Урок-практикум по развитию речи «Как чувства облачить в слова…»

Описание состояния человека. "Цель: Формирование умения описывать внутреннее состояние человека, используя разные источники для получения информации (наблюдения, личный опыт). "Задачи: Образовательная - «Ввести» в поле зрения учащихся разновидность описания состояния – состояние человека, показать, чем может вызываться то или иное состояние человека. Воспитательная - определить, в каких условиях и как целесообразно строить высказывание с данным типовым значением. Развивающая - показать, к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Саринская средняя общеобразовательная школа Саринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»











Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Описание состояния человека»



«Как чувства облачить в слова…»

Урок - практикум по развитию речи



Разработал и провел

учитель русского языка и

литературы МБОУ «Саринская

средняя общеобразовательная

школа Саринского сельсовета

Кувандыкского района

Оренбургской области

Бадулин Яков Яковлевич




Тема урока: Описание состояния человека.

Цель: Формирование умения описывать внутреннее состояние человека, используя разные источники для получения информации (наблюдения, личный опыт).

Задачи: Образовательная - «Ввести» в поле зрения учащихся разновидность описания

состояния - состояние человека, показать, чем может вызываться то или иное состояние человека.

Воспитательная - определить, в каких условиях и как целесообразно строить высказывание с данным типовым значением.

Развивающая - показать, какими языковыми средствами это значение можно выразить, формирование ЗУН анализа текста.

Форма урока: урок - практикум.

Методические приемы:

  • Конструирование схемы (повторение пройденного)

  • Наблюдение за поведением одноклассников (сбор материала)

  • Инсценирование (моделирование ситуаций)

  • Анализ готового текста (работа с образцом)

  • Сбор лексического материала (словарная работа в игровой форме)

  • Работа с лингвистическими словарями

  • Продуктивная беседа (практическое общение)

  • Работа с опорным конспектом (фиксирование материала)

Методическая литература:

1. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом 5-9 кл., 1991 год, с. 130.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 кл., 1991 год, с. 144-147

3. Михайлова С.Ю. Сочинение по картине 7 кл., 2004 год, с. 81-83

4. Фразеологический словарь.

Оборудование урока:

1. Учебник «Русский язык. 7 кл.», Разумовская, Лекант. С. 175-179.

2. Зельманова, Колокольцева. Развитие речи. (Альбом репродукций картин.) 5-7 кл., 1998,

С. 45

3. Схема-алгоритм урока (бланки на каждого ученика)

4. Карточки с индивидуальными заданиями творческого характера.

5. Фразеологические словари.


Ход урока:

1. Постановка цели (через проблемный вопрос).

- Как вы думаете, почему спортсмену постоянно нужно тренироваться?

( чтобы поддерживать себя в форме)

- Почему музыкант должен ежедневно музицировать?

( чтобы отрабатывать навыки)

- А нужно ли тренировать нашу речь? Зачем?

( чтобы развивать и умело ею пользоваться)

Сегодня наш урок мы посвятим тренировке. И тренировать мы будем не мускулы, а речь.

Нам поможет рабочий лист, альбом репродукций и учебник.

2. Обозначение темы урока (через нестандартную ситуацию)

А пока заглянем на прием в кабинет врача (ученики читают по ролям диалог).

Пациент: - Доктор, помогите!

Врач: - Слушаю Вас.

Пациент: - Мне очень нужна Ваша помощь!

Врач: - На что жалуетесь?

Пациент: - На все!

Врач: - Что у Вас болит?

Пациент: - Все!

Врач: - Как Вы себя чувствуете в данный момент?

Пациент: - Плохо.

Врач: - Что болит конкретно?

Пациент: - Не знаю.

- Как вы считаете, будет ли лечение этого больного успешным? Почему?

- Чего этот больной делать не умеет? (описывать свое состояние)

- А вы умеете описывать свое состояние?

- В каких жизненных ситуациях это умение нам может пригодиться? (в экстремальной ситуации, при болезни, при общении с другими людьми, и т.д.)

3. Работа по алгоритму.

Обратимся теперь к рабочим листам (Приложение 1)

Пункт 1. Повторение уже изученного по готовой опорной схеме.

Предмета

природы

Описание ------------ места

человека

состояния ---------- природы

места

__?_____ (человека)

Пункт 2. «Новое».

Состояние человека - это чувства, ощущения, которые испытываются под воздействием чего-то и внешняя реакция на эти переживания.

Под воздействием чего? (заполняем пропуски в опорном конспекте - под воздействием страха, радости, тревоги, боли, влияния окружающей среды и природы и т.д.)

Наблюдение за текстом: № 432 с.175

№ 433 с.176

( заполняем пункт 2)

Пункт 3. Выясняем способы, которыми мы можем узнать о состоянии другого человека.

- Представьте себе, что человек сам не говорит о том, что он чувствует. Как мы можем узнать о его состоянии?

Как мы узнаем состояние другого человека?

Урок-практикум по развитию речи «Как чувства облачить в слова…»


Из наблюдения за По воображению По личному опыту

человеком

Наблюдаем! Пофантазируем. Поставим себя на место

этого человека.

1. Сценка «Опаз- Сочинения, (Человек в одиночку пересекает

дывающий человек» рисунки, океан.)

(подскажет поведение, виртуальные игры. А что бы я чувствовал на его

мимика) месте?

2. По картине.

(«Опять двойка!» с.180)

(поза, выражение лица)

Пункт 4. Решаем, кто может быть нам интересен как объект наблюдения и какими языковыми средствами мы воспользуемся.

Родители, друзья, родные, герои фильмов, книг, картин, незнакомые люди.

Я сам. (Существительные собственные и нарицательные, местоимения)

Пункт 5. Обращаемся к личному жизненному и языковому опыту ученика и пополняем лексический «багаж». (Игровой момент- набивание сундука сокровищами языка, сделает эту работу увлекательной и более результативной)

Вспомните, вы когда-нибудь попадали в ситуацию, когда вас не понимали, а вы не могли объяснить? Почему это было возможно?

( не хватало нужных слов)

-Чтобы ваша речь вас не подводила, а вы всегда могли объяснить свое состояние, предлагаю заполнить до отказа сундук в пункте №5 вашего рабочего листа словами - помощниками.

( сначала вместе, а потом и самостоятельно с помощью словарей).

Внимание! Здесь же попутно задаем первую часть домашнего задания: продолжить поиски слов и выражений на эту тему.

Пункт 6. Работа с текстом.

Тоска по Москве.

Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от этого стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, что он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь - или нос мелькнет, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.

1. Выразительно прочитайте отрывок из повести Р.М. Достян «Два человека».

2. Найдите в тексте описание состояния героя. Прочитайте.

3. Какие слова помогают нам лучше понять тоску мальчика по Москве? Подчеркните.

4. Почему некоторые слова автор повторяет? (Чтобы привлечь внимание, усилить впечатление)

5. Обратимся к строению текста: описание состояния природы (среды), человека, природы.

Как состояние человека может быть связано с состоянием природы?

Домашнее задание:

1. Продолжить заполнение сундучка.

2. № 442 с. 179. (Сочинение по данному началу)

Подведение итога урока.

Урок проводился на незнакомой аудитории в рамках конкурса «Учитель года», поэтому показателем успешности можно считать только

  • Активность учащихся.

  • Скорость выполнения заданий.

  • Эмоциональность.



© 2010-2022