Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме Тире между подлежащим и сказуемым

Открытый урок по русскому языку в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. Тип урока – изучение нового материала. Основные понятия: грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое, основные виды сказуемого,  знаки препинания. Цели урока.  Образовательный аспект: углубить и закрепить  ранее изученный материал по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», знакомство с трудными случаями постановки тире между подлежащим  и сказуемым, провести контроль над усвоением знаний и формирование...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: ____Рябцева Алла Юрьевна _________________________________________________________________________________________________.

2. Класс: __8______________. Дата: ___25.10 2012___________. Предмет: _русский язык_________ . № урока по расписанию: __3_______________________.

3. УМК :_Авторы учебника-___С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков_и др.____________________________

4. Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым _ _______.

5. Место и роль урока в изучаемой теме: ____урок изучения нового материала_________________________________________________.

6. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): __ Образовательные: углубить и закрепить ранее изученный материал по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», познакомить с новым материалом, провести контроль над усвоением знаний и формированием умений и навыков по данной теме;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать пунктуационную зоркость;

Воспитательные : продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, воспитание чувства любви к родному краю.

____________________________________

  1. 7. Метапредметные результаты: _ владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письмен­ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, про­смотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выбороч­ным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных ис­точников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации матери­ала на определенную тему; умение вести самостоятельный по­иск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказыва­ния с точки зрения их содержания, стилистических особен­ностей и использованных языковых средств;

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме Тире между подлежащим и сказуемым говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной де­ятельности (индивидуальной и коллективной), последователь­ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитан­ный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответ­ствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фак­там и явлениям окружающей действительности, к прочитан­ному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование,
    описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и ди­алога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистичес­ких норм современного русского литературного языка; со­блюдение основных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая
    нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, ми­мику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в про­цессе учебной деятельности и в повседневной практике рече­вого общения; способность оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием раз­личных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навы­ков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совме­стного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкуль­турного общения.

8. Личностные результаты :__ 1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

9. Предметные результаты: __1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры наро­да, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  1. понимание места родного языка в системе гуманитар­ных наук и его роли в образовании в целом;

  2. усвоение основ научных знаний о родном языке; по­нимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  3. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицисти­ческий, официально-деловой стили, язык художественной ли­тературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  4. овладение основными стилистическими ресурсами лек­сики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексически­ми, грамматическими, орфографическими, пунктуационны­ми), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных выска­зываний;

  1. опознавание и анализ основных единиц языка, грам­матических категорий языка, уместное употребление языко­вых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  2. проведение различных видов анализа слова (фонетичес­кий, морфемный, словообразовательный, лексический, мор­фологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, осо­бенностей языкового оформления, использования вырази­тельных средств языка;

  1. понимание коммуникативно-эстетических возможнос­тей лексической и грамматической синонимии и использова­ние их в собственной речевой практике;

  2. осознание эстетической функции родного языка, спо­собность оценивать эстетическую сторону речевого высказы­вания при анализе текстов художественной литературы.



Структура урока

Этап урока

Время, мин

Цель

(целеполагание: чему на этом этапе учить, зачем учить?)

Методы
и приемы работы

(репродуктивные методы должны заменяться частично-поисковыми, проблемными и т.п.)

ФОУД*

(должны быть на уроке разнообразные - не все сразу, но 1-3)

Деятельность учителя

(учитель организатор деятельности детей, направляет деятельность учащихся, поясняет, что они должны делать, как добывать знания)

Деятельность обучающихся

(самое главное: что делают учащиеся на каждом этапе урока, формируется умение учиться, т.е. личностно-ориентированное обучение и реализуется системно-деятельностный подход)

Здесь помощь УМК, технологии и т.п.

Организационный


1мин



Психологический настрой на урок



Проверка домашнего задания

5 мин





Проверить степень усвоения темы

« Виды сказуемого»

тестирование

Индивидуальная

Работа в парах.

Организация работы.

Контроль за выполнением задания.

Обобщение .

Решение теста.

Взаимопроверка .

Выставление отметок.

Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока


4мин.





Ввод в тему

.

Создание проблемной ситуации.

- Сравните два предложения: что общего и чем отличаются?

Фронтальная

Создаёт проблемную ситуацию.

Координирует деятельность учащихся, направляет с помощью вопросов .

Сравнивают предложения по разным критериям:содержание, построение, пунктуация; самостоятельно приходят к выводу о постановке тире в предложении.

Запись в тетрадях темы урока.

Формулируют цели и задачи

Изучение нового материала (или его закрепление)

5 мин.








10 мин



5 мин.

1. Повторить и закрепить ранее изученный материал по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».


2. Развитие умения работать с учебными материалами, сопоставлять, анализировать, делать выводы.


Развитие умения высказываться на грамматическую тему.

Ответы на вопрос.

Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны?

Составление схемы.

Работа с учебником и дополнительными материалами.

индивидуальная

фронтальная



индивидуальная

работа в парах

Направляет деятельность учащихся



Организует работу


Обобщение материала

Учащиеся вспоминают и схематично записывают известные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.



Чтение п. 15 + дополнительные материалы.

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-« - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы

Составление кластера по теме ( вторая часть схемы)

Составление рассказа по теме урока, сначала работают в парах , 1-2 человека отвечают у доски.

Первичное закрепление нового материала


3 мин.





7 мин

Закрепление изученного материала


1.Составление предложений, объяснение постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Работа с упражнением №153 ( 3 часть)

1 вариант: выписать 3 предложения , в которых ставится тире, графически объяснить их постановку.

2 вариант: выписать 3 предложения , в которых не ставится тире, графически объяснить пунктограмму.

Фронтальная



Индивидуальная

Выслушивает ответы учащихся, помогает в случае затруднений.


Помогает слабым учащимся справиться с заданием.

Составляют предложения, находят подлежащее и сказуемое, определяют способы их выражения, делают вывод о постановке тире в предложении или его отсутствии.


Работа по вариантам

Находят и выписывают предложения в соответствии с заданием.

Выделяют грамматическую основу предложения.

Отрабатывают с помощью схемы правило постановки тире между подлежащим и сказуемым

Самопроверка

5 мин.




Контроль над усвоением знаний и формированием умений и навыков по данной теме .

Тестирование.

индивидуальная

Организует деятельность и осуществляет контроль

Решение тестовых заданий.

Читают предложение, делают выводы о постановке тире: если ставится, то +, если нет, то -.

Подведение итогов (рефлексия)


3 мин.



Актуализация знаний.

Развитие коммуникативных навыков учащихся

Задание : продолжите предложения

Тире - это….

Постановка знаков препинания - … .

Человек, умеющий ставить знаки препинания, - … .

индивидуальная

Подводит итоги работы

Конструируют предложения по предложенному началу.

Оценивание деятельности учащихся

1 мин.



Оценивание устных, письменных ответов и результатов промежуточного тестирования.


Домашнее задание

1 мин.




Проверить уровень усвоения знаний по теме

  1. П. 15 , кластер: составить рассказ по теме, подобрать примеры.

  2. Всем: упр. 155.

  3. На»5» - упр. 154


Групповая






2.Индивидуальная


* ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая).





© 2010-2022