- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская М. М
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская М. М
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Араева Т.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хартолгинская СОШ»
Рассмотрено на МО: Согласовано: Утверждено:
Руководитель: _______ зам.директора по УВР: _______ Директор: _____ /Басангов С.Б./
/Бадмагоряева Е.Х./ /Коокуева Л.А./ Приказ № 60 от 30.08.2014 г.
Протокол № от _28 августа_2014 г. « 30» августа 2014 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Русский язык__________________________________________________________________________
Класс ____5_________________________________________________________________________________________________________
Учитель Араева Татьяна Николаевна____категория________-________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год 2014-2015________________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану
Всего 204 часа в год; в неделю 6 часов
Планирование составлено на основе _ Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др.- М., 2010 Минобр.и науки РФ___________
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Учебник__Русский язык. 5кл.:учеб. Для общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская [и др.]_под ред. М.М. Разумовской,-М.: Дрофа, 2013
_________________________________________________________________________________________________________________________
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 классов класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы основного общего образования, разработанные на основе программы М.М. Разумовской, В.И. Капинос и др. Авт. составитель Цветкова Г.В., 2010 г. Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковые развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью:
-сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи.
- воспитание уважения к языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности - типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.
Содержание курса.
О ЯЗЫКЕ - 5 ч.
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как
наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ - 42 ч.
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация - условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и
монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности - речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная,
художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - 25 ч.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10 ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения графики.
Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (10 ч.)
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ-ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (2 ч.)
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (3 ч.)
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные части речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) - 23 ч.
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные).
Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом
и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора.
Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме. Выдающиеся лингвисты:
А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами. Наблюдение заиспользованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ - 19 ч.
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. - 47 ч.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)
ГЛАГОЛ (17 ч.)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и-е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17 ч.)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч.)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных, прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный - бескрайний, искренно - искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) - 9 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должен знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого обращения;
- основные признаки разговорной речи, научного и публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы.
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи.
Календарно- тематическое планирование
№
Название раздела. Тема урока
Количе-ство часов
Основные понятия и термины
Знания и умения обучающихся
О языке и речи (часов)
1
Зачем человеку нужен язык.
1
Речь, формы речи, речевая ситуация
Знать: некоторые особенности развития русского языка
Уметь: пользоваться терминами при анализе языкового явления
2
Что мы знаем о русском языке.
1
Русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка
Знать: понятия русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка
Уметь: пользоваться терминами при анализе языкового явления
3
Р.Р.Что такое речь.
1
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность. Выразительность, уместность, употребления языковых средств
Уметь: осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить речевые недочеты, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Повторение изученного в начальных классах
Фонетика. Графика. Орфоэпия (час.)
4
Звуки и буквы. Алфавит.
1
Фонетическая транскрипция в русском языке
Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные
Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем
5
Что обозначают буквы Е,Е,Ю,Я.
1
Усвоение алгоритма действий в случаях, в которых буквы е,ё.ю,я обозначают два звука, фонетический разбор слов с буквами е,ё.ю,я, обозначающими два звука. Соотношение звука и буквы
Знать: случаи,в которых буквы е,ё.ю,я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции
Уметь: выполнять фонетический разбор таких слов
6
Фонетический разбор слова.
1
Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.
Знать: Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора
Уметь: производить фонетический разбор слов с непроизносимыми согласными,видеть й в словах типа соловьи
7
Р.Р.Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная
1
Диалог, монолог, устная и письменная речь
Знать: особенности диалогической и монологической речи, пунктуационное оформление диалога на письме; отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные
Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке
8
Зачем людям письмо.
1
Устная, письменная речь, история происхождения письменности
Знать: особенности устной и письменной речи, правила оформления диалога на письме
Уметь: соблюдать основные правила орфографии
9
Орфография. Нужны ли правила?
1
Орфограммы корня изученных в 1-4 классах
Знать: основные типы орфограмм корня
Уметь: обосновывать свой выбор орфограммы
10
Р.Р.Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная
1
Диалог, монолог, устная и письменная речь
Знать: особенности диалогической и монологической речи, пунктуационное оформление диалога на письме; отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные
Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке
11-12
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.
2
Орфограммы корня, правила обозначения буквами гласных звуков
Знать: основные типы орфограмм корня, порядок действий при решении орфографических задач
Уметь: обосновывать свой выбор орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
13
Р.Р. Что такое текст (повторение). Тема текста.
1
Текст, идея текста, основная мысль, микротема
Знать: признаки текста, его функционально-смысловой тип (повествование, описание, рассуждение
Уметь: редактировать текст, устранять повторы, составлять план, делить на микротемы
14-15
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.
2
Орфограммы корня, правила обозначения буквами согласных звуков
Знать: основные типы орфограмм корня, порядок действий при решении орфографических задач
Уметь: обосновывать свой выбор орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
16
Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.
1
Усвоение алгоритма действий при применении правила написания гласных после шипящих
Знать: понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм «Правописание буквосочетаний с -ч-, и -ш-», «Гласные после шипящих»
Уметь: определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твердости, применять правило
17
Р.Р. Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению "Один день моих летних каникул".
1
Основная мысль текста (то, чему учит текст)
Знать: признаки текста, его функционально-смысловой тип(повествование, описание, рассуждение
Уметь:редактировать текст, устранять повторы, составлять план, делить на микротемы
18
Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.
1
Освоение орфограммы «Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного»
Знать: понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм «Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного»
Уметь: определять мягкость, гласных, непарность по мягкости-твердости, применять правило
19
Разделительные Ь и Ъ.
1
Основные типы орфограмм разделительных Ь и Ъ
Знать: Основные типы орфограмм разделительных Ь и Ъ
Уметь: обосновывать свой выбор
20
Р.Р. Анализ сочинения "Один день моих летних каникул".
1
Актуализация знаний по развитию речи, обучение написанию сочинения.
Структура сочинения-повествования
Знать: способы развития текста, структуру текста
Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
21
Правописание НЕ с глаголами.
1
Усвоение алгоритма действий при применении правила написания не с глаголами
Знать: правило написания не с глаголами, условия выбора это орфограммы
Уметь: обозначать эту орфограмму при письме
22
Р.Р.Что изучает стилистика.
1
Стилистика, стили речи, отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи
Знать: предмет изучения стилистики, понятие стили речи
Уметь: создавать текст, заданного стиля, редактировать текст, проводить анализ текста, выделяя основную идею
23
Написание - тся, - ться в конце глаголов.
1
Правило написания не с глаголами, -тся, -ться в глаголах,частица не с глаголами, окончания -ть.-чь как варианты окончания инфинитива, -ть+ -ся, -чь+ - ся
Знать: не с глаголом,абсолютное правило. Уточнение формулировки учебника «без не не употребляется» окончания -ть.-чь как варианты окончания инфинитива, -ть+ -ся, -чь+ - ся
Уметь: обозначать эту орфограмму, зная условия выбора
24
Диктант
1
Определение уровня изучения материала
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
25
Р.Р.Разговорная и книжная речь.
1
Разговорная и книжная речь
Знать: признаки текста, его функционально-смысловой тип(повествование, описание, рассуждение
Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст
26-28
Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова.
3
Однокоренные слова в русском языке. Словообразующая роль приставки, суффикса
Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий
Уметь: различать нулевое окончание, однокоренные слова и формы слова, выполнять морфемный разбор
29
Р.Р.Художественная и научно-деловая речь.
1
Художественная и научно-деловая речь.
Знать: признаки текста, его функционально-смысловой тип (повествование, описание)
Уметь: редактировать текст, устранять повторы
30-31
Как образуются формы слова с помощью окончания.
2
Нулевое окончание. Окончание значимая часть слова
Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий
Уметь: различать нулевое окончание, выделять основу слова и окончание, различать однокоренные слова и формы слова, применять изученные орфограммы, обосновывать свой выбор
32
Р.Р.Художественная и научно-деловая речь.
1
Художественная и научно-деловая речь.
Знать: признаки текста, его функционально-смысловой тип (повествование, описание)
Уметь: редактировать текст, устранять повторы
33-34
Самостоятельные части речи.
2
Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь:ставить вопросы к словам, определять части речи и их морфологические признаки
35
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
1
Систематизация ранее изученного об особенностях изменения имен существительных, имен прилагательных, глаголов
Знать:общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль изучаемых частей речи
Уметь: находить заданную часть речи в тексте, определять ее синтаксическую роль в предложении, различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола
36-38
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.
3
Служебные части речи, их назначение в речи. Группы служебных частей речи. Переход других частей речи в служебные
Знать: отличия служебных и самостоятельных частей речи, определение предлога как служебной части речи
Уметь: узнавать служебные части речи и определять их значения
39
Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи
1
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
40
Р.Р.Художественная и научно-деловая речь.
1
Художественная и научно-деловая речь.
Знать: признаки текста, его функционально-смысловой тип (повествование, описание)
Уметь: редактировать текст, устранять повторы
41-42
Что изучает фонетика.
2
Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.
Знать: Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора
Уметь: производить фонетический разбор слов с непроизносимыми согласными,видеть й в словах типа соловьи
43-44
Звуки гласные и согласные.
2
Деление слов на слоги, правила переноса, ударные и безударные гласные
Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные
Уметь: правильно выделять ударные и безударные гласные, пользоваться словарем
45
Р.Р.Написание изложения по плану "Барсучонок".
1
Структура изложения, отбор материала
Знать: приемы систематизации материала
Уметь: излагать мысли на заданную тему
46
Анализ изложения "Барсучонок".
1
Анализ ошибок
47
Слог, ударение.
1
Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения
Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные
Уметь: правильно выделять ударные и безударные гласные, пользоваться словарем
48-49
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
2
Соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы. Нормы произношения безударных гласных звуков
Знать: отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные
Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем
50-51
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.
2
Парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные
Знать: отличие парных и непарных согласных, принцип деления звуков на глухие и звонкие, твердые и мягкие
Уметь: правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем
52-53
Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. Анализ К.Р.
2
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
54
Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте
1
Роль интонации предложения. Восходяще-нисходящая интонация
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении, выразительно читать текст
55-56
Как определить лексическое значение слова.
2
Лексическое и грамматическое значение слова, основные виды словарей, структура словарной статьи
Знать: понятие лексическое и грамматическое значение слова
Уметь: пользоваться толковым словарем, составлять словарную статью на самостоятельно выбранное слово, редактировать текст
57
Сколько лексических значений имеет слово.
1
Однозначные и многозначные слова, метафора
Знать: понятие однозначные и многозначные слова
Уметь: определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации, пользоваться толковым словарем
58-60
Когда слово употребляется в переносном значении.
3
Прямое и переносное значение слов
Знать:
Уметь:
61
Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте
1
Роль интонации предложения. Восходяще-нисходящая интонация
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении, выразительно читать текст
62
Р.Р.Абзац как часть текста. Строение абзаца.
1
Абзац, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка
Знать: понятия абзац, строение абзаца
Уметь: выделять абзацы в тексте, определять основную мысль абзаца, составлять абзацы с развитием мысли, выраженной в начальной фразе
63-64
Как пополняется словарный состав русского языка.
2
Словообразование, заимствования,
Знать: пути обогащения словарного запаса языка, понятие заимствованные слова, основные нормы русского литературного языка
Уметь:
65-67
Как образуются слова в русском языке.
3
Механизм образования слов с помощью морфем, семантика слов
Знать: способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий
Уметь: выполнять морфемный разбор, объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом
68
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.
1
69
Р.Р.Абзац как часть текста. Строение абзаца.
1
Абзац, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка
Знать: понятия абзац, строение абзаца
Уметь: выделять абзацы в тексте, определять основную мысль абзаца, составлять абзацы с развитием мысли, выраженной в начальной фразе
70
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - лаг- - -лож- ; - рос- - раст- (-ращ-).
1
Усвоение алгоритма действий при применении правила о-а в корнях -лаг-, -лож-,-раст-, -ращ-, -рос(л)-
Знать: правило написания букв о-а в корнях -лаг-, -лож-,-раст-, -ращ-, -рос(л)-
Уметь: применять это правило при письме, отличать слова с ложным чередованием, обосновывать свой выбор
71
Буквы о-е после шипящих в корнях слов.
1
Правила написания о-е после шипящих в корне слова
Знать: правила написания о-е после шипящих в корне слова
Уметь: применять это правило при письме, обосновывать свой выбор
72-73
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.
2
Омонимы
Знать: понятие омонимы
Уметь: определять омонимы, их значение в контексте, отличать омонимы от многозначных слов, объяснять свой выбор
74
Что такое профессиональные и диалектные слова.
1
Профессиональные и диалектные слова, роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии
Знать: слова, сфера употребления кот. Ограничена, их роль в худ. литературе, лексикологии. лексикографии
Уметь: определять неологизмы и устаревшие слова
75
Сжатие и развертывание текста
1
76
О чем рассказывают устаревшие слова.
1
Архаизмы, историзмы
Знать: общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в худ. литературе, лексикологии, лексикографии
Уметь: употреблять устаревшие слова
77
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.
1
Речевой этикет
Знать: понятие «Речевой этикет»
Уметь: правильно и уместно употреблять этикетные слова прощания, просьбы, благодарности
78
Правописание корней
1
Правописание корней
Знать: правила написания корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, не проверяемыми ударением, с чередованием гласных в корне
79
Р.Р.Как связываются предложения в тексте "Данное" и "Новое" в предложениях.
1
Смысловая и грамматическая цельность текста, его строение, цепная и параллельная связь тексте
Знать: особенности цепной и параллельной связи предложений
Уметь: уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания
80-81
Правописание приставок.
2
Написание гласных и согласных в приставках
Знать: изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, правило о выборе буквы. Повторение орфограммы о приставке с-
Уметь: применять правило
82
Буквы И-Ы после Ц
1
Усвоение алгоритма действий при применении правила написания ы-и после ц
Знать:правило написания ы-и после ц
Уметь: применять правило
83-84
Контрольный диктант «Дни поздней осени». Анализ ошибок
2
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
85-86
Что изучает синтаксис и пунктуация.
2
Синтаксис, правила употребления пунктуации, словосочетание, виды связи слов в словосочетаниях
Знать: основные разделы русского языка, особенности подчинительной и сочинительной связи
Уметь: вычленять словосочетание из предложения, различать сочинительную и подчинительную связь
87
Р.Р.Как связываются предложения в тексте "Данное" и "Новое" в предложениях.
1
Смысловая и грамматическая цельность текста, его строение, цепная и параллельная связь тексте
Знать: особенности цепной и параллельной связи предложений
Уметь: уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания
88-90
Словосочетание.
3
Виды связи слов в словосочетаниях, признаки словосочетания
Знать: строение словосочетаний, отличие от слова и предложения
Уметь: вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи, выполнять разбор сс.
91-93
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.
3
Предложение как основная единица языка. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств, употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений
94
Р.Р .Что такое тип речи. Тест по теме: «Словосочетание»
1
Тип речи (общее понятие)
Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повеств., описание, рассуждение)
Уметь: создавать текст заданного типа речи, редактировать текст
95
Восклицательные предложения.
1
Знать:
Уметь:
96
Р.Р.Описание, повествование, рассуждение.
1
Типы речи, их структура
Знать: смысл понятий речь устная и письменная, ситуации речевого общения, основные признаки разговорной речи.
Уметь: создавать текст заданного стиля
97-98
Главные члены предложения.
2
Способы выражения подлежащего и сказуемого, правильное согласование подлежащего и сказуемого
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: находить подлежащее и сказуемое в предложении, определять способ выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым
99-100
Тире между подлежащим и сказуемым.
2
Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Знать: основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные)
Уметь: находить подлежащее и сказуемое, ставить знаки препинания между ними, составлять предложения с грамм. заданием
101
Предложения распространенные и нераспространенные.
1
Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения, распространенные и нераспространенные предложения
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: вычленять распространенные и нераспространенные предложения, находить главные члены предложения, выполнять синтаксический разбор простого предложения
102
Рассуждение
1
Тип речи рассуждение, его структура
Знать: основные признаки разговорной речи.
Уметь: создавать текст заданного стиля
103
Второстепенные члены предложения.
1
Второстепенные члены предложения.
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы к ним, определять роль второстепенных членов в предложении
104
Дополнение.
1
Способы выражения дополнения. Главные и второстепенные члены предложения
Знать: определения всех членов предложения
Уметь: отличать второстепенные члены предложения, их признаки, отличия
105
Определение.
1
Признаки определения, согласованные и несогласованные определения, использование в речи
Знать: определения всех членов предложения
Уметь: отличать второстепенные члены предложения, их признаки, отличия
106
Обстоятельство.
1
Основные группы обстоятельств по значениям, способы выражения обстоятельства
Знать: определения всех членов предложения, отличия
Уметь: отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопросы к ним, определять способ выражения и роль в предложении
107
Р.Р.Оценка действительности.
1
Языковые средства выражения оценки (фрагмент текста, отдельные предложения, словосочетания, слова)
Знать: смысл понятий речь устная и письменная, ситуации речевого общения, основные признаки разговорной речи.
Уметь: создавать текст заданного стиля
108-110
Однородные члены предложения.
3
Однородные члены предложения.
Знать: основные единицы языка, их признаки
Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, правильно ставить знаки препинания. соблюдать перечислительную интонацию
111
Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
1
Схемы предложения с однородными членами и обобщающими словами при них
Знать: правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами
Уметь: правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложения с однородными членами и обобщающими словами при них
112
Контрольная работа. Анализ текста: определение типа речи.
1
113114
Обращение.
2
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и обособленными членами предложения
Знать: основные единицы языка, их признаки, порядок синтаксического и пунктуационного разбора
Уметь: находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания
115-116
Синтаксический разбор простого предложения.
2
Синтаксическая структура простого предложения, главные члены двусоставного предложения, второстепенные члены предложения
Знать: опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения. Обращения и вводные слова, основные союзные слова (без термина)
Уметь: различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи
117
Р.Р.Сочинение «За что я (не) люблю зиму».
1
Актуализация знаний по развитию речи.
Знать: способы развития темы в тексте, его структуру
Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий
118
Обобщение и систематизация знаний по теме "Простое предложение". Анализ сочинения-описания по картине.
1
Синтаксическая структура простого предложения
Знать: опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения. Обращения и вводные слова, основные союзные слова
Уметь: вычленять простое предложение, правильно расставлять знаки препинания, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи
119-122
Сложное предложение.
4
Сложное предложение, признаки союзного и бессоюзного предложения
Знать: признаки сложных предложений
Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них
123
Р.Р.Изложение с элементами сочинения «Отчаянный воробей»
1
Изложение (создание собственного текста). Структура изложения, отбор материала
Знать: приемы систематизации материала
Уметь: излагать мысли на заданную тему с элементами сочинения
124-125
Прямая речь.
2
Способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью, прямая речь и диалог в художественном тексте
Знать: глаголы, вводящие прямую речь
Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, знаки препинания в диалоге, определять границы прямой речи и слов автора
126
Р.Р.Строение текста типа рассуждения-доказательства.
1
Оценочное суждение как разновидность рассуждения, способы выражения оценки (слова со значением оценки, существительные и прилагательные с суффиксами оценки, частицы в восклицательных предложениях), особенности рассуждения в изобразительной речи
Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов, отличительные особенности доказательства в рассуждении, научного стиля
Уметь: создавать текст-рассуждение в научном стиле, самостоятельно его редактировать, использовать самостоятельно найденный материал на предлагаемую тему
127-128
Диалог.
2
Прямая речь и диалог в художественном тексте
Знать: глаголы, вводящие прямую речь
Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, знаки препинания в диалоге, определять границы прямой речи и слов автора
129
Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации
1
130
Диктант
1
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
131-133
Самостоятельные и служебные части речи.
3
Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Служебные части речи, группы служебных частей речи, переход других частей речи в служебные
Знать: основные единицы языка, их признаки, отличия служебных и самостоятельных частей речи, определение предлога как служебной части речи
Уметь: ставить вопросы к словам, определять части речи и их морфологические признаки, узнавать служебные части речи и определять их значения
134
Что обозначает глагол.
1
Глагол, особенности функционирования глаголов в речи, личные окончания глаголов
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола
Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола
135
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
1
Написание не с глаголами
Знать: не с глаголом -абсолютное правило, уточнение формулировки учебника «без не не употребляется»
Уметь: находить глаголы в тексте, правильно писать частицу не с глаголами
136
Как образуются глаголы.
1
Основные способы образования глаголов (приставочный, суффиксальный)
Знать: о лексическом значении слова и закрепленности его в корне
Уметь: различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор
137
Р.Р.Строение текста типа повествования.
1
Повествовательные тексты делового стиля речи, часто употребляемые слова и выражения со значением времени (сначала, потом, затем и т.п.)
Знать: способы построения текста повествовательного типа, основы редактирования
Уметь: создавать повествовательный текст делового стиля речи, самостоятельно редактировать текст
138
Виды глаголов.
1
Смысловые различия глаголов совершенного и несовершенного вида, их морфемные различия, видовые пары
Знать: виды глаголов, смысловые различия глаголов совершенного и несовершенного вида, их морфемные различия, видовые пары
Уметь: определять вид глагола, образовывать видовые пары
139
Корни с чередованием букв е-и.
1
Корни с чередованием букв е-и.
Знать: правило написания букв е-и в корнях с чередованием
Уметь: применять это правило при письме, отличать слова с ложным чередованием
140
Р.Р.Строение текста типа повествования.
1
Значение данного и нового
Знать: приемы систематизации материала
Уметь: излагать мысли на заданную тему, создавать описательный текст с использованием разных способов выражения нового
141
Неопределенная форма глагола (инфинитив).
1
Неопределенная форма глагола
Знать: понятие инфинитив, морфемный состав глагола в форме инфинитива
Уметь: определять начальную форму глагола с учетом его вида, правильное написание возвратных глаголов
142
Правописание -тся и -ться в глаголах.
1
Правила написания -тся и -ться, окончания -ть чь как варианты окончания неопределенной формы глагола, -ть +-ся,-чь+-ся
Знать: , окончания -ть чь как варианты окончания неопределенной формы глагола, -ть +-ся,-чь+-ся
Уметь: определять вид глагола, образовывать неопределенную форму глагола
143
Наклонение глагола.
1
Наклонение глагола.
Знать: понятие наклонение глагола. Смысловые отличия разных форм наклонение, соотнесение наклонение глагола с действительностью, определение изъявительного наклонения
Уметь: конструировать предложения с глаголом-сказуемым в форме заданного наклонения
144
Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.
1
Механизм образования формы сослагательного наклонения
Знать: Механизм образования формы сослагательного наклонения
145-146
Как образуется повелительное наклонение глагола.
2
Знать: Механизм образования формы повелительного наклонения
Уметь: пользоваться языковыми способами «смягчения» приказа в побудительном предложении, определять морфемный состав словоформ типа выйдите-выйдете
147
Р.Р.. Строение текста типа повествования
1
Соединение в тексте повествование и описание предмета
Знать: характеристику текста по типу речи, зависимость от речевой ситуации, признаки текста и его функционально-смысловые типы
Уметь: определять тип речи, объяснять цели соединения разных типов речи в рамках одного текста
148-149
Времена глагола.
2
Образование времен глагола
Знать: времена глагола
Уметь: пользоваться орфоэпическими нормами постановки ударения в глаголах прошедшего времени,выполнять морфологический разбор глагола, характеризовать глагол как часть речи
150
Р.Р.Сочинение-повествование с элемента-
ми описания «Как я…»
1
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
151
Спряжение глагола. Лицо и число.
1
Признаки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения
Знать: определять спряжение глаголов с безударным личным окончаний. Различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола
152-153
Правописание личных окончаний глаголов. Проверочная работа.
2
Механизм определения спряжения глагола
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола
Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
154
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
1
Знать: группу безличных глаголов
Уметь: опознавать безличные глаголы в тексте и употреблять их в речи для обозначения явлений(состояния) природы и физического состояния живого существа
155
Контрольный диктант
1
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
156-157
Что обозначает существительное. Тест
2
Роль существительных в речи.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных
Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
158
Как образуются имена существительные.
1
Выбор падежных окончаний существительных, определение синтаксической роли в предложении
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных
Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
159
Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-.
1
Чередование звуков в суффиксе
Знать: орфограмму «Буквы -ч-, -щ- в суффиксах существительных-чик-,
-щик-
Уметь: обосновывать свой выбор
160
Строение текста типа описания предмета
1
Способ выражения нового при описании предмета (прилагательные, наречия, словосочетания, обозначающие признак, сравнительные обороты)
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения
161
Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик).
1
Чередование, беглость гласных как вариант чередования
Знать: чередование, беглость гласных как вариант чередования (с нулем звука, суффиксы с беглыми гласными -ик, -ек)
Уметь: находить существительные в тексте, определять окончания
162
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
1
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными
Знать: правило «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
163
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
1
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Прием олицетворения
Знать: термины одушевленные и неодушевленные существительные, Прием олицетворения
Уметь: опознавать олицетворения в художественном тексте, определять одушевленные и неодушевленные имена существительные
164
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
Имена существительные собственные и нарицательные
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных
Уметь: находить собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать собственные имена существительные
165
Род имен существительных. Почему в русском языке три рода
1
Род имен существительных. Почему в русском языке три рода
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных
Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
166
Контрольное сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»
1
Актуализация знаний по развитию речи.
Знать: способы развития темы в тексте, его структуру
Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения
167
Существительные общего рода.
1
Признаки общего рода. Особенности их употребления в речи
Знать: признаки общего рода. Особенности их употребления в речи
Уметь: составлять словосочетания и предложения с существительными общего рода
168
Род несклоняемых имен существительных.
1
Способы определения рода несклоняемых имен существительных, в том числе иноязычного происхождения
Знать: способы определения рода несклоняемых имен существительных, в том числе иноязычного происхождения
Уметь: составлять словосочетания и предложения с несклоняемыми существительными
169
Число имен существительных.(последн тема за 11.04)
1
Число имен существительных
Знать: понятие число, группы существительных, имеющих форму только ед.ч. или мн.ч.
Уметь: составлять словосочетания и предложения с существительными в форме ед.ч. или мн.ч.
170
Анализ сочинения «Знакомьтесь, мой друг…»
1
Анализ ошибок
171
Падеж и склонение имен существительных.
1
Падеж и склонение имен существительных.
Знать: три склонения существительных.
Уметь: применять правило «и-е в окончаниях существительных», определять падеж и склонение имен существительных, производить морфологический разбор имени существительного
172-173
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
2
Механизм определения написания гласной е и и в безударном положении в окончании имен существительных
Знать: три склонения существительных.
Уметь: применять правило «и-е в окончаниях существительных», определять падежные окончания имен существительных на -ия, -ий, -ие, опознавать существительные с этими окончаниями
174-175
Употребление имен существительных в речи.
2
Употребление имен существительных в речи.
Знать: особенности развития русского языка, понятия речь, формы речи, речевая ситуация
Уметь: употреблять существительные в речи в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения
176
Р.Р. Строение текста типа повествования
1
Повествовательные тексты делового стиля речи, часто употребляемые слова и выражения со значением времени (сначала, потом, затем и т.п.)
Знать: способы построения текста повествовательного типа, основы редактирования
Уметь: создавать повествовательный текст делового стиля речи, самостоятельно редактировать текст
177-178
Контрольная работа по морфологии.
Анализ ошибок
2
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
179
Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
1
Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных
Уметь: находить прилагательное в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных
180-181
Что обозначает имя прилагательное. Разряды прилагательных
2
Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных
Уметь: находить прилагательное в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных
182
Сочинение-рассуждение «Что я люблю делать и почему?»
1
Актуализация знаний по развитию речи.
Знать: способы развития темы в тексте, его структуру
Уметь: выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий
183-184
Правописание окончаний имен прилагательных.
2
Способы склонения прилагательного, углубление понимания роли прилагательных в речи
Знать: различение твердого и мягкого варианта окончаний прилагательных, окончания -ого-, -его-, отличие прилагательных от существительных типа Орехово, Пушкино
Уметь: находить прилагательное в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных
185
Образование имен прилагательных.
1
Основные способы образование имен прилагательных
Уметь: различать однокоренные слова и формы слова. Выполнять морфемный разбор, знать о лексическом значении слова и закрепленности его в корне
186
Анализ и редактирование текста
1
187-189
Прилагательные полные и краткие.
3
Прилагательные полные и краткие, правописание с основой на шипящий. Их роль в предложении и речи
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль качественных прилагательных
Уметь: находить краткие прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий
190-191
Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.
2
Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных, условия их употребления в речи
Знать: степени сравнения качественных имен прилагательных, условия их употребления в речи
Уметь: выполнять морфологический разбор прилагательных
192
Р.Р.Контрольное изложение "Весной".
1
Изложение (создание собственного текста). Структура изложения, отбор материала
Знать: приемы систематизации материала
Уметь: излагать мысли на заданную тему с элементами сочинения
193
Как образуется сравнительная степень прилагательного.
1
Простая и составная формы сравнительной степени имен прилагательных, способы их образования
Знать: способы их образования простой и составной форм сравнительной степени качественных имен прилагательных, условия их употребления в речи, синтаксическую роль в предложении
Уметь: выполнять морфологический разбор прилагательных
194-195
Как образуется превосходная степень прилагательного.
2
Простая и составная формы превосходной степени имен прилагательных, способы их образования
Знать: способы их образования простой и составной форм превосходной степени качественных имен прилагательных, условия их употребления в речи, синтаксическую роль в предложении
Уметь: выполнять морфологический разбор прилагательных
196
Анализ изложения "Весной". Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное".
1
Анализ ошибок. Сведения о прилагательном как части речи, правильное употребление прилагательных в речи
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных
Уметь: находить прилагательное в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных
197
Повторение и обобщение по разделу «Фонетика. Орфоэпия».
1
Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.
Знать: основные типы орфограмм корня, общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора
Уметь: обосновывать свой выбор орфограммы
198
Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»
1
199
Повторение раздела «Орфография»
1
Орфограммы корня изученных в 1-4 классах
Знать: основные типы орфограмм корня
Уметь: обосновывать свой выбор орфограммы
200
Повторение правописания глаголов, имен существительных, имен прилагательных.
1
Сведения о глаголе, именных частях речи
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль
Уметь: находить эти части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
201
Повторение раздела «Текст»
1
Стили и типы речи, текст и его строение
Знать: характеризовать предложения по цели высказывания и характеристику текста, определять тип речи эмоциональной окраске давать стилистическую
Уметь: обосновывать свой выбор орфограммы
202-203
Итоговая контрольная работа.
Анализ ошибок
2
Определение уровня усвоения учащимися материала.
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
204
Повторение раздела «Синтаксис»
1
Словосочетание. Предложение и их строение
Определять виды подчинительной связи