Статья на темуСвязь поколений как национальное достояние России

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Антонова В.В.

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ.

Судьба современной цивилизации, сделавшей акцент на материальные ценности и рационализм человечества, переживающая проблемы глобального характера, сегодня определяется динамичными изменениями во всех сферах жизни, в том числе и уровнем нравственного развития самого человека.

Кризисное состояние в различных сферах жизнедеятельности общества еще раз убеждает, что преобразования, направленные на формирование новых экономических, рыночных отношений, исключавших духовные, общечеловеческие ценности, ведут в тупик. Не случайно, наша страна прилагает усилия в преодолении социально-экономического, политического кризиса, этнических и религиозных конфликтов, повернувшись лицом к проблеме патриотического воспитания молодежи, его духовно-нравственных оснований. Наступило понимание необходимости приобщения современного молодого поколения к тому культурному наследию, которое накоплено человечеством, и, прежде всего к огромному пласту духовно-нравственных ценностей, не утратившему своей роли и значимости. Речь идёт о приобщении и необходимости активного содействия сохранению связей между поколениями, о сохранении военно-патриотического наследия, являющихся важнейшими компонентами национального достояния России.

Образовательное учреждение, представляющее собой социокультурное пространство, призвано выполнять не только образовательные, но и важнейшие воспитательные функции, направленные на духовное, нравственное, интеллектуальное и мировоззренческое развитие личности.

Современная философия воспитания обосновывает важную роль национальных и общечеловеческих приоритетов, таких как - формирование Гражданина, Личности, Патриота. Духовно-нравственная составляющая в процессе образования и патриотического воспитания - это один из путей формирования Гражданина, Патриота, Защитника Родины, это интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и современного государства.

Духовно-нравственная составляющая патриотического воспитания в целом должна стать фундаментальной основой целенаправленного педагогического воздействия на становление современной личности в процессе ее социализации. Это позволит помочь формировать духовную, нравственную личность, способную адаптироваться в противоречивых условиях развития общества, крепко удерживаться на социально-нравственных позициях и оставаться на высоте человеческого достоинства.

Важнейшей целью патриотического воспитания молодёжи является социокультурная преемственность, связь поколений, которые представляют собой основу формирования духовности и нравственности, патриотизма и гражданственности.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, гордости за свою страну, ее выдающиеся достижения, воспитание гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов - все эти задачи патриотического воспитания звучат остро и актуально.

Исследователь Петрова Л.А отмечает: «… патриотизм включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». [4.с.1]

В своих «Раздумьях» выдающийся учёный, академик Д.С.Лихачёв рассуждает о патриотизме, как о важнейшей стороне личной и общественной культуры духа, «когда человек и весь народ как бы поднимается над самими собой, ставят себе сверхличные цели». [2.с.209]

А в «Письмах о добром и прекрасном» учёный говорит о связи поколений, о традициях народа, о памяти культуры и истории. Он пишет о таком понятии как «генетическая память», память, заложенная в веках, переходящая от одного поколения к следующему. Сила времени не убивает память, память - это преодоление времени и в этом «величайшее нравственное значение памяти», на ней основывается связь поколений. [3.с.199]

Осознанная историческая память народа имеет сложную структуру. Она состоит из так называемых мест памяти - феноменов, устойчивых образов, вызывающих положительные или отрицательные ассоциации у большинства населения страны.

Общерусскими местами памяти являются, например, Куликово поле, Поле Полтавской битвы, Бородинское поле, Мамаев курган, мемориальный комплекс Хатынь, города-герои Севастополь, Сталинград, Ленинград, Минск, Киев, Смоленск и другие. Необходимо помнить и знать эти «важные места» для каждого россиянина.

Чем больше памятных мест у человека, тем он близко связан с малой и большой родиной, тем он сильнее любит свою Родину. «Вне памяти, пишет В. Белов, - вне традиции истории и культуры нет личности. Память формирует духовную зрелость человека. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно». [1.с.5]

Учитель-словесник владеет важнейшим инструментом воспитания - книгой, оказывающей влияние на духовный мир ученика, на выбор его нравственных ориентиров. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, человека обладающего нравственно-духовными ценностями, Гражданина и Патриота своей страны. Литература обладает большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании. Замечательно сказал А. Герцен о том, что книга - это духовное завещание одного поколения другому, это совет умирающего старца юноше, начинающему жить.

Военно-патриотическая литература - это огромный пласт литературы, посвящённый героическому прошлому нашей страны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических и прозаических произведениях о войне - рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Воспитание памятью - важный аспект патриотического воспитания молодёжи. Мы пристально всматриваемся в героические эпохи истории нашего народа и видим духовные, нравственные корни реальных достижений, показывающие высокий нравственный потенциал человека. Поэтому, так важно воспитывать у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Ведь память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. А уроки литературы, посвящённые Великой Отечественной войне, призваны воспитывать чувство патриотизма у учащихся, содействовать сохранению связей между поколениями, пропагандировать военно-патриотическое наследие России.

Вся история России - это летопись героических подвигов нашего народа. От поколения к поколению должно передаваться чувство любви к Родине, которое всегда было в многонациональной России источником массового героизма в бою и труде. Именно молодым предстоит возродить новую могучую Россию, которая будет вызывать гордость у всех.

Таким образом, связь поколений неразрывна и является национальным достоянием страны, так как даёт возможность прикасаться сердцем к человеческим судьбам, помнить и ценить героическое прошлое народа, любить и защищать своё Отечество.

Список литературы

1. В. Быков. Лад. Очерки о народной эстетике. -М., 1962,с.5

2. Д.С. Лихачёв. Раздумья. М., Детская литература,1991,с.209

3. Д.С.Лихачёв. Письма о прекрасном и добром. М., Детская литература,1989,с.199

  1. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 15.10.2015).


© 2010-2022