Урок русского языка в 6 классе по теме Отрицательные местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Захарова И.Л.

Урок русского языка в 6 классе
«Отрицательные местоимения»

Цели:
Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и их соотнесенности с другими группами местоимений; формировать навык правильного написания приставок НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Развивающая: развивать умение объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения отрицательных местоимений

Воспитательная: формирование ценностного отношения к грамотной, правильной речи.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
• Предметные: уметь находить различные формы отрицательных местоимений в предложении, определять их роль в тексте; правильно определять приставку в отрицательных местоимениях
• Личностные: уметь проводить самооценку полноты и качества своих знаний
• Метапредметные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (П)

Учащиеся должны знать смысловые и грамматические особенности отрицательных местоимений и уметь извлекать информацию из текста, содержащего теоретические сведения, а также представленную в виде таблицы, определять написание приставок в отрицательных местоимениях.


Оборудование: компьютер с выходом в интернет или отдельная программа, воспроизводящая материалы ЦОР и «Скул коллекшн», проектор, учебник (УМК Разумовской М.М.) , текст стихотворения Б.Заходера «Джонни»

СЦЕНАРИЙ УРОКА:
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Цели: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Местоимение» и раскрытия в процессе совместной деятельности лексико-грамматических особенностей отрицательных местоимений
1. «Ориентирование в пространстве» Проверка домашнего задания

Учащиеся выполняли дома упр. 683 (часть 1). Задание: записать предложения, подчеркнуть все известные местоимения, подписать сверху разряд. Придумать задание, связанное с темой «местоимение», которое вы могли бы предложить выполнить своим товарищам.

Проводится работа в парах (взаимопроверка задания, учащиеся выявляют ошибки, вырабатывают общее мнение, задания озвучиваются по рекомендации партнера).

Учитель контролирует процесс, помогает учащимся подбирать аргументы, напоминает об оценке работы.

2. «Лингвистический эксперимент». Задание :вспомните и запишите в столбик относительно-вопросительные местоимения, отступив одну строчку (учащиеся говорят и записывают в тетрадь)
Кто
Что
Какой
Чей
Сколько
Теперь напротив каждого напишите это же местоимение, прибавив к нему приставку НЕ или НИ. Что изменилось в значении слова? На что эти местоимения указывают? Как они называются? Всегда ли правильно вы выбирали приставку?

Учитель предлагает назвать тему урока, записать её в специально оставленную строку.

Учащиеся делают запись в тетради.

Учитель предлагает сформулировать задачи урока, записывает их со слов учащихся на доске.

Учащиеся формулируют задачу: научиться определять отрицательные местоимения, знать их лексико-грамматические особенности и научиться правильно выбирать приставку НЕ- НИ-.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Цель: формирование умений извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания


1. «Добывание полезных знаний»

А)Работа с электронной таблицей «Отрицательные местоимения».

Учитель предлагает поработать с электронной таблицей «Отрицательные местоимения».

Задание: Изучив данную таблицу, расскажите о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd819e96-c414-452c-836c-facba9cf1e92/%5BRUS6_129%5D_%5BIA_173%5D.swf

Учащиеся работают с интерактивной таблицей, выясняют смысловые и грамматические особенности отрицательных местоимений. Записывают определение в тетрадь.


Б) Работа с учебником

Задание: Обратимся к учебнику (§ 63, стр.312). Прочитайте теоретический материал на указанной странице, какую дополнительную информацию вы можете узнать?

Учащиеся изучают материал параграфа, сравнивают его с уже имеющимися у них сведениями и делают вывод (Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы И.п). Делают запись в тетрадь


ЭТАП 3. Практикум
Цель: формирование умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Учитель задает вопрос, а какую из поставленных задач мы не выполнили?

Учащиеся сравнивают написанные на доске задачи с выполненной работой и делают вывод, что не научились выбирать приставку в отрицательных местоимениях.

Учитель предлагает поработать с текстом, который лежит у учащихся на партах в распечатанном виде.
1) Работа с текстом. Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Джонни», ответьте на вопросы и выполните задания.
• Каков смысл шуточного стихотворения Б.Заходера?
• Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль? Подчеркните их одной чертой.
• Расставьте ударения в подчеркнутых словах. Обозначьте в них приставки.
• Попробуйте сформулировать правило, когда в данных местоимениях пишется прставка НЕ-, а когда НИ-


«Джонни»

Жил на свете Джонни.
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно ничего!
Нечем подкрепиться,
Нечего надеть,
Не к чему стремиться,
Не о чем жалеть,
Нечего бояться,
Нечего терять...
Весело живется,
Нечего сказать!

Учащиеся делают вывод, формулируют правило. Записывают его в тетрадь.

Учитель помогает составить правильную формулировку. Правильность вывода предлагает проверить по интерактивной таблице.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d99eb9-7d1d-4cc0-aa74-f623b4d1d16e/%5BRUS6_129%5D_%5BIA_174%5D.swf


ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока
Учитель предлагает выполнить тест в виде игры «Да-НЕТ», определяет условия: каждый учащийся самостоятельно в тетради отвечает на вопросы словами «ДА» или «НЕТ». После выполнения и проверки задания просит учеников ответить, легко ли было выполнять тест, сделали они ошибки, как они оценивают свою работу, почему.

ТЕСТ:
Верно ли, что
1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание предмета, признака или количества?
2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-?
3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа?
4. Написание приставок НЕ- и НИ- зависит от места ударения в слове?

Учащиеся отвечают, проверяют вместе с учителем, производят самооценку своей работы.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание ( Рефлексия).
Цель: организовать оценку результатов работы и постановку собственной учебной задачи в процессе выполнения Д/З

Учитель просит учащихся подвести итоги работы, ответить: Было ли сегодня интересно на уроке? Было ли трудно? Чему они научились? Оценивает их работу, активность.

Учащиеся отвечают.

Домашнее задание.
1.Опираясь на материал g 63, составить кластер по теме «Отрицательные местоимения».
2. Из учебника литературы выписать 5 предложений с разными отрицательными местоимениями, обязательно в скобках указывая автора и произведение, из которого взят пример).



© 2010-2022