Программа дополнительного образования по русскому языку

Учитывая то обстоятельство, что в седьмом классе заканчивается изучение морфологии и орфографии, считаем необходимым дополнительное, более углубленное изучение и закрепление знаний и навыков по этим разделам на текстовом материале, с элементами творчества. Работа с текстом поможет развить умения самостоятельно сопоставлять, сравнивать, обобщать, выстраивать в систему языковые явления, выделять в изученном материале главное и второстепенное, усваивать понятия осознанно, составлять собственное мне... В целях углубленного изучения морфологии и орфографии считаем уместным использование программно-методического комплекса «Семейный наставник». «Семейный наставник» предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ученику индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Использование информационных технологий поможет развить у учащихся интерактивность, самостоятельность в решении языковых задач. П...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования по русскому языку

Программа дополнительного образования по русскому языку

Пояснительная записка

Учитывая то обстоятельство, что в седьмом классе заканчивается изучение морфологии и орфографии, считаем необходимым дополнительное, более углубленное изучение и закрепление знаний и навыков по этим разделам на текстовом материале, с элементами творчества. Работа с текстом поможет развить умения самостоятельно сопоставлять, сравнивать, обобщать, выстраивать в систему языковые явления, выделять в изученном материале главное и второстепенное, усваивать понятия осознанно, составлять собственное мнение о тексте, уметь оформлять это мнение в письменном виде.

В целях углубленного изучения морфологии и орфографии считаем уместным использование программно-методического комплекса «Семейный наставник». «Семейный наставник» предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ученику индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Использование информационных технологий поможет развить у учащихся интерактивность, самостоятельность в решении языковых задач. Программа «Семейный наставник» обеспечивает свободный доступ ко всем учебным статьям, словарям, обеспечивает ученику обратную связь (сразу видны результаты работы).

Цель: Формирование знаний о системе русского языка, его функционировании, развитие коммуникативных умений, навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.

Задачи:

  • Изучить и закрепить темы по морфологии и орфографии, используя программно-методический комплекс «Семейный наставник».

  • Сформировать умение анализировать текст с опорой на изученный материал.

  • Учить составлять и читать схемы и таблицы по морфологии и орфографии.

  • Формировать знания о текстообразующей роли причастий, наречий, деепричастий, союзов, предлогов, частиц.

  • Формировать навыки написания диктантов с грамматическими заданиями.

  • Формировать навыки написания изложений с элементами сочинения.

  • Осуществлять контроль и самоконтроль за усвоением программного материала через диагностическое и коррекционное тестирование.

  • Учить выполнять индивидуальные рекомендации по морфологии и орфографии.

  • Развивать самостоятельность при проверке уровня усвоения материала (самоконтроль, разгадывание кроссвордов).

  • Развивать творческие способности учащихся, логику.

  • Воспитывать вдумчивого, грамотного ученика, развивать чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление.

  • Воспитывать сотрудничество, выдержку.

Ожидаемый результат:

- Знать способы образования причастий и деепричастий; уметь определять сходные и отличительные признаки причастного и деепричастного оборотов; овладеть навыками употребления в речи причастия и деепричастия, деепричастные и причастные обороты;

- знать особенности написания наречий; употребления их в речи;

- уметь распознавать грамматические различия знаменательных и служебных частей речи;

- уметь распознавать грамматические различия знаменательных и служебных частей речи;

- объяснять роль предлогов и союзов в предложении; уметь правильно писать служебные части речи;

- уметь отличать частицу от других служебных частей речи; уметь отличать частицы не и ни в письменной речи;

- определять тему и идею текста;

- делить текст на смысловые части.

Содержание

Причастие (9часов)

Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, способы их образования. Роль в предложении полных и кратких страдательных причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми на письме. Суффиксы действительных и страдательных (полных и кратких) причастий и их правописание. Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Не с причастиями. Правописание падежных окончаний причастий при их склонении.

Правильное построение предложений с причастным оборотом. Согласование причастий с определяемым существительным. Употребление причастий и причастных оборотов в речи.

Деепричастие (9 часов)

Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот, выделение его на письме запятыми. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

Наречие (4 часа)

Образование наречий. Наречия с частицами не и ни. Правописание наречий (о, а, ь на конце наречий, н и нн в наречиях, дефис в наречиях, слитное и раздельное написание наречий). Наречие как средство выразительности речи.

Служебные части речи (10 часов)

Предлог (4 часа). Образование и правописание производных предлогов. Роль предлогов в предложении, в тексте.

Союз (3 часа). Роль союза в предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов зато, чтобы, также, тоже. Союз и в простом и сложном предложении. Союз как средство связи в предложении, в тексте.

Частица (3 часа). Правописание частиц. Роль отрицательных частиц в безличном предложении. Различие частиц не и ни, их правописание с различными частями речи. Роль частицы как средства выразительности речи.

Повторение (2 часа)

Сопоставление самостоятельных и служебных частей речи. Различие структурных типов простых и сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. Соблюдение норм пунктуации в простом и сложном предложениях.

Развитие связной речи

Анализ и воспроизведение текста: изложение текста с элементами сочинения, сопоставление текстов, изложение с грамматическим заданием.

Продуктивная деятельность, создание и совершенствование текста: сочинение типа описания, написание рассказа в рассказе (обрамление).

Основные принципы организации учебной деятельности:

  • Занимательность и творчество.

  • Сотрудничество при выполнении творческих заданий.

  • Самостоятельность в работе по маршрутному листу.

  • Индивидуальный подход в выявлении и устранении пробелов в знаниях.

Виды учебной деятельности:

  • Усвоение нового материала в режиме «Изучение» (программно-методический комплекс «Семейный наставник»).

  • Диагностическое и коррекционное тестирование в режиме «Фиксированный самоконтроль» (программно-методический комплекс «Семейный наставник»).

  • Индивидуальные рекомендации в режиме «Фиксированный самоконтроль» (программно-методический комплекс «Семейный наставник»).

  • Диктанты в режиме «Правка» (программно-методический комплекс «Семейный наставник»).

  • Работа в группах при выполнении творческих заданий (анализ текста, схематизация, заполнение таблиц).

  • Самостоятельное выполнение занимательных домашних заданий (кроссворды).

  • Практическое выполнение контрольных письменных работ творческого характера.

  • Работа в парах: взаимодиктант с грамматическим заданием.

Контрольно-измерительный материал: контрольное тестирование (2)

Литература для учителя:

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл. - М, 1999 «Мнемозина»

  2. Дидактические материалы по русскому языку 7 кл. Составитель: С. Н. Пименова. -М.: «Просвещение», 1998.

  3. Программно-методический комплекс «Семейный наставник». «Инас Софт».

  4. Уроки русского языка в 7 кл. Составители: Андреева А. А. - Чебоксары: «Клио», 1999.

  5. Францман Е. К. Изложения с элементами сочинения. - М.: «Просвещение», 1999.

  6. Шустина И. В. Кроссворды для школьников. Русский язык. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Программно-методический комплекс «Семейный наставник». «Инас Софт».

  2. Сулейменова Э.Д. и др. Русский язык 7 класс. Алматы, «Атамура» 2010 г

  3. Шустина И. В. Кроссворды для школьников. Русский язык. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

Учебно-тематическое планирование.

Тема

Рассматриваемые вопросы, ключевые понятия

Форма проведения

Список литературы

Виды творческих работ

Причастие (9 часов)

1. Образование причастий

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

2. Правописание причастий

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

3.Причастный оборот

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

4. Причастный оборот

Работа в парах. Комментированное письмо. Схематизация предложений

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 80, № 174

5. Текстообразующая роль причастий.

Работа в группе. Анализ текста.

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 176, №421

6. Эпитеты-причастия

Письменная работа

Уроки рус. языка в 7 кл., с. 21

Сочинение на тему: «В утреннем лесу»

7. Правописание причастий.

Турнир для любознательных

Уроки рус. языка в 7 кл., с. 17-19

8-9. Причастие - особая форма глагола

Индивидуальное диагностическое тестирование Занимательный кроссворд «Причастие» (д/з)

Программно-методический комплекс «Семейный наставник» Шустина И.В. Кроссворды для школьников, с. 59.

Контрольное тестирование «Причастие»

Деепричастие (9 часов)

1. Сопоставление текстов.

Письменная работа

Францман Е.К.Изложения с элементами сочинения.

Изложение с элем соч. «Осень»

2. Употребление деепричастий

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

3. Образование деепричастий

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

4. Деепричастный оборот

Индивидуальные диктанты в режиме «Правка»

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

5. Деепричастный оборот

Работа в парах. Комментированное письмо. Схематизация предложений.

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 103, №224

6. Сопоставление причастия и деепричастия

Работа в группе. Заполнение таблицы.

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 114, №248

7. Текстообразующая роль деепричастий и причастий

Письменная работа

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 115-116, №251

Изложение

с грамматическим

заданием

8. Деепричастие - особая форма глагола.

Конкурс знатоков

Уроки рус. языка в 7 кл., с. 42-43

9. Правописание деепричастий

Индивидуальное

диагностическое

тестирование

Индивидуальные

рекомендации

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

Наречие (4 часа)

1-2. Образование и правописание наречий

Практикум

Уроки рус. языка в 7 кл., с.22-31 ' Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

3. Текстообразующая роль наречий

Работа в группе. Анализ текста. Инд. письм. работа.

Богданова ГА. Уроки рус.яз. в 7 кл., с.143-144.

Сочинение-миниатюра (описание действий по наблюдениям)

4. Закрепление теоретического и практического материала

Индивидуальная работа в режиме «Фиксированный самоконтроль»

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

Контрольное тестирование «Наречие»

Служебные части речи. Предлог (4 часа).

1. Образование производных предлогов

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

2. Правописание предлогов

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Инд. диктанты в режиме «Правка»

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

3. Текстообразующая роль предлогов

Работа в группе. Анализ текста.

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 127, №280

Составить 2 словарных диктанта на орфографические темы.

Цветок на земле.

4. Текст-рассуждение о главном в жизни

Письменная работа

Францман Е.К.Изложения с элементами сочинения.

Изложение с элементами сочинения

Служебные части речи. Союзы (3 часа).

1. Сочинительные и подчинительные союзы

Работа в группе. Устранение пробелов в таблице.

Занимательный кроссворд

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 138-139, №313,315 Шустина. Кроссворды для школьников, с69, 70.

2-3. Правописание союзов. Отличие от

самостоятельных частей речи.

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Инд. диктанты в режиме «Правка»

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

Служебные части речи. Частицы (3 часа).

1. Правописание частиц

Индивидуальные коррекционные тесты-задания

Инд. диктанты в режиме «Правка»

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

2. Текстообразующая роль частиц. Обрамление.

Письменная работа

Богданова Г.А. Уроки рус.яз. в 7 кл., с.

Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу.

3. Закрепление теоретических и практических знаний

Индивидуальное

диагностическое

тестирование

Индивидуальные

рекомендации

Программно-методический комплекс «Семейный наставник»

Повторение (2 часа)

1. Самостоятельные и служебные части речи

Работа в группе. Заполнение таблицы. Работа в парах. Взаимодиктант

Дидактические материалы

по рус.языку. 7 кл.

С. 159-160, №369, 368.

2. Пунктограммы.

Работа в группе. Чтение схем, дополнение примерами предложений.

Дидактические материалы по рус.языку. 7 кл. С. 179, №429.

Конструирование предложений

Итого: 34 часа



© 2010-2022