быть, когда-нибудь он вырастет и станет замечательным писателем… Иваном Сергеевичем Шмелевым

III. Итоги урока. Рефлексия.

  • Какой человек, на ваш взгляд, может так рассказать о мире своего детства? ( Добрый, душевный, горячо любящий свою Родину.)

  • Но писатель смотрит на этот счастливый золотой мир детства из далекой, чужой Франции. Он вспоминает о Родине, о невозвратном детстве….

  • Что дают ему эти воспоминая? ( Помогают жить в настоящем, согревают душу, лечат, утешают.)

  • А нам для чего необходимо иметь эту книгу? ( Чтобы обращаться к ней в трудные минуты жизни.)

  • А сам Шмелев писал о своей книге: « В ней я показываю лицо святой Руси, которую я ношу в своем сердце: Россию, которая заглянула в мою детскую душу…»

- Вот и закончился наш урок, выскажите свое мнение о нем. Что запомнилось?

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: « Что я узнал о маленьком герое рассказа « Мартовская капель».



© 2010-2022