Рабочая программа по литературе 10 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей, расчитанана 105 часов (3 часа в неделю).           Изучение ведется по учебнику «Литература: 10 кл : учебник для общеобразовательных учр. в 2ч./ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. - М.:Просвещени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы № 377 от 30.08.2014 г.;

  • примерной программы по литературе для 10-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин и др. ; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: --Просвещение, 2010)

в соответствии

  • с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы от 30.08.2014 г № 377;

  • с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Ляминская СОШ» (Приложение к приказу № 400 от 01.09.2014 г.).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей, расчитанана 105 часов (3 часа в неделю).

Изучение ведется по учебнику «Литература: 10 кл : учебник для общеобразовательных учр. в 2ч./ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. - М.:Просвещение, 2007, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне

Специфика изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Цель изучения литературы - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание и структура курса литературы 10 класса.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). 10 класс входит во второй концентр. В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко - литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

В 10 классе затронута ведущая проблема - линейный курс на историко-литературной основе ( русская литература 19 века первая и вторая половины).

Программа включает в себя произведения не только русской, но и зарубежной литературы. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проходит в конце курса.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи.

Изучение литературы завершается презентацией любимого произведения (книги) и литературной викториной.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать

устно:

- выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;

- устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.;

- подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;

- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;

- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями;

письменно:

- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений;

- создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка - на выбор);

- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление.










Учебно - тематический план по литературе

№п/п


Наименование раздела


Кол. час.


Контрольные работы


1


Введение

1




2


Литература XIX века (первая пол.)

23 час.






А.С.Пушкин

10


сочинение




М.Ю.Лермонтов

6


сочинение




Н. В. Гоголь

7


сочинение


3


Литература XIX века (вторая пол.)

71 час.






Обзор русской литературы XIX в.(вт пол)

1






И.А.Гончаров

5






А.Н.Островский

7


сочинение




И.С.Тургенев

8


сочинение




Ф.И.Тютчев

4






А.А.Фет

4


сочинение




А.К.Толстой

1






Н.А.Некрасов

10


сочинение




М.Е.Салтыков - Щедрин

3






Л.Н.Толстой

11


сочинение




Ф.М.Достоевский

6


сочинение




Н.С.Лесков

4






А.П.Чехов

6






Нравственные уроки рус.лит. XIX века

1




4


Литература народов России

1 час






Коста Хетагуров





5


Зарубежная литература

7 час.






Обзор зарубежной литературы XIX в.(вт.г

1






Ги де Мопассан

2






Генрик Ибсен

2






Артюр Рембо

2




6


Обобщение

2 час.






Презентация любимого произведения.

1






Литературная викторина по изученным







в 10 классе произведениям.

1










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон»,«Осень»и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза».Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид,..», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любое ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья к воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад».Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе, «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши- мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» к психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

А.С.Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Раздел, тема

Кол.час.

Дата

Основные теоретич.вопросы

I полугодие

48 час.

1

Введение. Русская литература XIX века:

1

Литературные течения

основные темы и проблемы.

А.С.Пушкин

10

2

Жизнь и творчество поэта.

1

3

Романтическая лирика поэта.

1

4

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

1

5

Тема свободы и рабства в лирике Пушкина

1

6

Философская лирика А.С.Пушкина.

1

7

РрПодготовка к домашнему сочинению

1

по лирике Пушкина.

8

Человек и история в поэме "Медный

1

всадник".

9

Образ Петра I как царя - преобразова-

1

теля в поэме "Медный всадник"

10

Социально - философские проблемы

1

поэмы.

11

РрПодготовка к сочинению по творчес-

1

твуА.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов

6

12

Жизнь и творчество поэта.

1

романтизм

Основные темы лирики поэта.

реализм

13

Молитва как жанр в лирике Лермонтова.

1

14

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова

1

15

Философские мотивы лирики Лермонтова

1

16

Внеклассное чтение

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

17

Рр Подготовка к сочинению по лирике

1

Лермонтова.

Н.В.Гоголь

7

18

Жизнь и творчество писателя.

1

19

Романтические произведения Гоголя.

1

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

20

"Петербургские повести" Гоголя.

1

Образ "маленького" человека.

21

Образ Петербурга в повести "Невский

1

проспект".

22

Реальность и фантастика в повести

1

"Невский проспект".

23

Внеклассное чтение

"Портрет". Место повести в сборнике

1

"Петербургские повести".

24

Рр Подготовка к сочинению по творчест-

1

ву Гоголя.

25

Обзор русской литературы второй поло-

1

вины XIX века.

И.А.Гончаров

5

26

Жизнь и творчество писателя.

1

27

"Обломов". Особенности композиции

1

общее и индивид.

романа, его проблематика.

28

Обломов - "коренной народный наш тип"

1

Смысл его жизни и смерти.

29

"Обломов" как роман о любви.

1

30

"Что такое обломовщина?" Роман в рус-

1

литер.критика

ской критике.

А.Н.Островский

7

31

Жизнь и творчество писателя.

1

Традиции русской драматургии в творче-

стве писателя.

32

Драма "Гроза". История создания, сис-

1

драма

тема образов.

33

Драма "Гроза". Своеобразие конфликта.

1

драматург.конфликт

Смысл названия.

34

Город Калинов и его обитатели.

1

35

Протест Катерины против "тёмного цар-

1

ства".

36

Критики о драме "Гроза"

1

37

РрПодготовка к сочинению по драме

1

"Гроза".

И.С.Тургенев

8

38

Жизнь и творчество писателя. "Записки

1

охотника" и их место в русской литера-

туре.

39

"Отцы и дети". История создания романа.

1

роман

40

Базаров - герой своего времени. Духов-

1

ный конфликт героя.

41

Отцы и дети в романе.

1

42

Любовь в романе.

1

43

Рр Анализ эпизода "Смерть Базарова".

1

44

Критики о романе "Отцы и дети".

1

45

Рр Подготовка к сочинению по роману

1

"Отцы и дети".

Ф.И.Тютчев

4

46

Жизнь и творчество поэта.

1

лирика

47

Единство мира и философия природы

1

ода

в лирике Тютчева.

элегия

48

Человек и история в лирике Тютчева.

1

II полугодие

57 час.

1

Любовная лирика Тютчева.

1

А.А.Фет

4

2

Жизнь и творчество поэта.

1

лирика

3

Жизнеутверждающее начало в лирике

1

композиция лирич.

природы.

произвед.

4

Любовная лирика поэта.

1

5

Рр Подготовка к домашнему сочинению

1

по лирике Тютчева и Фета.

6

Внеклассное чтение

1

А.К.Толстой. Основные темы, мотивы

и образы поэзии Толстого.

Н.А.Некрасов

10

7

Жизнь и творчество поэта.

1

8

Судьба народа как предмет лирических

1

народность искусства

переживаний поэта.

9

Образ разночинца - народолюбца в лири-

1

ке поэта.

10

Поэтическое творчество как служение

1

народу.

11

Тема любви в лирике Некрасова.

1

12

"Кому на Руси жить хорошо": замысел,

1

фольклоризм

история создания и композиция поэмы.

13

Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская

1

ярмарка".

14

Образы крестьян и помещиков в поэме.

1

15

Образы народных заступников в поэме.

1

16

Рр Подготовка к сочинению по творчест-

1


вуН.А.Некрасова.

М.Е.Салтыков - Щедрин

3

17

Жизнь и творчество писателя." Сказки".

1

фантастика

18

"История одного города". Обзор романа.

1

гротеск

19

Образы градоначальников.

1

эзопов язык

Л.Н.Толстой

11

20

Этапы творческого пути писателя.

1

Духовные искания.

21

Внеклассное чтение

Народ и война в "Севастопольских

1

рассказах".

22

"Война и мир": история создания, осо-

1

роман - эпопея

бенности жанра.

психологизм

23

Духовные искания Андрея Болконского.

1

худож.прозы

24

Духовные искания Пьера Безухова.

1

внутр.монолог

25

Женские образы в романе.

1

26

Семья Ростовых.

1

27

Семья Болконских.

1

28

Тема народа в романе.

1

29

Кутузов и Наполеон.

1

30

Рр Подготовка к сочинению по роману

1

"Война и мир".

Ф.М.Достоевский

6

31

Этапы творческого пути писателя.

1

роман

32

Петербург Достоевского.

1

психологизм

33

"Преступление и наказание": история

1

создания.Проблема социальной неспра-

ведливости.

34

Духовные искания героя романа.

1

35

Образ Сони Мармеладовой.

1

36

Рр Подготовка к сочинению по роману

1

"Преступление и наказание".

Н.С.Лесков

4

37

Жизнь и творчество писателя (обзор).

1

стилизация

38

"Очарованный странник".Фольклорное

1

проблема сказа

начало в повествовании.

формы повеств.

39

Образ Ивана Флягина.

1

40

Внеклассное чтение

1

"Леди Макбет Мценского уезда"

А.П.Чехов

6

41

Жизнь и творчество писателя.Особен-

1

рассказ

ности рассказов 80 - 90-х годов.

42

Душевная деградация в рассказе

1

"Ионыч".

43

Особенности драматургии А.П.Чехова.

1

лирич.комедия

Пьеса "Вишневый сад".

44

Старые и новые хозяева как прошлое

1

настоящее и будущее России.

45

Символ сада в комедии "Вишневый сад"

1

46

Внеклассное чтение

1

Чтение рассказов по выбору учащихся

47

Нравственные уроки русской литературы

1

XIX века.

Литература народов России

48

Коста Хетагуров. Близость творчества

1

осетинского поэта поэзии Некрасова.

Зарубежная литература

7

49

Обзор зарубежной литературы второй

1

половины XIX века.

50-51

Ги де Мопассан. Мечты героев о счастье

1

в новелле "Ожерелье".

52-53

Генрик Ибсен. "Кукольный дом" как

2

психологическая драма.

54-55

Артюр Рембо. "Пьяный корабль".

2

56

Презентация любимого произведения

1

57

Литературная викторина по изученным

1

в 10 классе произведениям.

Учебно - методическое обеспечение

Учебники


Методические материалы


«Литература: 10 кл : учебник для общеобразовательных учр. в 2ч./ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. - М.:Просвещение, 2007.

1. Агеносов В. В. Справочник школь-

ника. Литература.- М.: Дрофа, 2007

2. Анненкова Е.И. и др.

Анализ художественного произ-

ведения. - М.: Просвещение, 2009

3. Аристова М.А.

Анализ произведений русской

литературы: 9 класс. - М.:

Экзамен, 2012

4. Золотарев И. В., Михайлова Т.Н.

Поурочные разработки по литературе.

10 класс. - М.: Вако, 2013.

б.Лебедев Ю.В. Русская литература

XIX века: 2-я половина. - М.: Просве-

щение, 1990.

6. Мещерякова М.И. Литература

в таблицах и схемах. - М. ^ирис-

пресс, 2009.

7. Фадеева Т.М. Поурочное планиро-

вание п литературе. 10 класс. - М.: Эк-

замен, 2005.




© 2010-2022