Внеклассное мероприятие Жаворонки весну кличут

КОУ «Шербакульская СКОШИ VIII вида»         «Жаворонки весну кличут» (внеклассное мероприятие)        Воспитатель: Шадрина Н.В.  Цель: Познакомить детей с традицией встречи весны  на Руси, с православным праздником 40 сороков, с историей православного праздника. - закрепить знания детей о признаках весны, народных приметах, о перелётных птицах. -освоение традиционных народных приёмов лепки из солёного теста. -расширять знания детей об устном народном творчестве: поговорках, закличках, приобщать ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Познакомить детей с традицией встречи весны на Руси, с православным праздником 40 сороков, с историей православного праздника.

- закрепить знания детей о признаках весны, народных приметах, о перелётных птицах.

-освоение традиционных народных приёмов лепки из солёного теста.

-расширять знания детей об устном народном творчестве: поговорках, закличках, приобщать к самобытности русского языка.

-воспитывать уважение к русской народной культуре, народным традициям.

Словарная работа: равноденствие, вестники, заклички, протальник, грачевник, водолей, снегогон, травень, цветень.

Тип занятия: комбинированный

Краткое описание:

1.Беседа о весне.

2.Рассказ о празднике «жаворонки» (или 40 сороков).

3.Лепка детьми жаворонков из солёного теста.

4.Хоровод, заклички.

Ход занятия: Слайд 2 - Солнце

Воспитатель читает стихотворение:

Утром ранним, кто-то странный

Заглянул в моё окно

На ладони появилось

Ярко - рыжее пятно

Это солнце заглянуло

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной

Я дарю вам этот лучик

Пусть вам также ярко светит!

Воспитатель читает народную припевку:

Слайд 3 (образ Зимы и Весны)

Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,

Выгляни, солнышко, с утренней поры

Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко, старую Ягу?

Старую Ягу, ведьму Зиму?

Как она, лютая от Весны ушла?

От красной бежала

В мешке стужу несла,

В мешке холод несла,

Холод на Землю трясла!

-Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (Зима сменяется весной)

-Сообщение темы занятия: Сегодня на нашем занятии мы с вами окунёмся в старину, я расскажу вам, как наши прабабушки и прадедушки встречали весну; о празднике «жаворонки» (или 40 сороков); будем лепить из солёного теста птичек; водить хоровод и кликать весну.

-Скажите мне, какое же время года наступило? (весна)

-Докажите мне, что наступила весна, где вы видели следы весны? (Стало теплее, снег тает, появились лужи, с крыш капают сосульки).

Слайд 4, 5 (таяние снега, лужи, капают сосульки)

-Ребёнок читает стихотворение:

Зацепилось солнце за сосну,

Уронило в снег лучей охапку

Приходил медведь, сложил их в шапку,

Рыжий мех у шапки был худой,

Снег под ней растаял, стал водой,

Той воды берёзка напилась,

С перелётным ветром обнялась,

Ни покоя ей теперь, ни сна -

Так и началась у нас весна!

-Весна - это праздник пробуждения природы. Все ждут радости и тепла.

-А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) Какой сейчас месяц идёт? (апрель)

-Послушайте, как в народе называли весенние месяцы и угадайте почему?

Слайд 6 Март - капельник, грачевник, протальник (звучит музыка С.Соснина «Солнечная капель»

Слайд 7 Апрель - водолей, березозол, снегогон (звучит музыка С.Рахманинова «Весенние воды»

Слайд 8 Май - травень, цветень (звучит музыка А.Вивальди «Весна»)

-Люди придумали про весенние месяцы поговорки. Какие? (дети зачитывают)

1. У марта одна нога в валенке, другая в сапоге; в левой руке метель, в правой - дождь, за плечами мороз, под полой - туман.

2. В марте день с ночью меряется, равняется.

3. В марте мороз скрипун, да не жгуч.

4. Апрель - весны середина.

5. В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

6. Мокрый апрель - хорошая пашня.

7. Май холодный - год хлебородный.

8. Май холодный - не будешь голодный.

9. Майская трава и голодного кормит.

-Как много вы знаете о весне! А зиму с весной не перепутаете? Нет? Сейчас мы это проверим.

Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали?

Игра: «Звуки природы»

Слайд 9 (картина о весне)

Звуки:

-капель;

-дождь по крышам;

-воробьи;

-грачи;

-ручьи;

-треск льда.

Слайд 10 (Весна)

-Воспитатель читает стихотворение:

Весна всему свой голос дарит

Воде, листве, земле, всему…

Кострам в лесу и птичьей паре.

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несётся плеск с лесных излучин

В овраге ветер струны рвёт,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижёру смотрит в рот.

-Какое замечательное стихотворение!

И ведь не случайно. Потому что весна самое прекрасное время года. Весна была дева огненная, весёлая. Вот почему надо было смеяться, веселиться. Много было весенних игр. Им предавалось серьёзное значение, верили, что с их помощью можно воздействовать на природу.

Игра - хоровод «Ручеёк»

(муз. Э.Грига в обрамлении пения птиц) - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.(дети становятся парами) Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд и вместе с этим бегом приближается Весна.

Со светлой надеждой на будущее ожидали люди прихода весны. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, молодые люди придумали ещё один обряд - закликание весны.

О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорее растопить зимний снег.

-Дети читают весенние заклички:

1. Благослови, мати,

Весну закликати,

Весну закликати,

Зиму провожати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог.

2. Весна, весна, проснись со сна,

А ты, зима, ступай за моря

Надоела ты нам, наскучила,

Наши рученьки приморозила.

3.Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

Приди весна, с милостью!

С солнцем горячим,

С дождём обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край!

-В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики, и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

Слайд 11

«Мороз - Красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся

Подобру - поздорову.»

-Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдёт в чужедальние края и уведёт с собой зиму.

-Главная примета того, что весна наступила, такая - дни становятся длиннее и длиннее. А 22 марта - главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния . 22 марта сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню положено и 12 часов - на ночь отведено. День равен ночи, поэтому так он и называется - день весеннего равноденствия. В народе этот день связывали с прилётом певчих птиц, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки.

Собирались птицы

Собирались певчие

Стадами, стадами

Садились птицы,

Садились певчие

Рядами, рядами.

-А ну-ка, угадайте, что это за птицы были?

1. Слайд 12

Вместе с этой чёрной птицей

К нам весна в окно стучится

Зимнюю одежду прячь

Кто по пашне скачет? (Грач)

2. Слайд 13

Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели

Кружат, трели разводят певцы

Кто весну прославляет? (Скворцы)

3. Слайд 14

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

4. Слайд 15

Когда плывёт - прекрасен

Когда шипит - ужасен. (Гусь)

5. Слайд 16

Пташка ходит по тропинке

Ищет корм себе в травинках,

И трясётся хвостик узкий

Вверх и вниз у …… (Трясогузки)

6. Слайд 17

Длинноногий, длинношейный

Длинноклювный, телом серый,

А затылок голый, красный

Бродит по болотам грязным

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

7. Слайд 18

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда

Соседкам яйца оставляет,

И, о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

-И многие другие птицы.

-Как, мы называем этих птиц? (Перелётные)

-Так почему этот день (22 марта) люди назвали сорок сороков. Давайте послушаем.

Слайд 19 (о севастийских мучениках)

-Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам - и в первую очередь это касалось христиан воинов. В римском войске, в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили 40 друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан, конечно они отказались приносить жертву языческим богам. За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречётся от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск. Их осталось 39. Глубокой ночью Свет Небесный сошёл на воду, осиял озеро, чёрные горы, посинелые лица гибнущих. Свет был тёплый, как летом, он растопил лёд и согрел воду. И тогда солдат - язычник по имени Аглай, один их тех, кто охранял место казни, сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича: «Я тоже христианин». Наутро правитель пришёл к озеру и изумился и разгневался, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и отдали души Богу. А души этих несчастных христиан превратились в птиц и в этот день они прилетают к людям, возвещая приход весны, света добра и разума над тёмными силами.

-В народе так говорили об этом дне:

«Когда вода разольётся,

Когда лес зазелениться,

Когда птицы прилетают

Тогда и весна приходит».

-Больше всего любили крестьяне звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.

-Послушайте, как передал в своей музыке пение жаворонка композитор П.И.Чайковский.

Слайд 20 (Жаворонок)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Песня жаворонка»

Закройте глаза и представьте, тёплый весенний день и в вишне звучит звонкая песня жаворонка.

-Жаворонки по сути вели за собой всех остальных птиц. В народе говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привёл». Жаворонка считали птицей небесной, безгрешной. Жаворонок символизирует чистоту и стремление к Богу.(посланник солнца)

-Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день (22 марта) пекли из пресного или кислого теста птичек - «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелётных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птичек раздавали детям и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков насаживали на длинные палки (Слайд 21) и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали к верху и выкрикивали песенки - заклички.

-Звучит фонограмма щебета птиц.

Слышите, ребята, жаворонки поют, весну зовут.

Давайте сейчас и мы будем делать жаворонков из солёного теста. Но сначала сделаем физминутку.

-Физминутка.

Летит с юга первый гусь - машем руками и кричим: На Русь! На Русь!

А за ним летит другой и кричит: Домой! Домой! - машем руками

И на эти голоса отозвались небеса - руки через стороны

Все услышали кругом, загремел из тучи гром - топаем

Воздух дождиком умылся - потираем ладони

И всем радугой явился - рукой показывается дуга

Солнце нитью золотой - руки вверх- вниз

Сшило небеса с землёй - шьём

И от этого огня, ярче свет день ото дня - жмём ладони.

-Напомнить о Т.Б. (не мешать друг другу, работать с тестом на клеёнке, аккуратно пользоваться стеками, после работы руки вытереть салфеткой)

Слайды 22, 23, 24,25

-Рассмотреть варианты лепки жаворонков. Раздать карты- образцы. Дети выбирают нужный вариант. Помогаю тем, кто затрудняется, хвалю тех, у кого хорошо получается.

-Дети лепят под музыку А.Вивальди «Весна». На работу отводится 10 минут.

-Попало ваше тесто в горячее место. Попало - не пропало! Жаворонками стало.

Слайд 26.

-Праздник встречи весны проводился у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Вот оно наше обрядовое деревце.

-Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем.

Слайд 27 (Хоровод на улице)

Хоровод заведём, дружно все запоём станем хором ходить да весну веселить.

-Хоровод - ведь это тоже круг, символ солнышка.

-Возьмём своих жаворонков, станем в хоровод и будем кликать весну.

«Ходи хоровод весели честной народ!

На земле, открытой солнцу

В честь, весёлой, именитой

В звонкой песне не забытой

Нашей матушки Весны»!

-Дети становятся вокруг обрядового дерева, говорят заклички:

1. Жаворонки, жаворонки

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну - красну

Красну солнышку, тёплу гнёздышку.

2. Жив жаворонок

По полю летает

Зёрнышки собирает

Весну закликает!

3. Жаворонок, жаворонок

На тебе зиму

А нам - лето!

На тебе сани,

А нам - телегу!

4. Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

5.Ой,вы, жавороночки, жаворонки!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье.

-Сегодня мы с вами отмечаем день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесём последнюю закличку - повторяйте за мной каждую строчку:

Слайд 28

Приди Весна!

Приди красна!

Со льном высоким

С хлебом обильным.

-После закличек дети ели жаворонков, но не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или крошили и разбрасывали по полям на все четыре стороны, чтобы прилетевшие птицы могли угоститься.

Слайд 28 Итог

-Сегодня мы с вами окунулись в старину. Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?

-Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали на занятии.

«Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов, здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живёт маленькая птичка весны, маленький бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год».

Слайд 29

Спасибо всам!!!


© 2010-2022