Разработка урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет своего поколения

Данный материал представляет собой развёрнутый конспект урока литературы в 9 классе по теме "Печорин как «портрет своего поколения". В конспекте представлены цели (обучающие, развивающие, воспитательные), планируемые результаты, методы и формы работы на уроке, план урока. В материале также представлена развёрнутая технологическая карта урока, в которой показаны этапы урока, номер слайда, дидактическая задача, деятельность педагога и учащихся, показатели реального результата, методы,приемы и форм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Печорин как «портрет своего поколения»

Класс 9

Учитель Силаева Диля Миниахметовна

Цели:

Обучающие:

  • выявить особенности характера главного героя романа «Герой нашего времени» как представителя поколения 30-х годов XIX века;

  • углубить идейно-эстетическое восприятие образа Печорина;

Развивающие:

  • способствовать формированию навыков монологической и диалогической речи учащихся, умения отстаивать собственную точку зрения, аргументировать ответ примерами из первоисточника;

  • формирование умения мыслить, делать самостоятельно выводы;

Воспитательные:

  • способствовать развитию интереса к литературе как к предмету;

  • способствовать формированию жизненной позиции на примере морально-нравственных взглядов героя;

  • способствовать возрождению у учащихся интереса к чтению.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся будут

  • выразительно читать художественные произведения;

  • грамотно строить развернутые аргументированные высказывания;

  • владеть всеми видами пересказа;

  • выполнять письменные работы.

Методы работы на уроке:

Устного изложения и активизации познавательной деятельности учащихся:

  • рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, демонстрация видеофрагмента

Самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала:

  • творческая работа

По применению знаний на практике и выработки умений и навыков:

  • практическая работа

Формы работы на уроке:

  • фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока:

  • по дидактической цели: изучение нового материала.

Актуальность использования электронных образовательных ресурсов.

  • наглядное представление материала, мотивация, экономия учебного времени.

Оборудование

  • презентация к уроку;

  • мультимедийное оборудование;

  • Толковый словарь С.И. Ожегова;

  • лист оценивания;

  • видеосюжет-описание внешности главного героя;

  • распечатанный алгоритм оценки учащимися своей работы на уроке

План урока:

I. Организационный момент (длительность 1 мин)

II. Актуализация знаний (длительность 5 мин)

III. Изучение нового материала (длительность 20 мин)

IV. Систематизация и обобщение информации (длительность 14 мин)

V. Домашнее задание (длительность 1 мин)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (длительность 4 мин)

Смысловой блок

Этапы урока, номер слайда, дидактическая задача

Название используемых электронных образовательных ресурсов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, показатели реального результата

Методы, приемы и формы работы

I. Организационный момент

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку.

Сегодня у нас с вами необычная форма работы - работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания, который заполняет ответственный в данной группе.

Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Дидактическая задача: создать мотивацию на чтение произведений








Дидактическая задача: определить цели и задачи урока


Работа с эпиграфом к уроку

Дидактическая задача: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности






Слайд 2




Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, где в жизни вам пригодится такой предмет как литература? Что дает литература человеку? Зачем мы ее изучаем?

Без сомнения, литература помогает познать глубину жизненных вопросов, заставляет напряженно размышлять над проблемами времен и народов, вызывает внимание к внутреннему миру личности. Читая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы вместе с автором соприкасаемся с историей души человеческой. В течение этого урока нам предстоит разгадать немало загадок. Одна из них кроется в названии произведения «Герой нашего времени». Герой...

Обратите внимание на толкование лексического значения этого слова в словаре Ожегова.



Какое из этих значений вы бы соотнесли с Печориным - героем романа Лермонтова?

Изначально Лермонтов назвал свое произведение «Один из героев нашего времени», а позже заменил на то, которое известно вам, более обобщив смысл.

Тема нашего урока: «Печорин как «портрет своего поколения»

Найдите ключевые слова в теме урока и определите цели:

В качестве эпиграфа к нашему уроку подходят слова из известного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума». Почему? - ответ дадите в конце урока.

Результатом сегодняшних размышлений будет сложный план по теме, составленный вами к следующими уроку. А для желающих предлагаю тему учебного проекта «Нужен ли времени герой?»

Дети высказывают свои точки зрения, соглашаются с одноклассниками, опровергают мнения…





- Тот, кто совершил подвиг, проявив мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

- Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес.

- Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени.

- Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма.

Тот, кто воплощает характерные, типические черты какого-либо времени, главное действующее лицо произведения


Записывают тему

Дети определяют цель своей деятельности: узнать, какой человек Печорин; выяснить, какие характерные черты поколения вобрал главный герой романа.

Дети читают эпиграф:

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М.Ю. Лермонтов


Дети записывают информацию о домашнем задании

Эвристическая беседа





Работа со словарем








Работа с эпиграфом

III. Изучение нового материала

Дидактическая задача: первичное осмысление материала.













Слайд 7



Слайд 8

Слайд 9


Слайд 10



Слайд 11








Слайд 12






Слайд 13












Слайд 14


Ситуация романа обвиняет Печорина. А мы сочувствуем ему или осуждаем его?

Предметом исследования на нашем уроке станет «Журнал Печорина». Вы уже знакомы с замыслом автора, с композицией романа и знаете, что М.Ю. Лермонтов создал произведение, какого еще не было в русской литературе.

- Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, писал:

"Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".

- Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

- Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

- Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"?

- Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

- Можно ли доверять мнению Максима Максимовича?

Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.

- Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?

- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?

Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. Посмотрите видеосюжет-описание внешности главного героя и выпишите по ходу просмотра в две колонки положительное и отрицательное (силу и слабость), а также демонические черты в его внешности.

Комментирует ответы и оценивает работу на данном этапе урока

- Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Таким образом, Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

- А что значит психологический портрет?

-Какова же его роль? Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека

- Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?



- Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?


- Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

- Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?

- Кто нам представляет героя?


- Как раскрывается внутренний мир героя в «Журнале Печорина»?

Постановка проблемной задачи. Координация работы над анали-зом
























- Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения.

Комментирует ответы и оценивает работу на данном этапе урока



Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица - Максима Максимыча; от 2-ого лица - офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица- самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает


В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин


Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии

Чтение фрагмента со слов: «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»

Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого - избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей

Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина

Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах.

Восприятие информации.

Сила

Слабость

Демонические черты




Запись в тетрадь

Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.


Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.


Три главы романа - «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - части «Дневника Печорина».

Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.

Восприятие информации. Решение проблемных задач - работа по группам:

1 группа

Анализ повести «Тамань»

Что же узнает читатель из «Тамани?» (сжатый пересказ).

Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

- Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? -Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

- Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?»

Сделайте вывод:

-Какие особенности характера героя раскрываются в повести "Тамань"?

2 группа

Анализ повести «Княжна Мэри»

- Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

- Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

- Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

- Как это характеризует Печорина?

- Какие черты Печорина проявляются в нем во время последней встречи с Мери?

-Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

- Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

3 группа

Анализ повести «Княжна Мэри»

- Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

- Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

-Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

-Испытывает ли герой торжество победителя?

-С какой целью автор вводит образ Грушницкого?

- Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?

4 группа

Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

- Что такое фатализм и кто такой фаталист? (Работа с Толковым словарем)

- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

- Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли?

- Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

Чтение эпизода со слов: «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем!»

- С чем же поздравляли офицеры Печорина?

- Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

По окончании обсуждения представитель от каждой группы озвучивает наблюдение и вывод

Как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Глава «Тамань»

Глава «Княжна Мери»

Глава «Фаталист»

+

-

+

-

+

-



Учебный диалог (дискуссия)














Работа с первоисточником


Демонстрация видеофрагмента. Заполнение таблицы





Словарная работа












Практическая работа Групповая работа

























IV. Систематизация и обобщение информации

Продуктивное использование знаний:

Дидактическая задача:

углубить понимание идейного и эмоционального содержания текста художественных произведений











Слайд 15



Слайд 16



- - Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?


- За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни.

- В чём же он видит цель собственного существования?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?


- Не только у Печорина не было такой возможности - не было ее у большинства молодых людей поколения Лермонтова. Вернемся к эпиграфу нашего урока. Зачитаем его снова.

- Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Григория Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации?

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

- Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение-миниатюра на тему: «Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других

Чтение наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. У Печорина не было возможности осуществить свои стремления, поэтому он несчастен.

Наши выводы о качествах характера Григория Александровича (все минусы) полностью совпадают с первой строчкой эпиграфа. А все человеческое, что мы увидели в Печорине, говорит о жажде жизни, деятельности - «огонь кипит в крови»

Учащиеся выражают свою точку зрения





Учащиеся выражают свою точку зрения

Учебный диалог (дис-куссия)


Выразительное чтение наизусть




Работа с эпиграфом






Творческая работа

V. Домашнее задание

Слайд 17



Напоминаю домашнее задание - составить сложный план, для желающих - учебный проект «Нужен ли времени герой?»


VI. Итог урока - выставление оценок. Рефлексия.

Дидактическая задача этапа: дать оценку успешности достижения цели,

дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока, отследить отношение учащихся к результату своей работы

Слайд 18


Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Сегодня мы говорили о герое романа М.Ю.Лермонтова, его эпохе. В заключение я бы хотела вам предложить выразить свое отношение к герою романа или к поколению в целом, написав синквейн.

Оценивание учащимися своей работы на уроке (по алгоритму)

- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

- С каким чувством вы ухожу с урока?
Пишут синквейн

Печорин.

Грустный, лишний.

Страдает, любит, издевается.

Печорин - главный герой романа.

Личность.

Беседа

Рефлексия

Самооценка



6

© 2010-2022