- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-практикум по развитию речи «Как чувства облачить в слова…»
Урок-практикум по развитию речи «Как чувства облачить в слова…»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бадулин Я.Я. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Саринская средняя общеобразовательная школа Саринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Описание состояния человека»
«Как чувства облачить в слова…»
Урок - практикум по развитию речи
Разработал и провел
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Саринская
средняя общеобразовательная
школа Саринского сельсовета
Кувандыкского района
Оренбургской области
Бадулин Яков Яковлевич
Тема урока: Описание состояния человека.
Цель: Формирование умения описывать внутреннее состояние человека, используя разные источники для получения информации (наблюдения, личный опыт).
Задачи: Образовательная - «Ввести» в поле зрения учащихся разновидность описания
состояния - состояние человека, показать, чем может вызываться то или иное состояние человека.
Воспитательная - определить, в каких условиях и как целесообразно строить высказывание с данным типовым значением.
Развивающая - показать, какими языковыми средствами это значение можно выразить, формирование ЗУН анализа текста.
Форма урока: урок - практикум.
Методические приемы:
-
Конструирование схемы (повторение пройденного)
-
Наблюдение за поведением одноклассников (сбор материала)
-
Инсценирование (моделирование ситуаций)
-
Анализ готового текста (работа с образцом)
-
Сбор лексического материала (словарная работа в игровой форме)
-
Работа с лингвистическими словарями
-
Продуктивная беседа (практическое общение)
-
Работа с опорным конспектом (фиксирование материала)
Методическая литература:
1. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом 5-9 кл., 1991 год, с. 130.
2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 кл., 1991 год, с. 144-147
3. Михайлова С.Ю. Сочинение по картине 7 кл., 2004 год, с. 81-83
4. Фразеологический словарь.
Оборудование урока:
1. Учебник «Русский язык. 7 кл.», Разумовская, Лекант. С. 175-179.
2. Зельманова, Колокольцева. Развитие речи. (Альбом репродукций картин.) 5-7 кл., 1998,
С. 45
3. Схема-алгоритм урока (бланки на каждого ученика)
4. Карточки с индивидуальными заданиями творческого характера.
5. Фразеологические словари.
Ход урока:
1. Постановка цели (через проблемный вопрос).
- Как вы думаете, почему спортсмену постоянно нужно тренироваться?
( чтобы поддерживать себя в форме)
- Почему музыкант должен ежедневно музицировать?
( чтобы отрабатывать навыки)
- А нужно ли тренировать нашу речь? Зачем?
( чтобы развивать и умело ею пользоваться)
Сегодня наш урок мы посвятим тренировке. И тренировать мы будем не мускулы, а речь.
Нам поможет рабочий лист, альбом репродукций и учебник.
2. Обозначение темы урока (через нестандартную ситуацию)
А пока заглянем на прием в кабинет врача (ученики читают по ролям диалог).
Пациент: - Доктор, помогите!
Врач: - Слушаю Вас.
Пациент: - Мне очень нужна Ваша помощь!
Врач: - На что жалуетесь?
Пациент: - На все!
Врач: - Что у Вас болит?
Пациент: - Все!
Врач: - Как Вы себя чувствуете в данный момент?
Пациент: - Плохо.
Врач: - Что болит конкретно?
Пациент: - Не знаю.
- Как вы считаете, будет ли лечение этого больного успешным? Почему?
- Чего этот больной делать не умеет? (описывать свое состояние)
- А вы умеете описывать свое состояние?
- В каких жизненных ситуациях это умение нам может пригодиться? (в экстремальной ситуации, при болезни, при общении с другими людьми, и т.д.)
3. Работа по алгоритму.
Обратимся теперь к рабочим листам (Приложение 1)
Пункт 1. Повторение уже изученного по готовой опорной схеме.
Предмета
природы
Описание ------------ места
человека
состояния ---------- природы
места
__?_____ (человека)
Пункт 2. «Новое».
Состояние человека - это чувства, ощущения, которые испытываются под воздействием чего-то и внешняя реакция на эти переживания.
Под воздействием чего? (заполняем пропуски в опорном конспекте - под воздействием страха, радости, тревоги, боли, влияния окружающей среды и природы и т.д.)
Наблюдение за текстом: № 432 с.175
№ 433 с.176
( заполняем пункт 2)
Пункт 3. Выясняем способы, которыми мы можем узнать о состоянии другого человека.
- Представьте себе, что человек сам не говорит о том, что он чувствует. Как мы можем узнать о его состоянии?
Как мы узнаем состояние другого человека?
Из наблюдения за По воображению По личному опыту
человеком
Наблюдаем! Пофантазируем. Поставим себя на место
этого человека.
1. Сценка «Опаз- Сочинения, (Человек в одиночку пересекает
дывающий человек» рисунки, океан.)
(подскажет поведение, виртуальные игры. А что бы я чувствовал на его
мимика) месте?
2. По картине.
(«Опять двойка!» с.180)
(поза, выражение лица)
Пункт 4. Решаем, кто может быть нам интересен как объект наблюдения и какими языковыми средствами мы воспользуемся.
Родители, друзья, родные, герои фильмов, книг, картин, незнакомые люди.
Я сам. (Существительные собственные и нарицательные, местоимения)
Пункт 5. Обращаемся к личному жизненному и языковому опыту ученика и пополняем лексический «багаж». (Игровой момент- набивание сундука сокровищами языка, сделает эту работу увлекательной и более результативной)
Вспомните, вы когда-нибудь попадали в ситуацию, когда вас не понимали, а вы не могли объяснить? Почему это было возможно?
( не хватало нужных слов)
-Чтобы ваша речь вас не подводила, а вы всегда могли объяснить свое состояние, предлагаю заполнить до отказа сундук в пункте №5 вашего рабочего листа словами - помощниками.
( сначала вместе, а потом и самостоятельно с помощью словарей).
Внимание! Здесь же попутно задаем первую часть домашнего задания: продолжить поиски слов и выражений на эту тему.
Пункт 6. Работа с текстом.
Тоска по Москве.
Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от этого стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.
Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, что он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь - или нос мелькнет, или хвост.
Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.
1. Выразительно прочитайте отрывок из повести Р.М. Достян «Два человека».
2. Найдите в тексте описание состояния героя. Прочитайте.
3. Какие слова помогают нам лучше понять тоску мальчика по Москве? Подчеркните.
4. Почему некоторые слова автор повторяет? (Чтобы привлечь внимание, усилить впечатление)
5. Обратимся к строению текста: описание состояния природы (среды), человека, природы.
Как состояние человека может быть связано с состоянием природы?
Домашнее задание:
1. Продолжить заполнение сундучка.
2. № 442 с. 179. (Сочинение по данному началу)
Подведение итога урока.
Урок проводился на незнакомой аудитории в рамках конкурса «Учитель года», поэтому показателем успешности можно считать только
-
Активность учащихся.
-
Скорость выполнения заданий.
-
Эмоциональность.