Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Учитель: Бекешева Ольга Викторовна

Класс: 6 Время проведения: Урок № 36 согласно тематическому планированию.

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2014 г

Название раздела, темы: Произведения русских писателей 19 века

Тема урока: «Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева»

Цель урока: навык анализа лирического произведения.

Реализуемая технология: групповая технология, технология дифференцированного обучения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки аналитического чтения, выразительного чтения лирического произведения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих переживаний, но переживаний и чувств других людей; развитие моральной готовности искать в природе красоту, любить природу. На примере стихотворения Тютчева развивать эстетические чувства в обучающихся.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: история, обществознание

Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе (prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

  3. Издательство «1 сентября» festival.1september.ru


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-мы прочитали, мы готовы, мы ждем возможности подумать и высказать, мы умеем работать вместе.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Работа в микрогруппах в процессе подготовки заданий, индивидуальная работа в процессе ответа, коллективная работа в процессе распределения учебных задач

регулятивные: саморегуляция в распределении учебного времени, саморегуляция в процессе сбора учебного материала ( решается задача: создавать письменный вариант ответа или нет - оценивание собственного умения устной речи)

Основная регулятивная функция - распределение времени, организация внимания, корректирование логических выводов, направление логики развития суждений на уроке

Учебная деятельность, связанная анализом поставленной учебной задачи, формулированием ответа на поставленный вопрос, сбор аргументирующего материала, сжатие аргументирующего материала, аналитическое и комментирующее аудирование выступления обучающихся.

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы возрастной психологической идентичности путём попытки ответить на проблемный вопрос

регулятивные УУД: целеполагание

. Проблемный вопрос:

- Не давно мы пытались ответить на вопрос: Какой смысл вкладывает человек, говорящий о себе: «Я люблю природу»?, а затем размышляли над проблемой отношения Тургенева к природе, к русской природе. Перед нами стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело». Прочтите его и подумайте, какие вопросы вы могли бы задать друг другу после прочтения «Бежина луга» и это стихотворения Тургенева.


Попытка формулирования, анализа, сопоставления.

Самостоятельное чтение лирического произведения.

Попытка построить развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют возможные вопросы:

чем схоже отношение к природе Тургенева и Тютчева?

Каково отношение Тютчева к природе?

Любимые пейзажи Тютчева и Тургенева?

Можо ли Тютчева назвать как и Тургенева художником?

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


Проблемный, метод групповой организации деятельности учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание:

Целеполагание.

С чего стоит начать, чтобы ответить на все это вопросы?

Сформулируйте тему нашего урока. Придумайте свой заголовок урока.

Отвечают на вопросы.

С разговора о том, как с каким чувством изображал Тютчев природу?

Определяют тему урока. Распределяют задания внутри группы. Постановка учебной задачи на этот урок самими обучающимися.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе работы с предложенными учебными задачами и в процессе усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Проверка домашнего задания





Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Задание многосоставное: рассмотреть ряд вопросов, осуществить аналитическое чтение с подбором аргументации - цитатами ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На занятии учитель домашнее задание в традиционной форме не проверяет: его функция констатирующая - подготовленность детей выясняется в ходе урока



Выясняют степень готовности друг друга в непосредственном общении на уроке, при распределении заданий. Распределяют задания, выясняют отношения, продумывают план « спасения» команды ( группы), в случае неподготовленности одного члена ( перераспределение заданий, консультация по теоретическим понятиям компенсационного характера).


3.Мини-исследования в группах.

Распределите задания внутри группы. Время выполнения заданий - 10 минут. Выполнение каждого задания оценивается от 1 до 5 баллов. Баллы суммируются, но каждый участник группы получает индивидуальную оценку, которая не может быть высшей (5), если хотя бы одно задание группы не выполнено.

Задание группы № 1 по стихотворению Тютчева «Неохотно и несмело».

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Тютчева .

  2. Составьте рассказ об авторе стихотворения. ( не менее 8 предложений)

  3. Выписать из стихотворения слова с орфограммами, которые мы изучили на русском языке. Объясните каждое написание.

  4. Составить рассказ- справку о том, что такое пейзажная лирика.(не менее 8 предложений связного текста). Попутно попробуйте догадаться, что такое урбаническая лирика ( от лат. «урбанус» - город).

  5. Выбрать примеры олицетворений в стихотворении.

  6. Определить стихотворный размер произведения. Указать тип рифмы.

  7. «Героями» стихотворения являются образы природы. Назовите их и дайте им характеристику как людям, опишите их характер. Какую роль в этом играют глаголы?

  8. Сочините стихотворение о снегопаде.

Задание группы № 2 по стихотворению Тютчева «Неохотно и несмело».

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Тютчева .

  2. Составьте рассказ об авторе стихотворения. ( не менее 8 предложений)

  3. Выписать из стихотворения слова с орфограммами, которые мы изучили на русском языке. Объясните каждое написание.

  4. Составить рассказ- справку о том, что такое пейзажная лирика.(не менее 8 предложений связного текста). Попутно попробуйте догадаться, что такое урбаническая лирика ( от лат. «урбанус» - город).

  5. Выбрать эпитеты в стихотворении Тютчева. Классифицировать их ( разделить на смысловые группы).

  6. Определить стихотворный размер произведения. Указать тип рифмы.

  7. Если бы вы снимали видеоклип к этому стихотворению, то как бы вы распределили содержание кадров. Запишите в виде пунктов плана. Например, 1 кадр. Небо. Солнце среди туч.

  8. Сочините стихотворение о радуге.

Задание группы № 3 по стихотворению Тютчева «Неохотно и несмело».

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Тютчева .

  2. Составьте рассказ об авторе стихотворения. ( не менее 8 предложений)

  3. Выписать из стихотворения слова с орфограммами, которые мы изучили на русском языке. Объясните каждое написание.

  4. Составить рассказ- справку о том, что такое пейзажная лирика.(не менее 8 предложений связного текста). Попутно попробуйте догадаться, что такое урбаническая лирика ( от лат. «урбанус» - город).

  5. Сделать наблюдения над звуковым строем стихотворения ( Какие похожие звуки слышатся в стихотворении чаще? Сделайте вывод: почему именно такие.)

  6. Определить стихотворный размер произведения. Указать тип рифмы.

  7. В будущем нам предстоит изучить такую часть речи, как причастие ( это часть речи, которая совмещает признаки прилагательного и глагола: похоже на прилагательное, но образовано от глагола). Скоро нам также предстоит познакомиться с такой формой прилагательного, как сравнительная степень. Попробуйте найти в стихотворении причастие и прилагательное в сравнительной степени.

  8. Сочините стихотворение о листопаде.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.


  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Активно выполняют физические упражнения


  1. Этап контроля


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, метод групповой организации учащихся


личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель руководит рассмотрением ответов по плану: сначала все первые вопросы и задания, все вторые и все третьи: так сохраняется логика темы урока и общая логика рассуждений.

Отвечают на поставленные вопросы, подбирая аргументирующую базу и оперируют ею, корректируют чужие ответы. Оценивают чужие ответы с точки зрения полноты, справедливости суждений, фактической точности.

Этап 5. Закрепление и коррекция полученных знаний

Фронтальная работа. Технология мозгового штурма.

Индивидуальная работа на личный результат

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Корректирование сделанных исследований. Подведение к выводам по уроку. Углубление темы проблемными вопросами.


Гром - это страшно. Почему Тютчев изображает этот момент жизни природы радостно, возбужденно?

Как вы думаете, какую музыку любил слушать Тютчев? Почему?

Что такое звукопись? В чем она выражается в рамках изученного стихотворения.

Вы слышали, что в Москве есть театр глухонемых. Если бы вам довелось пересказать содержание стихотворение Тютчева жестами, то какие из них вы бы использовали? Почему?

Отвечают на вопросы, ищут аргументирующие цитаты в тексте, активизируют знание текста, восстанавливают детали.

Этап 6. Подведение итогов урока

т1.Обобщение

Индивидуальная работа


Личностные: соотносить работу, полученные впечатления от общения с художественным произведением с собственным жизненным опытом, оценивать эстетическую сторону произведения, эстетическую сторону картин природы, оценивать труд и талант писателя, хотя бы немного уподобляться писателю в создании собственных словесных пейзажей.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со сверстниками

Предлагает детям по впечатлениям от прочитанного написать мини-сочинение дифференцированного характера.

  1. вариант . Прозой пересказать стихотворение.

  2. вариант. Написать мини-сочинение на тему «Самые яркие образы стихотворения Тючтева»

  3. вариант. «Почему в стихотворении Тютчева так мало цветовых эпитетов?»

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке. Заполнение рефлексивного листка по результатам работы, проделанной на уроке. Оценить уровень своей работы на уроке, выбрав только один вариант. Пометить его карандашом.

Где я?

  1. Работал много и плодотворно, предлагал идеи, хоть и не очень правильные. Работал в команде.

  2. Работал сам, много, плодотворно и так настойчиво, что другие не успевали ничего сказать из своих мыслей.

  3. Пытался сделать, пытался быть полезным своей команде и кое-чего достиг.

  4. Пытался сделать, несколько раз, честно старался, но как-то результат невелик.

  5. Кое-что делал, но особенно не старался.

  6. Не понял ничего, не успевал понять, что от меня хотят. Один раз даже разозлился.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Фронтальное и Дифференцированное домашнее задание.

1. Подготовить видеопрезентацию образы природы русской живописи 19 века .

2.Подготовить звуковую фоновую иллюстрацию к стихотворению.

3. перспективное чтение ( рассказы Чехова)

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Беседа по вопросам.

Повторное обращение к рефлексивному листку. Указать желаемый результат на следующем уроке-семинаре. Пометить его ручкой.

© 2010-2022