Программа “Многоаспектный языковой анализ художественного текста ”

Учебная программа “Многоаспектный языковой анализ художественного текста” предназначена для подготовки одаренных уча­щихся к участию в олимпиадах по русскому языку. Программа предусматривает лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический анализы текста. Особенностью данной программы является практическая направленность и исследовательская деятельность учащихся. Особое место в овладении данным курсом отводится индивидуальной и самостоятельной ра­боте по исследованию языковых...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа "Многоаспектный языковой анализ художественного текста ".

Класс 10-11

Количество часов -32

Составитель - Рогожникова Н.Г., учитель русского языка МБОУ "СОШ № 19"

Пояснительная записка

Учебная программа "Многоаспектный языковой анализ художественного текста" по подготовке одаренных уча­щихся к участию в олимпиадах по русскому языку составлена с учетом уровня образова­ния старшеклассников по предмету, предусматривающего основные направления развития учащих­ся 10-11 классов в рамках предмета "Русский язык":

  • функциональная грамотность учащихся;

  • владение активным и пассивным словарным запасом;

  • владение грамматическим строем родного языка;

  • владение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;

  • владение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

  • ориентация в системе языка;

  • понимание культурологического и воспитательного потенциала русского языка;

  • общелингвистическая компетенция;

  • сформировавшееся чувство языка.

Цель программы: Подготовка учащихся 10-11 классов к предметной олимпиаде по русскому языку.

Особенностью данной программы является практическая направленность и исследовательская деятельность учащихся. Программа ориентирована на применение широкого комплекса информа­ционной технологии, дидактического материала и исследовательский поиск. Изучение данного курса интегрируется на двух школьных дисциплинах - русский язык и литерату­ра - и опирается на основы литературоведения, практический навык анализа художественного про­изведения прозаического и поэтического характера, стилеобразующие признаки литературных про­изведений.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образователь­ного стандарта по русскому языку.

Курс рекомендован учащимся, увлеченным языкознанием, любящим русскую речь, владеющим исследовательскими навыками, стремящихся к повышению своего гуманитарного уровня.

В результате прохождения программного курса обучающийся должен знать об эстетической стороне языковой действительности; видеть в художественном тексте наиболее яркое отражение эстетической ценности языка в целом и его разных элементов; владеть навыками лингвостилистического, лингвистического, речеведческого, филологического анализов художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.

Обучающийся должен уметь чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душою самобытность русского слова, выражать се­бя в слове, овладевая богатствами родного языка.

В структуре изучаемой программы выделяются основные разделы русского языка: фонетика, графика, орфоэпия, орфография, пунктуация, словообразование, морфемика, лексика, морфология, синтаксис.

Особое место в овладении данным курсом отводится индивидуальной и самостоятельной ра­боте по исследованию языковых возможностей фрагментов текста, в том числе с применением информационных технологий.

Оценка знаний обучающихся проводится с помощью контрольного лингвостилистического анализа текста.

Курс рассчитан на 32 часа.

Наименование разделов и тем

кол-во часов

виды контроля

всего

лек­ции

прак­тика

I

Звуковые образные средства русского языка.

Звукопись. Два типа звуковых повторов. Рифма как созвучные повторы; виды рифмы. Виды строф. Словесное ударение (силовое, подвижное, свободное). Интонация как ритмико-мелодическая строка звучащей речи. Логическое ударение. Конструкции с противопоставлением. Пауза. Смысловые и психологические паузы. Обозначение пауз. Мелодика речи как интонационный рисунок речи.

3

1

2

Тест;

лингвостилистический анализ текста.

II

Изобразительные возможности средств письма.

Графика. Особенности начертания и написания слов, расположения строк. Фигурное расположение текста. Орфография. Сознательное нарушение орфографических норм как художе­ственный прием. Пунктуация. Связь интонации высказывания и пунктуации. Стилистические возможности знаков препинания. Авторские знаки.

1

1

Тест;

лингвостилистический анализ текста.

III

Русское словообразование.

Морфема и ее значение. Прием семантизации морфем. Использование двух приставочных глаголов в поэтическом тексте. Словообразовательный повтор. Виды повторов как стилистических средств. Внутренняя форма слова. Прием этимологизации. Ассоциативные каламбу­ры. Окказионализмы и их стилистическая роль.

2

1

1

Тест;

лингвостилистический анализ текста.

IV

Лексическое богатство русского языка.

Слово в художественном тексте. Анафора, эпифора. Переносное значение слова. Троп, виды тропов: метафора, метонимия, оли­цетворение, эпитет, антитеза, антономасия, гипербола, сравнения, аллегория, синекдоха. Синонимы и антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексика ограниченного употребления как средство речевой характеристики. Устаревшие слова, их стилистические функции. Фразеологизмы как средство эмоциональных характеристик. Омонимы. Комический эффект.

10

3

7

Тест;

лингвостилистический анализ текста.

V

Морфологические средства выразительности русской речи.

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях раз­ных писателей. Образная функция имен прилагательных. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление числительных- символов. Экспрессивная роль местоимения. Изобразительные функции наречий. Семантическая роль союзов.

7

2

5

Тест;

лингвостилистический анализ текста.

VI

Синтаксическое богатство русского языка.

Свойство русского синтаксиса. Экспрессивное использование предложений разного типа. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтиче­ского средства художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения. Стилистические фигуры речи.

5

2

3

Тест;

лингвостилистический анализ текста.

VII

Анализ слова как первоэлемента художественной литературы (лингвостилистический анализ художественного текста).

4

4

Лингвостилистический анализ текста.

Список литературы для учителя

1. "Русский язык в старших классах: Программа. Методические материа­лы". А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, М., Вербум -М, 2001г.

2. "Русский язык. Уроки словесности". С.И. Львова / изд. Дрофа, 1997г. из серии "Библиотека учителя".

3. "Русское слово как предмет языкознания" М: "Просвещение". 1972г, ав­торы К.А. Тимофеев, З.А. Потеха и др.

4. "Основы литературоведения. Анализ художественного произведения", А.Я. Эсалнек. Издательство "Флинта", "Наука", Москва, 2001г.

Список литературы для учащихся

1. "Говорите правильно".,Л. Ф. Казакова, изд. АРКТИ, 2001г. Словарь-справочник.

2. "Занимательная орфография М.В. Панов. М., Просвещение, 1984г.

3. "Беседа о русском слове" З.Н. Люстрова, изд. "Знание", М., 1978г.

4. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриен­тов С.А. Громов, изд. "Московский лицей", 2001г.

5. Власенков А.И. Русский язык . Учебник для 10-11 классов общеоб­разовательных учреждений. М.: "Просвещение". 2002

6. Словари русского языка. Академических изданий.


© 2010-2022