Цикл уроков по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система уроков по комедии Грибоедова «Горе от ума»


  1. Биография Грибоедова.

  • Александр Сергеевич Грибоедов прожил недолгую, но интересную жизнь, родившись на 4 года раньше своего великого тезки (1795г), но погибнув раньше него на целых 8 лет... (1829). Будучи 11-летним ребенком, он поступает в Московский университет, где обучается сразу на 3 факультетах: словесность, юридический, физико-математический. Помимо всего прочего знал основные европейские языки (франц, англ, испанск, немецкий), древние, восточные языки, сочинял прекрасную музыку, был виртуозным пианистом.

  • Некоторое время Грибоедов был секретарем дипломатической миссии в Тегеране. Взяв отпуск, он отправляется в Москву и Петербург, где надеется напечатать и поставить в театре свое детище, свою комедию «Горе от ума». Но его надеждам не суждено сбыться. Пока. Содержание пьесы слишком опасно в это неспокойное время. 1824 год.... (Почему это время было неспокойным для России? - готовилось восстание декабристов) Комедию запрещают. Но тот, кто уже успел прочесть, переписывает ее и передает дальше. Произведение мгновенно было разобрано на цитаты и крылатые выражения. Декабристы объявили комедию своим манифестом. По возвращении из отпуска Грибоедова арестовывают с подозрением на участие и подготовку восстания. Но никаких улик нет, сам писатель все отрицает, и через несколько месяцев его отпускают, полностью оправдав.

  • А дальше происходит то, что можно назвать трагической неудачей. С огромной неохотой он снова собирается на Кавказ. И может быть, писатель добился бы отставки и остался в Петербурге, но обещание, данное матери, оказывается важнее. Он должен продолжать дипломатическую карьеру. С началом русско-персидской войны Александр Сергеевич «выторговывает» для России крайне выгодный Туркманчайский мирный договор и привозит документы в Петербург, надеясь остаться в столице. Но именно благодаря личному вкладу Александра Сергеевича в составление статей столь выгодного мирного договора царь решает, что на должность посла в Персии больше всего подходит Грибоедов. Отказаться от высочайшего назначения невозможно и писатель вынужден снова ехать в Персию.

  • С большим нежеланием в июне 1828 года Грибоедов выезжает из Петербурга. Всеми силами он оттягивает прибытие к месту назначения, как будто предчувствуя свою судьбу. Последним «лучом счастья» в его судьбе стала горячая любовь к дочери своего друга А.Г.Чавчавадзе - Нине, на которой он женился, проезжая через Тифлис. Оставив жену, он едет в Тегеран, чтобы приготовить всё к приезду любимой женщины. Но встретиться им было уже не суждено. За попытку вывоза женщин из гарема знатного вельможи Грибоедов был убит мусульманскими фанатиками, а вся русская миссия разгромлена.

2. Литературоведческие термины:

  • комедия - жанр драмы, высмеивающий пороки и недостатки человека/общества в целом

  • диалог, монолог

  • речевая характеристика

  • кульминация

  • конфликт (внешний, внутренний)

  • композиция (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка)

3. Вопросы и задания для анализа комедии:

Действие I (развитие любовного конфликта)

  • 1 страничку тетради оставить для КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ комедии, записывать их по мере анализа пьесы

  • Действующие лица - говорящие фамилии. Так фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева - философа, публициста и поэта, судьбы которого довольно схожа с судьбой героя - его объявили сумасшедшим. Фамусов (от лат. fama - «молва»; Репетилов от франц. repeter - «повторять»; Хлестова от «хлесткий»; «скалить зубы» (Скалозуб); «слушание» (Тугоуховские), «молчание» (Молчалин).

  • Каковы экспозиция (что и о ком мы узнаем?) и завязка 1 действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

  • Каково отношение к Чацкому Софьи? Фамусова? Почему Фамусов не был бы доволен ни Чацким, ни Молчалиным в качестве претендента на руку Софьи?

  • Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличит речах? - завязка конфликта позиций - нового поколения и старого, конфликта мировоззрений - прогрессивного и косного - конфликта центрального - между Чацким и фамусовским обществом.

  • Д\З - II действие - найти цитаты, отражающие конфликт между Ч и Ф. Охарактеризуйте Скалозуба. Чацкий и Молчалин - можно ли назвать их антиподами? Докажите.



Действие II (развитие социального конфликта)

  • Выявите позиции спорящих - Ч и Ф. Как можно назвать их конфликт? (конфликт поколений, «век нынешний» и «век минувший»). Какова роль героя Максима Петровича в этом конфликте? (образец для подражания).

  • Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в словах Фамусова?

  • Какой предстает Москва в восприятии героев?

  • Охарактеризуйте полковника Скалозуба. Почему ему симпатизирует Фамусов?

  • Начинаем составлять таблицу «век нынешний и век минувший»:

Век нынешний

Век минувший

герои

Чацкий, двоюродный брат Скалозуба(«набрался каких-то новых правил... службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), (+ декабристы)

Фамусов, Софья, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Тугоуховские, графиня-внучка, Хлестова, Горичи, и проч.

высказывания

харак-ки, данные представ-ми другого мира

вывод

  • защитник свободы и независимости личности,

  • приверженец самостоятельного образа мыслей, служения делу, а не лицам,

  • высоко ценящий честь и долг, на пер­вое место возводящий общественную роль и обя­занности человека.

  • Рабство, крепостничество, застой, косность вызывают в нем резкий, реши­тельный протест.


  • защит­ник самодержавно-крепостнических порядков. Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на соб­ственное мнение, на личную жизнь

  • ценит в людях только чины и богатство;

  • Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к ак­тивной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрыва­ют свое слабодушие и «рассудка нищету».

  • Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они ви­дят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Действие III

  • Кто таков Молчалин? Как его характеризуют Софья и Чацкий? Почему настолько разнится х-ка?

  • Почему Чацкий воспринимает слова Софьи о Молч как насмешку над секретарем?

  • Чем страшны молчалины? (процесс превращения имени собств в нарицательное внешне выражается в смене заглавной буквы в прописную, в внутренне? - показывается распространенность тех пороков в об-ве, которые сосредоточены в этом герое) - нарицательным обозначением пошлости и лакей­ства


  • Можно ли назвать Ч и М антиподами?

  • Дайте хар-ку гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии? Роль речевой характеристики. (все персонажи второго плана не интересны сами по себе, а лишь в совокупности, являют собой мир дворянской Москвы, и в их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если до этого момента они сходились один на один - Ч и Ф, Ч и М, то теперь сцена бала отразила полное одиночество Чацкого).

  • Кульминация комедии? (сплетня о сумасшествии героя) Как это произошло? Было ли это закономерным и обусловленным или все-таки случайность? Почему так быстро распространилась? Верят ли гости в сумасшествие Чацкого? (вольнодумие = сумасшествию) В чем видят признаки сумасшествия? Как эта сплетня влияет на собрание гостей? (сближает против одного врага, до этого они сплетничали друг про друга, сплочает, ибо все они чувствуют опасность, исходящую от Чацкого)

  • Монолог Чацкого «французик из Бордо» -

что изобличает этот монолог?

актуален ли он сегодня?

кому говорит Чацкий свои пламенные речи? (в пустоту, все старательно танцуют)

окажутся ли полезны его слова? (бессмысленны, ибо все его речи - стук в закрытую дверь)

  • наизусть монолог Чацкого


  • Действие IV Роль Репетилова в комедии? (repeat - «повторять») - пародия на Чацкого, делает вид, что имеет прогресс взгляды, но не имеет абсолютно никакого собств мнения. Его роль - еще раз подчеркнуть одиночество Чацкого.

  • В какой сцене происходит развязка комедии? Каким настроением она проникнута?


4. Общие вопросы и задания:

  • Биография Чацкого (восстановить)

  • неоднозначность характера Чацкого (смеется над другими, не замечая, что смешон сам; проницателен, но не замечает обычных вещей, обвиняет других, но не бывает виноват сам)

  • двойной трагизм Чацкого - он отвергнут Софьей и отвергнут обществом (оба конфликта он проиграл)

  • в чем трагедия Чацкого? Другими словами, почему он оказался побежденным среди этих людей? - трагедия Чацкого - это трагедия умного человека, когда его ум, талант, честность не востребованы.

  • Почему выбор Софьи пал на Молчалина? Как это ее характ-ет? (Характер Софьи сложный и противоречивый. Докажите.

В целом выбор Софьи все же характеризует ее как предста­вительницу фамусовского общества. Грибоедов дает понять, что при всех ее привлекательных качествах, которые вызвали любовь к ней Чацкого, в идейном отношении она дочь своего отца. Можно высказать предположение, что после скандала с Молчалиным Фамусов осуществит свою мечту и его дочь ста­нет супругой полковника Скалозуба).

  • Почему А. С. Пушкин назвал Чацкого неумным?

Критики о Чацком (с кем согласны или атегорически не согласны? Почему?):

1. A. С. Пушкин: «Кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый
малый, проведший несколько времени с очень умным человеком
(именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами
и сатирическими замечаниями. Первый признак умного человека -
с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед
репетиловыми и ему подобными».
2. B. А. Ушаков: «Чацкий - это Дон Кихот».
3. B. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер,
идеальный шут, драма Чацкого - буря в стакане воды».
4. А. А. Лебедев: «Чацкий не сходит, а выходит со сцены. В бесконечность.
Его роль не завершена, а начата».
5. М. М. Дунаев: «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии
системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается
в доме Фамусова. Он - один. И его - не понимают. И у него изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, "мильон терзаний". А внутренняя причина - в нем самом. Ибо горе - от его ума.
Точнее: от своеобразия его ума».


  • Умен ли Чацкий?

  • Что значит «быть умным» для Чацкого и для фамусовского об-ва? Понятие неоднозначно.

  • Что означает фраза о Чацком «ум с сердцем не в ладу»? (ум его проявляется только в пылких речах, но не в поступках и поведении, у него пылкое сердце, но ум отвлеченный и схематичный)

  • в чем смысл названия комедии?










  1. Сочинения по комедии «Горе от ума»

Тема: «Вечные вопросы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  • многообразие проблематики (проблемы, затронутые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, обще­человеческих ценностей)

  • тема любви

  • противостояние московского барства и прогрессивной молодежи (декабристы)

  • проблема ума (учения, знания, образования, мудрости!, хитрости, пронырливости)

  • тема одиночества человека в толпе

  • проблемный вопрос: Чацкий - победитель или побежденный? (проблема моральной победы)

© 2010-2022