Алексей Константинович Толстой. Обоснование необходимости изучения в школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей Константинович Толстой.

Обоснование необходимости изучения в школе.


  1. Специфические черты жизни и творчества А. К. Толстого.

  2. Анализ государственного образовательного стандарта по литературе, основных рабочих программ по предмету и распределения материала по классам.

  3. Обоснование необходимости изучения творчества А. К. Толстого в школе.

1. Встречи читателя с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя как бы невольно заслонено гениальным собратом по перу Л. Н. Толстым, и всегда требуется специальное пояснение: о каком Толстом идет речь, кто этот - по возрасту первый и по рангу «второй» - Толстой?

У Алексея Константиновича Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые «пронзительно» действуют на душу, давно сделались всенародными, и иногда люди удивляются, узнав, что вообще у этих произведений есть автор и имя его А. К. Толстой.

Алексей Константинович Толстой - это классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой - это классик отечественной «страшной литературы». Его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики.

В его судьбе не просматриваются «страсти», столкновения, драматические коллизии. И исследователи не ломают копий по его поводу. Разве что один напишет: «Талантливый сатирик», другой: «Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург», а третий вдруг: «Человек благородной и чистой души». Алексей Константинович, как уже было замечено, немного меркнет в ауре своих блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников - Льва Николаевича и Алексея Николаевича. В нем вообще мало блеска, скорее неяркий, но ровный свет. Всегда - «рядом» с великими. Ребенком он сидел на коленях у самого Гёте, в его детский альбом рисовал сам Брюллов, ранние поэтические опыты одобрил сам Жуковский, а по слухам - даже Пушкин. Был другом детства будущего императора Александра II. Членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности был избран в один день со Львом Николаевичем… И так всю жизнь.

Его можно считать «фоном» русской литературы. Однако след, оставленный им, отчетлив. Начиная со строк, авторство которых с трудом вспомнит читатель: «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Земля наша большая, порядка только нет» и даже «Если у тебя есть фонтан - заткни его…». А заканчивая самим духом русской поэзии. Потому что русская поэзия - не только Пушкин и Блок, а еще и такие имена, как Алексей Константинович Толстой, негромкие, но таящие тонкость и очарование, глубину, благородство и силу. Благословенна культура, у которой такой «фон».

2. Образовательный стандарт основного общего образования по литературе рекомендует ввести в школьную программу творчество Алексея Константиновича Толстого. В теории это выглядит так: примерная рабочая программа под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина и др. предполагает знакомство с писателем лишь в 7 классе. Для изучения здесь представлены его исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин». Однако, ученики 7 «А» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Саранска с трудом смогли вспомнить, о чем же повествуют эти баллады, не говоря уже о личности автора. Многие честно признались, что читать им было не интересно, кто - то не дочитывая бросал, а кто-то и не начинал читать. На изучение этой темы учителем был выделен всего 1 час, большая половина которого ушла на презентацию по творчеству автора, а на анализ произведений времени собственно и не осталось. Более того, презентация была составлена с «запасом», т.е. готовилась она не на конкретную работу с этим автором, его биографией и анализом его произведений, а на череду уроков, посвященных циклу поэзии в блоке: «Край ты мой, родимый край!», где на ряду с другими авторами, изучаются его стихотворения: «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Однако ситуация на сегодняшний момент такова, что в результате сокращений уроков по литературе (в общеобразовательной школе это 2 часа в неделю) даже стихи проходятся обзорно. Т.е. ученикам дается выбор автора и произведения для заучивания наизусть. Как правило, редко кто выбирает Алексея Константиновича.

Следующая встреча с писателем учеников, занимающихся по программе Веры Яновны Коровиной, ждет лишь в 10 классе. Здесь предполагается изучение художественного мира Толстого, основных тем, мотивов и образов поэзии. И снова поэзия…

В лучшем случае, учитель в своем рассказе об авторе упомянет исторический роман «Князь Серебряный» и драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного». Однако у школьников уже закрепилось, что Алексей Константинович - это поэт. Ведь им никто не сказал, не написал в учебнике, что Толстой еще и автор мистической прозы «Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена». Многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан» и это далеко не полный список.

В остальных программах по литературе ситуация не лучше. Акцент также делается на поэзию, вместо комплексного изучения творчества писателя.

Что говорить о школьниках, если работник библиотеки на просьбу дать что-нибудь из прозы Алексея Константиновича Толстого, удивленно отвечает вопросом: « А разве у Толстого есть проза?».

Пользуясь ресурсами Интернета, вот какую «интересную» страницу мне удалось найти. Преподаватель одного из вузов Челябинского государственного университета рекомендует для обязательного прочтения своим студентам следующие произведения А. К. Толстого:

  • «Князь Серебряный»

  • «Петр I»

  • «Василий Шибанов»

  • «Благовест»

  • Поэзия

Остается только гадать насколько этот человек компетентен в данном вопросе…

  1. Изучать творчество А. К. Толстого необходимо. Обсудив данную проблему с учителем-предметником и детьми, я пришла к выводу, что большинством основных рабочих программ, по которым и занимаются школы, уделяют непростительно мало времени на изучение творчества данного писателя. Многие объясняют это сокращением часов литературы в школе. Впрочем, результат такого «отношения» виден тут же: 97% обывателей мною опрошенных считают, что Толстых два. Имя Алексея Константиновича меркнет в ауре своего блистательного однофамильца-писателя, дальнего родственника - Льва Николаевича. А его творчество приписывают еще одному писателю-однофамильцу и дальнему родственнику - Алексею Николаевичу. На мой взгляд, стыдно не знать свою литературу, которая так прославила нацию. Хотя бы обзорно…

….PS. Приходя к выводу и ратуя за то, чтобы не только часы на изучения Алексея Константиновича в школе увеличились, но и анализ его творчества стал более углубленным, печально осознавать следующее. Что уже с этого 2013 года в некоторых российских школах апробирована новая программа по литературе. В ней вчетверо увеличено число советских и современных писателей, обязательных для изучения, в которое, однако, не вошел целый ряд классиков - Николай Лесков, Алексей Толстой, Александр Куприн, а также Николай Рубцов, Виктор Астафьев и Александр Вампилов. Зато список пополнился новыми авторами, среди которых, например, Виктор Пелевин и Людмила Улицкая, сообщает 26 декабря 2012 года «Русская народная линия». Новые стандарты официально вступят в силу по всей России только с 2020 года, поясняют «Московские новости». Однако в виде эксперимента они будут введены в отдельных школах уже в будущем учебном году.

И вот уже сейчас общественность разделилась на два противоположных лагеря. Одни выступают, за то, «что Улицкая - это отличный писатель, изучать ее нужно. Даже обязательно. Куприна и Толстого, конечно, жаль, но те, кто хочет с ними познакомиться, могут это сделать и вне школьных занятий». Другие, в частности Общественная палата и, президент Фонда изучения наследия Столыпина Павел Пожигайло, говорят о том, что Улицкая и Пелевин - это неотъемлемый атрибут того образа жизни, против которого мы все боремся: наркотики, аборты, «бери от жизни все» - вся эта пропаганда разврата, фактически деградация нашей молодежи», - сказал Пожигайло.

Общественная палата направила письмо министру образования Дмитрию Ливанову, в котором призвала изменить список рекомендуемых книг для старшеклассников. Авторы обращения указали на то, что из перечня рекомендованных авторов исчезли произведения Александра Куприна и Николая Лескова, которых заменили на книги В. Пелевина и Людмилы Улицкой. Более того, они требуют увольнения чиновников, допустивших такое новшество для наших детей, как минимум по причине профессиональной непригодности.

А третьи, и я в их числе, почему, если необходимо ввести в школу современную литературу, нужно непременно заменить ею классиков?...

Алексей Константинович Толстой. Обоснование необходимости изучения в школе.

6



© 2010-2022