«Формирование умений текстовосприятия на уроках русского языка в среднем звене обучения»

  В формировании речевой личности, социально адаптированного и коммуникативно компетентного человека, в его  нравственном воспитании  важное  место занимает работа  с текстом.На мой взгляд, в первую очередь необходимо формировать у школьников общеучебные умения текстовосприятия, что важно делать поэтапно.Важно широко практиковать комплексную работу с текстом  начиная с среднего звена, с 5  класса, чтобы  к окончанию школы учащиеся  имели хорошие навыки  работы с текстом для успешной   сдачи ЕГЭ,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тема доклада: «Формирование умений текстовосприятия на уроках русского языка в среднем звене обучения»

Автор Тукманова Г.Ф., МБОУ Терсинская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ

Современная лингвистика признала своим главным объектом текст, так как человек в своей « человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст (хотя бы потенциальный)». (2,с.301 )Вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире. « Я живу в мире чужих слов, - писал М. М. Бахтин. - И вся моя жизнь является ориентацией в этом мире, реакцией на чужие слова (бесконечно разнообразной реакцией), начиная от их освоения (в процессе первоначального овладения речью) и кончая освоением богатств человеческой культуры (выраженных в слове или в других знаковых материалах…) Все слова для каждого человека делятся на свои и чужие, но границы между ними могут смещаться, и на этих границах происходит напряжённая диалогическая борьба». (2, с. 367 -368)

В формировании речевой личности, социально адаптированного и коммуникативно компетентного человека, в его нравственном воспитании важное место занимает работа с текстом. Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, причём как индивидуальной, так и коллективной, то есть нации, самое главное место принадлежит текстам, составляющим основу национальной культуры этноса. Развитие языковой личности непрерывно движется «от красивых образов - к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни, от красивой жизни - к абсолютной красоте» ( Платон). Текст - зеркало культуры. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Введение ЕГЭ по русскому языку обуславливает необходимость использования в работе учителя - словесника современных приёмов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст -

собственное письменное высказывание на основе частично рассмотренного ранее текста уже в среднем звене. На мой взгляд, в первую очередь необходимо формировать у школьников общеучебные умения текстовосприятия, что важно делать поэтапно.

Начинать такую работу следует с анализа собственно информационных текстов (учебно - научный, научно - популярный, официально - деловой), так как эти тексты допускают только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениями.

Мотивирующим фактором становится формирующаяся языковая компетентность учащихся, обнаруживающая себя в рациональных приёмах понимания собственно информационного текста:

- расчленение на главное и второстепенное, выделение « речевой доминанты» (Л.А.Новиков);

- обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков;

- установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;

-моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление опорных схем и пр.;

- проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала;

-формулировка вопросов по тексту (и поиск в нём ответов на эти вопросы);

- сравнение с текстом - оригиналом и корректировка собственного варианта текста.

На втором этапе учащиеся работают с оценочно - информационным текстом. Сначала ученики исследуют небольшие по объёму тексты - пословицы, поговорки, афоризмы, а затем - образцы публицистического стиля.

На третьем этапе предъявляется образно - оценочно - информационный

( художественный) текст, на основе которого формируется образность. Образ всегда конкретен, индивидуален. Слово оказывается открытым для восприятия и использования его творчески, а не стереотипно.

Общаясь с текстом и другим читателем, учащиеся обучаются аргументировать свою точку зрения при анализе текста. При этом они должны уметь критически воспринимать оценку художественных произведений другими людьми, не допуская поверхностного прочтения текста. Я считаю, что умение воспринимать, анализировать и правильно оценивать художественное произведение или любой другой текст есть главное условие успешного создания своего текста на основе предложенного.

Умения, связанные с чтением, пониманием текста и умением его интерпретировать являются общеучебными умениями и навыками, необходимыми школьнику для успешного усвоения не только курса русского языка, но и для его духовно - ценностной ориентации на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, для оказания ему помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Работая над текстом, учащиеся должны обращать внимание на эстетическую функцию языка, обучаться анализу текста, письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей. Выполняя задания творческого характера на основе текста, учащиеся получают возможность ставить перед собой коммуникативные задачи, определять цель высказывания, искать способы аргументации собственных мыслей. Сегодня, как никогда, важно сформировать у школьников универсальные способы познания, мышления, практической деятельности.

Важно широко практиковать комплексную работу с текстом начиная с среднего звена, с 5 класса, чтобы к окончанию школы учащиеся имели хорошие навыки работы с текстом для успешной сдачи ЕГЭ, особенно для написания сочинения - рассуждения, где им необходимо:

- сформулировать и прокомментировать 1 из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

- сформулировать позицию автора;

- высказать свою точку зрения;

- убедительно её доказать (привлечь не менее 2-х аргументов, опираясь на жизненный опыт);

- изложить мысли грамотно, последовательно, связно.

Чтобы успешно справиться с текстовосприятием, учащиеся должны хорошо понять текст, выяснить, о чём пишет автор, о каких вопросах

размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами,

переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чём убедить его, то есть правильно прочитать исходный текст. Создавая по данному тексту собственное сочинение - рассуждение, имеющее особую композицию (тезис - доказательство - вывод), школьники раскрывают свои коммуникативные способности. Главное условие - текст должен охватить круг интересов ученика.

Как отмечал Л. С. Выготский, в 5-6 классе происходят большие изменения в сфере интересов ребёнка. Он определил несколько групп интересов, которые, являясь доминантными, влияют на поведение подростка:

- «эгоцентрическая доминанта» - интерес к себе, собственной личности;

- «доминанта дали» - установка подростка на дальние перспективы;

- «доминанта усилия»- стремление подростка к борьбе, к сопротивлению, которые проявляются в упрямстве, протесте против взрослых;

- « доминанта романтики» - стремление к новому, неизведанному, рискованному.

Ребятам можно предложить работу со следующими текстами - отрывками из известных художественных произведений, например, «Мститель» В.Солоухина, «Чучело» В.Железникова, « Тридцать зёрен»

Е. Носова, « Ночь исцеления» Б. Екимова, «Стальное горло» М. Булгакова, «Голубая стрекоза» М.Пришвина и др., то есть не ограничиваться работой с текстами, предложенными в учебнике по русскому языку. Работая с дополнительной литературой - с «прецедентными» текстами, учащиеся получают огромный эмоциональный заряд, положительный коммуникативный настрой, что создаёт возможность для их большей самореализации. Прецедентные тексты, по Ю.Н.Караулову, «значимые для… личности в познавательном и эмоциональном отношениях» тексты.

Основными вопросами при работе с текстом являются следующие:

1.О чём рассказывается в тексте? ( Какая тема текста?)

2. О чём вас заставил задуматься текст? ( Какая основная мысль текста?)

3.К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте своё мнение.

4. К какому типу речи относится этот текст? Докажите.

5. Какие средства связи между предложениями ( лексические, грамматические, синтаксические) используются автором?

6.Какие изобразительно - выразительные средства языка использовал автор?

7. Какую проблему поднимает автор? Какова его позиция? Согласны

ли вы с автором? Докажите свою точку зрения.

8. Напишите небольшое сочинение на основе данного текста.

Для формирования умений текстовосприятия эффективны не только сочинения, но и изложения, творческие интерпретации какой - либо цитаты, названия произведения, пословиц, поговорок, также анализ образцовых текстов. На примере таких небольших по объёму письменных работ вырабатывается навык текстовосприятия. Анализируя образцовые тексты, ребята усваивают приёмы развёртывания микротем, заимствуют наиболее выразительные языковые средства и т. д.

Наряду с такой работой над текстом, можно включить грамматические задания, связанные с изученной темой. Благодаря правильно подобранному литературному тексту можно решить обучающие, развивающие, воспита-

тельные задачи.

Систематическая работа с текстом станет залогом успешной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Список литературы :

1.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М., 1994.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

3.Жиренко О. Е. Дневник классного руководителя: 5-11 классы. - М.,2007.

4.Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.

5.Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка.- Санкт - Петербург, 2003.


© 2010-2022