Статья «Формирование логического мышления на уроках русского языка» (из опыта работы)

"Описание материала: Цель данной статьи — помочь учителю русского языка построить работу по изучению орфограмм таким образом, чтобы учащиеся могли развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку не только добиться высокой грамотности, но успеха в жизни. В статье приводятся несколько типов упражнений (подобные упражнения найдутся в любой копилке учит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«Формирование логического мышления на уроках русского языка»

(из опыта работы)

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников и заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить ученикам самостоятельно открыть для себя новые знания. Школа в соответствии с образовательным стандартом должна сформировать у ученика умение мыслить и работать с информацией. Но современные дети очень мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, интернет вытесняют чтение как познавательную деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении. Отсюда возникла потребность применения на уроках русского языка у учащихся основной школы различных типов упражнений для развития логического мышления. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку не только добиться высокой грамотности, но успеха в жизни.

При логических упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Добиться высокой грамотности учащихся (речевой, орфографической и пунктуационной) можно только на основе развития мышления.

Чтобы научиться применять правила орфографии и пунктуации, школьник должен обладать способностью наблюдать, сопоставлять и сравнивать наблюдаемые факты, вычленять главное, существенное, определять причину и следствие, делать самостоятельные выводы.

Ниже приводится несколько типов упражнений (подобные упражнения найдутся в любой копилке учителя русского языка) по орфографии, которые развивают логическое мышление учащихся, формируют орфографическую зоркость, укрепляют грамматические представления учащихся, развивают наблюдательность, учат видеть формальную и смысловую сторону в языке, многообразие признаков, которые свойственны слову. Они дают возможность регулярно повторять изученное ранее, причем форма повторения требует от ученика большой мыслительной активности.

Подобные тины упражнений можно использовать для создания проблемной ситуации на уроке.

Во время работы над такими упражнениями учащиеся внимательны, активны, у них пробуждается интерес к самостоятельному анализу языковых форм.

Упражнение 1. Перед вами слова весна, ветеран, гора, снега, магазин, корзина, зима, вода, гардероб, земля, кабинет, телевизор. Что общего у данных слов? В чем их различия? На какие группы можно разделить данные слова?

Упражнение 2. Что общего у следующих слов? В чем их различия? К какой части речи относится слово? Каков его состав? Какие в нем орфограммы?

А) Собирать, отдирать.

Коснуться, прикоснуться

Б) Умирать, умереть.

Замирать, оттереть.

В) Расстилать, застелить.

Отложить, излагать

Упражнение 3. Что объединяет данные слова: варёная, мощёная, стеклянная, лиственная, завязанная, рисованный, купленная, ветреный, общественная, песчаная? В чем их различия?

Упражнение 4. На какие две группы в зависимости от правила правописания гласной в корне можно разделить следующие слова: собираться, развиваться, посвятить, осветить, блестеть, поседеть (от горя), зажигать, вытерпеть?

Упражнение 5. На какие группы можно разделить данные слова развеселить, испуг, возгорание, взбираться, беспощадный, розвальни, израсходовать, рассказать, сделать, срубить, разрушить, розыгрыш?

Упражнение 6. Что общего у следующих слов? В чем их различия?

Оловянный, румяный, масляный, гусиный, прочитанный, решённый, подаренный, вязаный, лиственный, общественный, революционный, сорванный, мощёный.

Упражнение 7. Что общего у следующих слов: ателье, конечно, пустячный, модель, партер, скучный, теннис, свитер, яичница? В чём их отличие?

Упражнение 8. Что объединяет данные пары слов? Столяр - маляр, диалог- каталог, жила - была, жалюзи - жюри.

Упражнение 9. На какие группы можно разделить слова прибежать, предобрый, пришить, перерыв, переступить, презабавный, прилёт, приготовить, приют, преодолеть, преграда, приход? (Их можно разделить на три группы по принадлежности к частям речи (прилагательные, существительные, глаголы), на две группы в зависимости от правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- От учеников требуются в таких случаях значительная работа мысли, умение обосновать свое деление).

Список использованной литературы.

1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Рус. яз. в шк. - 1993. - № 3. - С. 36-43.

2. Донченко Т.К. Работа учащихся с языковым материалом как источник познавательного интереса // Рус. яз. в шк. - 1993. - № 2. - С. 20-23.

3. Китаева Л.Я. Повторение орфографии в 7-8-х классах на основе группировки орфограмм // Рус. яз. в шк. - 1980. - № 2. - С. 10-14.

4. Ладыженская Т.А. Развернутые устные ответы учащихся на уроках русского языка // Рус. яз. в шк. - 1979. - № 4. - С. 24-36

5. Рахимов А.З. Психодидактика: Педагогическая акмеология. Педагогическая технология творческого развития. - Уфа: Творчество, 1996.

6. Федоренко Л.П. Изучение языка и развитие мышления // Рус. яз. в шк. - 1987. - № 4. - С.

© 2010-2022