Конспект на тему М. Ю. Лермонтов «Смерть Поэта»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Джумабаева Гульжахан Ходжабаевна

Класс: 10 класс.

Тема учебного занятия: М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта».

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний по технологии развития критического мышления.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательная: Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» для понимания исторических событий того времени. Отработать навык осознанного чтения.

Формировать общее учебные умения и навыки (через работу по тексту).

Развивающая Коррекция эмоционально - волевой сферы (выразительное чтение стихотворения, эмоции).

Коррекция мыслительной деятельности (установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в стихотворении).

Коррекция речи (словарь, вопросы, иллюстрации).

Воспитательная: Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова, патриотизма и гордости к представителям русской интеллигенции.

Оборудование учебники, мультимедийный проектор, экран, флипчарты, стикеры, фломастер, маркеры.

Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации.

Ход учебного занятия:

24.10.2015 г.


Русская литература

10 а класс

№12


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. момент

«Минута доброты»

2 мин

Психологический настрой (ситуация успеха)

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

Пожелания друг другу.

Объявление темы, цели урока

1 мин

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта».

Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» для понимания исторических событий того времени. Отработать навык осознанного чтения.

Формировать общее учебные умения и навыки.


Деление на группы

2 мин

Карточками с надписями "А.С.Пушкин","М.Ю.Лермонтов","19 век".

Ученики делятся на три группы:

1-гр. -"Пушкин",

2-гр. - "Лермонтов"

3-гр. -"19 век"

"Вызов"

Метод "Воздушного шара".




"Осмысление"

Анализ произведения.









Прием «Цепочка»



Прием "Инсерт"

Стратегия

"РАФТ".



















Рефлексия



Оценивание:


10 мин





14

мин









4 мин



2 мин

2 мин



















4 мин



2 мин

С М.Ю.Лермонтовым мы с вами знакомились на прошлом уроке. Изучили основные этапы его творчества, знаем его судьбу. Знаем, что имя М.Ю.Лермонтова стоит рядом с именем А.С.Пушкина, что именно Лермонтов стал продолжателем дела Пушкина, стал его преемником.

«Я памятник воздвиг себе не рукотворный

К нему не зарастет народная тропа…»

- По истине это великие слова. Именно благодаря своим гениальным, великолепным, оригинальным произведениям А.С.Пушкин заслужил признание, славу, любовь русского народа. Давайте вспомним о жизни и творчестве этих великих людей своего времени.

Раздается отрывки из стихотворения М.Ю.Лермонтова "Смерть поэта"

(Появляется картина дуэли, звучит музыка)

- «Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять».

Передовые люди прислушивались и верили словам поэта, с наслаждением читали его произведения. Но власть была не довольна «вольными стихами» А.С.Пушкина. Разъяренный царь приказал сослать его в ссылку, где А.С.Пушкин чувствовал очень одиноким. Ему не разрешалось встречаться даже с друзьями, его постоянно пыталась оклеветать, оговорить, он был изгоем в обществе, его творчество не хотели признавать. (Картина Званого вечера).

- Посмотрите на иллюстрацию. Вглядитесь в лица людей, которые окружают А.С.Пушкина и его жену. Как вы думаете, как они относятся к семье Пушкина?

- По мимо пренебрежения, ненависти, о них часто распускали сплетни, пытались оклеветать его и членов его семьи, его жену.

Пушкин, как настоящий мужчина должен был защищать честь жены на дуэли. Хотя в это время дуэль была запрещена, и о предстоящей дуэли знали все, но никто не помешал свершиться этой трагедии.

Во время дуэли поэт был смертельно ранен и умер 29 января 1837 года в 38 лет. Это событие взволновало всю Россию. Многие говорили и писали о нем. Но особенно всех поразило произведение никому неизвестного молодого поэта М.Ю.Лермонтова. Именно оно запомнилось всем.

И сегодня мы тоже познакомимся с этим произведением.

Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видел злодеи в ней пример.


  • «!» - Я это знал.

  • «+» - Новое для меня.

  • «-» - Вызывает у меня сомнение.

  • «?» - Вопрос.

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)

Роль - поэт, Пушкин (Это очень важный этап).

Аудитория - общество, друзья, враги.

Форма - стихотворение

Тема - кон­фликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель.

Жанр - лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк).

Стихотворение «Смерть поэта» написано под непосредственным впечатлением от смерти Пуш­кина. Но хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует про­исшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Таким образом, судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. Основные темы стихотворения - кон­фликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель. Стоит обратить внимание на неоднозначность словосочетания «невольник чести». Обычно в связи с ним говорят о биографи­ческих подробностях смерти Пушкина, но в лермонтовском понимании, видимо, речь идет не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару.

Композиция. В первой строфе изображен романтический образ Поэта. Ключевое слово второй строфы - «убийца». Его образ совершенно лишен романтической приподнятости. Он не против­ник, не неприятель, не дуэлянт, он - именно убийца. В связи с этим смерть Поэта мыслится как провидение, как «перст Судьбы»: у убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы».

Следующая часть стихотворения (23 строки) - элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. «Сраженный, как и он, безжалостной рукой» - аналогия с Ленским; «Зачем от мирных нег...» - перекличка с пушкинским «Андреем Шенье». Вторая часть наполнена ан­титезами, иллюстрирующими невозможность понимания между поэтом и «светом», толпой. В первой части автор взывал к толпе, теперь обращается к поэту. Конец пятой строфы переклика­ется с первой: «жажда мести» - «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» - «коварный шепот насмешливых невежд», «угас светоч» - «приют певца угрюм...».

В заключительной части стихотворения (последние 16 строк) Лермонтов открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов».

Таким образом. Выделение образных слов усиливает восприятие трагизма, невосполнимой утраты и величия Пушкина.

Работая на уроке, мы должны были ответить на главный вопрос: «Как трагедия в жизни А.С.Пушкина отозвалась в сердце М.Ю.Лермонтова, и повлияла на его творчество».

Вспомнили: …

Познакомились: …

Учились: …

СИНКВЕЙН "Литература", "Поэт", "Язык"


  • Сегодня на уроке я узнал …

  • В группе работать мне было…, потому что …

  • Помогал мне …

  • Мешал мне ...

  • Больше всего мне понравилось…

  • Труднее всего было

Учащиеся составят кластер.

1-гр. -О Пушкине,

2-гр. - О Лермонтове

3-гр.- О Пушкине и Лермонтове





Учащиеся слушают рассказ учителя.








Учащиеся читают стихотворение по отрывками.



Работают учебником.


Термины записывают в тетради.

















-Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

-Со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта».

-Работать по содержанию.

Заполняют

5.Последующее задание

1 мин

Выучить отрывок из стихотворения «Смерть поэта». Прочитать и подготовиться прозе М.Ю.Лермонтова

Записывают в дневник





А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов

Конспект на тему М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта».ГУ"Средняя школа Манашы"













Конспект на тему М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта».

Конспект на тему М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта».







Тема урока: М.Ю.Лермонтов "Смерть поэта"

10 "А" класс

Учитель русского языка и литературы Джумабаева Г.Х


2015 -2016 учебный год

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов

19 век

19 век

19 век

19 век

19 век


Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

Фамилия и имя ученика________________________________________________

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было

© 2010-2022