- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крутоус (.Л. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089);
-
учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы № 377 от 30.08.2014 г.;
-
примерной программы по литературе для 10-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин и др. ; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: --Просвещение, 2010)
в соответствии
-
с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы от 30.08.2014 г № 377;
-
с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Ляминская СОШ» (Приложение к приказу № 400 от 01.09.2014 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей, расчитанана 105 часов (3 часа в неделю).
Изучение ведется по учебнику «Литература: 10 кл : учебник для общеобразовательных учр. в 2ч./ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. - М.:Просвещение, 2007, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне
Специфика изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».
Цель изучения литературы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание и структура курса литературы 10 класса.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). 10 класс входит во второй концентр. В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко - литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
В 10 классе затронута ведущая проблема - линейный курс на историко-литературной основе ( русская литература 19 века первая и вторая половины).
Программа включает в себя произведения не только русской, но и зарубежной литературы. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проходит в конце курса.
В рабочей программе выделены часы на развитие речи.
Изучение литературы завершается презентацией любимого произведения (книги) и литературной викториной.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать
устно:
- выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;
- устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.;
- подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;
- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;
- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями;
письменно:
- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений;
- создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка - на выбор);
- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление.
Учебно - тематический план по литературе
-
№п/п
Наименование раздела
Кол. час.
Контрольные работы
1
Введение
1
2
Литература XIX века (первая пол.)
23 час.
А.С.Пушкин
10
сочинение
М.Ю.Лермонтов
6
сочинение
Н. В. Гоголь
7
сочинение
3
Литература XIX века (вторая пол.)
71 час.
Обзор русской литературы XIX в.(вт пол)
1
И.А.Гончаров
5
А.Н.Островский
7
сочинение
И.С.Тургенев
8
сочинение
Ф.И.Тютчев
4
А.А.Фет
4
сочинение
А.К.Толстой
1
Н.А.Некрасов
10
сочинение
М.Е.Салтыков - Щедрин
3
Л.Н.Толстой
11
сочинение
Ф.М.Достоевский
6
сочинение
Н.С.Лесков
4
А.П.Чехов
6
Нравственные уроки рус.лит. XIX века
1
4
Литература народов России
1 час
Коста Хетагуров
5
Зарубежная литература
7 час.
Обзор зарубежной литературы XIX в.(вт.г
1
Ги де Мопассан
2
Генрик Ибсен
2
Артюр Рембо
2
6
Обобщение
2 час.
Презентация любимого произведения.
1
Литературная викторина по изученным
в 10 классе произведениям.
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон»,«Осень»и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза».Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид,..», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любое ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья к воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад».Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе, «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши- мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» к психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
А.С.Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся).
М. Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).
А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).
И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Раздел, тема
Кол.час.
Дата
Основные теоретич.вопросы
I полугодие
48 час.
1
Введение. Русская литература XIX века:
1
Литературные течения
основные темы и проблемы.
А.С.Пушкин
10
2
Жизнь и творчество поэта.
1
3
Романтическая лирика поэта.
1
4
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
1
5
Тема свободы и рабства в лирике Пушкина
1
6
Философская лирика А.С.Пушкина.
1
7
РрПодготовка к домашнему сочинению
1
по лирике Пушкина.
8
Человек и история в поэме "Медный
1
всадник".
9
Образ Петра I как царя - преобразова-
1
теля в поэме "Медный всадник"
10
Социально - философские проблемы
1
поэмы.
11
РрПодготовка к сочинению по творчес-
1
твуА.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов
6
12
Жизнь и творчество поэта.
1
романтизм
Основные темы лирики поэта.
реализм
13
Молитва как жанр в лирике Лермонтова.
1
14
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова
1
15
Философские мотивы лирики Лермонтова
1
16
Внеклассное чтение
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
1
17
Рр Подготовка к сочинению по лирике
1
Лермонтова.
Н.В.Гоголь
7
18
Жизнь и творчество писателя.
1
19
Романтические произведения Гоголя.
1
"Вечера на хуторе близ Диканьки"
20
"Петербургские повести" Гоголя.
1
Образ "маленького" человека.
21
Образ Петербурга в повести "Невский
1
проспект".
22
Реальность и фантастика в повести
1
"Невский проспект".
23
Внеклассное чтение
"Портрет". Место повести в сборнике
1
"Петербургские повести".
24
Рр Подготовка к сочинению по творчест-
1
ву Гоголя.
25
Обзор русской литературы второй поло-
1
вины XIX века.
И.А.Гончаров
5
26
Жизнь и творчество писателя.
1
27
"Обломов". Особенности композиции
1
общее и индивид.
романа, его проблематика.
28
Обломов - "коренной народный наш тип"
1
Смысл его жизни и смерти.
29
"Обломов" как роман о любви.
1
30
"Что такое обломовщина?" Роман в рус-
1
литер.критика
ской критике.
А.Н.Островский
7
31
Жизнь и творчество писателя.
1
Традиции русской драматургии в творче-
стве писателя.
32
Драма "Гроза". История создания, сис-
1
драма
тема образов.
33
Драма "Гроза". Своеобразие конфликта.
1
драматург.конфликт
Смысл названия.
34
Город Калинов и его обитатели.
1
35
Протест Катерины против "тёмного цар-
1
ства".
36
Критики о драме "Гроза"
1
37
РрПодготовка к сочинению по драме
1
"Гроза".
И.С.Тургенев
8
38
Жизнь и творчество писателя. "Записки
1
охотника" и их место в русской литера-
туре.
39
"Отцы и дети". История создания романа.
1
роман
40
Базаров - герой своего времени. Духов-
1
ный конфликт героя.
41
Отцы и дети в романе.
1
42
Любовь в романе.
1
43
Рр Анализ эпизода "Смерть Базарова".
1
44
Критики о романе "Отцы и дети".
1
45
Рр Подготовка к сочинению по роману
1
"Отцы и дети".
Ф.И.Тютчев
4
46
Жизнь и творчество поэта.
1
лирика
47
Единство мира и философия природы
1
ода
в лирике Тютчева.
элегия
48
Человек и история в лирике Тютчева.
1
II полугодие
57 час.
1
Любовная лирика Тютчева.
1
А.А.Фет
4
2
Жизнь и творчество поэта.
1
лирика
3
Жизнеутверждающее начало в лирике
1
композиция лирич.
природы.
произвед.
4
Любовная лирика поэта.
1
5
Рр Подготовка к домашнему сочинению
1
по лирике Тютчева и Фета.
6
Внеклассное чтение
1
А.К.Толстой. Основные темы, мотивы
и образы поэзии Толстого.
Н.А.Некрасов
10
7
Жизнь и творчество поэта.
1
8
Судьба народа как предмет лирических
1
народность искусства
переживаний поэта.
9
Образ разночинца - народолюбца в лири-
1
ке поэта.
10
Поэтическое творчество как служение
1
народу.
11
Тема любви в лирике Некрасова.
1
12
"Кому на Руси жить хорошо": замысел,
1
фольклоризм
история создания и композиция поэмы.
13
Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская
1
ярмарка".
14
Образы крестьян и помещиков в поэме.
1
15
Образы народных заступников в поэме.
1
16
Рр Подготовка к сочинению по творчест-
1
вуН.А.Некрасова.
М.Е.Салтыков - Щедрин
3
17
Жизнь и творчество писателя." Сказки".
1
фантастика
18
"История одного города". Обзор романа.
1
гротеск
19
Образы градоначальников.
1
эзопов язык
Л.Н.Толстой
11
20
Этапы творческого пути писателя.
1
Духовные искания.
21
Внеклассное чтение
Народ и война в "Севастопольских
1
рассказах".
22
"Война и мир": история создания, осо-
1
роман - эпопея
бенности жанра.
психологизм
23
Духовные искания Андрея Болконского.
1
худож.прозы
24
Духовные искания Пьера Безухова.
1
внутр.монолог
25
Женские образы в романе.
1
26
Семья Ростовых.
1
27
Семья Болконских.
1
28
Тема народа в романе.
1
29
Кутузов и Наполеон.
1
30
Рр Подготовка к сочинению по роману
1
"Война и мир".
Ф.М.Достоевский
6
31
Этапы творческого пути писателя.
1
роман
32
Петербург Достоевского.
1
психологизм
33
"Преступление и наказание": история
1
создания.Проблема социальной неспра-
ведливости.
34
Духовные искания героя романа.
1
35
Образ Сони Мармеладовой.
1
36
Рр Подготовка к сочинению по роману
1
"Преступление и наказание".
Н.С.Лесков
4
37
Жизнь и творчество писателя (обзор).
1
стилизация
38
"Очарованный странник".Фольклорное
1
проблема сказа
начало в повествовании.
формы повеств.
39
Образ Ивана Флягина.
1
40
Внеклассное чтение
1
"Леди Макбет Мценского уезда"
А.П.Чехов
6
41
Жизнь и творчество писателя.Особен-
1
рассказ
ности рассказов 80 - 90-х годов.
42
Душевная деградация в рассказе
1
"Ионыч".
43
Особенности драматургии А.П.Чехова.
1
лирич.комедия
Пьеса "Вишневый сад".
44
Старые и новые хозяева как прошлое
1
настоящее и будущее России.
45
Символ сада в комедии "Вишневый сад"
1
46
Внеклассное чтение
1
Чтение рассказов по выбору учащихся
47
Нравственные уроки русской литературы
1
XIX века.
Литература народов России
48
Коста Хетагуров. Близость творчества
1
осетинского поэта поэзии Некрасова.
Зарубежная литература
7
49
Обзор зарубежной литературы второй
1
половины XIX века.
50-51
Ги де Мопассан. Мечты героев о счастье
1
в новелле "Ожерелье".
52-53
Генрик Ибсен. "Кукольный дом" как
2
психологическая драма.
54-55
Артюр Рембо. "Пьяный корабль".
2
56
Презентация любимого произведения
1
57
Литературная викторина по изученным
1
в 10 классе произведениям.
Учебно - методическое обеспечение
Учебники
Методические материалы
«Литература: 10 кл : учебник для общеобразовательных учр. в 2ч./ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. - М.:Просвещение, 2007.
1. Агеносов В. В. Справочник школь-
ника. Литература.- М.: Дрофа, 2007
2. Анненкова Е.И. и др.
Анализ художественного произ-
ведения. - М.: Просвещение, 2009
3. Аристова М.А.
Анализ произведений русской
литературы: 9 класс. - М.:
Экзамен, 2012
4. Золотарев И. В., Михайлова Т.Н.
Поурочные разработки по литературе.
10 класс. - М.: Вако, 2013.
б.Лебедев Ю.В. Русская литература
XIX века: 2-я половина. - М.: Просве-
щение, 1990.
6. Мещерякова М.И. Литература
в таблицах и схемах. - М. ^ирис-
пресс, 2009.
7. Фадеева Т.М. Поурочное планиро-
вание п литературе. 10 класс. - М.: Эк-
замен, 2005.