- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме Буквы а-о в корнях лаг-лож
Конспект урока по теме Буквы а-о в корнях лаг-лож
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бойко А.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Образовательное учреждение МКС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7
Предмет: русский язык
Класс 5
Учитель: Бойко Анна Витальевна
Тема: Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-.
Цель: формирование представления о правописании корней -лаг- - -лож, умения применения правила на письме.
Задачи:
1) познакомить с правописанием корней -лаг- - -лож-, формировать навыки правописания букв а-о в корнях -лаг- - -лож-, повторить правописание гласных и согласных в корне;
2) развивать внимание, мышление;
3) воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ход урока.
1.Оргмомент. (Приветствие)
- Ребята, откройте тетради и запишите: «Двадцать четвёртое января. Классная работа». Для темы урока оставьте свободную строку.
2. Словарная работа.
- Начнём наш урок со словарной работы.
- На доске вы видите слова. (Слова напечатаны и безударные гласные закрыты).
- В какой морфеме пропущены буквы?
- Назовите орфограмму.
- Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.
К..рзина, р..мень, к..нфета, к..стюм, ч..хол.
3. Актуализация знаний.
- Какие ещё орфограммы в корне слова вы знаете? (Ребята называют орфограммы и правила, располагаю заготовленные орфограммы на доске)
1) Проверяемые безударные гласные
2) Непроверяемые гласные и согласные
3) Проверяемые согласные
4) Непроизносимые согласные
На доске расположены слова, прикреплённые магнитами.
С..сна, со..нце, с..лют, ни..кий, доро..ка, к..рмить, фу..бол, мес..ный, изл..гать, изл..жить.
- В какой морфеме пропущены орфограммы?
- Распределите слова по четырём видам орфограмм, вставьте пропущенные буквы и выделите корень. (Распределяют слова и называют правило для каждой орфограммы)
- Все ли слова вы смогли распределить?
4. Постановка проблемы. (Введение в тему)
- В чем причина затруднения при написании гласных в корнях слов излагать и изложить?
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Запишите тему урока: «Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-»
5. Групповая работа
Задание группам.
Располагать расположить
Прилагать приложить
Предлагать предложить
- Выделите корни в словах. Сравните слова левого и правого столбиков, что в них общего? От чего зависит написание букв о и а в корнях?
- Сформулируйте правило правописания букв о и а в корнях -лаг- - -лож-.
(Ребята обобщают работу, учитель корректирует)
- Теперь вы можете объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?
- Объясните, какие буквы вы вставите в корни слов излагать и изложить? Почему? Какие это корни?
(Фиксирую на доске)
- Сравним правило (или правила, смотря, каков будет результат групповой работы), выведенное ребятами с правилом в учебнике. Стр. 177.
Чтение правила. Обобщение.
- В этом правиле есть исключение ПОЛОГ.
- Вы знаете значение этого слова? (Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать)
6. Закрепление.
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
Прил…гательное
Пол…житься
Сл…гаемое
Пол….жение
Сл..жение
Прил..жение
7. Физкультминутка. Упражнения на дыхание, зарядка для глаз.
8. Задание на смекалку.
Записано на доске:
Света сказала Коле: «Ложи вещи на место, не разбрасывай их». Коля поправил ее: «Не ложи, а поклади!» Мама, услышав их, покачала головой: «Эх, вы, грамотеи!»
- Исправьте ошибки, допущенные Светой и Колей. Как правильно надо было сказать? (Клади или положи)
Запомните: корни -лаг-, -лож- не употребляются без приставок. Поэтому, нет слов «ложить», «ложу» и подобных. Надо говорить: положу, положить, класть, кладу.
- Ребята, а зачем надо правильно говорить?
- Правильная речь соответствует определённым нормам языка. За словами исторически закрепились нормы произношения. И если вы будете говорить неправильно, то это будет выглядеть некрасиво. Ведь правильная речь - это, прежде всего, красивая речь. Каждый культурный и воспитанный человек должен говорить правильно.
- И вот как об этом говорит великий русский писатель А.П.Чехов:
"По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать". Антон Павлович Чехов.
(Высказывание на доске)
9. Д/З. § 84 (правило), упр. 436.
10. Самостоятельная работа.
- От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Предл..гать - …
Предпол..гать - …
Распол..гать - …
Изл..гать - …
Сл..гать - …
Прил..гать - …
Отл..гать - …
11.Обобщение, итоги урока.