Урок по теме Назывные предложения 8 класс

Урок по теме "Назывные предложения" развивает речевую культуру учащихся, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы. На уроке используется межпредметная связь с литературой ( произведения И.С.Никитина "Ярко звёзд мерцанье...", В.Пескова "Средняя полоса России", К.Бальмонта "Ветер. Взморье. Вздохи ветра"). Данный материал воспитывает любовь к родному краю, его природе, прививает интерес к предмету. Также цель урока: знать понятие "назывное пред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема . Назывные предложения

Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы;

2) воспитывать любовь к родному языку, природе; интерес к предмету;

3) знать понятие - назывное предложение; уметь находить назывные предложения в тексте; определять их роль и использовать назывные предложения в устной и письменной речи.

Литература: И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…» ,

В. Песков «Средняя полоса России»,

К Бальмонт «Ветер. Взморье. Вздохи ветра…»

Оборудование: Плакат, алгоритм действий, карточки.

Ход урока:

Оргмомент.

Сообщение темы урока. Целеполагание.

1.Чтение стихотворения учителем.

…Золотые нивы.

Гладь да блеск озёр.

Светлые заливы,

Без конца простор.

Звёзды над полями,

Глушь да камыши…

(Иван Саввич Никитин.)

- Знаете ли вы, кто автор этих строк?

- При прослушивании этого отрывка , что необычного вы заметили?

(Здесь нет глаголов)

- Действительно, одни восхищались тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.

Л.Толстой отмечал: «…Нет ни одного глагола. Каждое выражение - красота.»

Другие усматривали в этой безглагольности посягательство на законы поэтики. А.Фет, А.Блок, А.Цветаева, Велимир Хлебников и др. поэты часто использовали этот приём.

- Перед вами первых две строчки этого стихотворения.

Выделите грамматическую основу.

- Чем выражена грамматическая основа?

- Что такое имя существительное?

- Следовательно, как называются такие предложения?

- Тема нашего урока назывные предложения.

- Р., определите цели урока: что вы должны узнать, чему научиться?

(Плакат на доску)

Оформление записей в тетради ( число, классная работа, назывные предложения)

Изучение нового материала.

1.Работа с учебником (с. 106), 24

(Самостоятельное чтение учащимися)

- Составим коллективный план.

1. Что такое назывные предложения?

2. Какое время выражают назывные предложения?

3. В каких случаях эти предложения приобретают указательное значение?

4. Где и с какой целью употребляются назывные предложения? ( Отпечатанный план на партах)

- Обратимся к упр. 242

Задание. 1. Среди первых 5 предложений найдите назывные. Аргументируйте ответ.

2.Обратите внимание : чем отличаются назывные предложения друг от друга по структуре?

( Распространённые и нераспр.)

- А теперь мы с вами окунёмся в мир стихии и запишем прекрасное четверостишие Константина Дмитриевича Бальмонта.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

- Найдите назывные предложения. Выделите грамматическую основу

- Какая картина рисуется в вашем воображении?

( Наступил вечер. Находимся на берегу моря. Дует лёгкий ветерок. Волны медленно , как говорит автор, величаво накатываются на берег.)

- Рисуя картину, вы используете двусоставные предложения. Подумайте почему автор использует назывные предложения?

( В тексте появляется стремительность, т.е. динамичность действия, которое происходит в настоящем времени. Автор немногословно, лаконично обрисовывает картину приближения бури.)

- Р., давайте обратим внимание на орфограммы данного поэтического текста.

- Какие слова вам непонятны? Найдём их в толковом словаре С.И.Ожегова.

(Величавый, чары, чёлн)

- Четверостишие рисует картину приближающейся бури.

Какие средства выразительности использует автор?

Эпитеты - величавый возглас, чуждый чарам.

(Они создают образ.)

Метафоры - вздохи ветра, возглас волн.

(Очеловечивание природы, ощущение волшебства.)

- Какой звук повторяется в последней строчке?

( Ч )- какие ассоциации вызывает?

Этот приём в литературе называется звукопись.

Закрепление.

- Перед вами карточки А, Б, В. Выберите одну из карточек. Внимательно прочитайте задание, постарайтесь правильно его выполнить.

КАРТОЧКА А

Объяснить пропущенные орфограммы. Найти назывные предложения. Выделить грамматическую основу.

Град. Иней. Туманы и росы. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Вот и зимний узор на окнах… Красота.

( В.Песков - журналист. Из статьи «Средняя полоса России»)

КАРТОЧКА Б

Распространите данные предложения.

Луна.

Вечер.

Утро.

Лето.

Ночь.

КАРТОЧКА В

Напишите сочинение - миниатюру по репродукции картины Б.В.Щербакова «Русь подмосковная»

Подведение итогов.

- Вернёмся к плану и подведём итоги нашей работы.

( Назывные предложения употребляются в художественной литературе ( поэзии, прозе), в газетных, журнальных очерках и статьях. Писатели лаконично рисуют место и время действия, пейзаж.)

Контроль знаний. Тест.*

1. Найдите назывные предложения.

А) Умную голову почитают смолоду.

Б) Тишина и безлюдье.

В) Дрогнет задетая кем - то ветка.

2. Укажите распространённые назывные предложения.

А) Мороз и солнце.

Б) День чудесный!

В) Сосны, кедры, пихты, ели.

3. Найдите назывное предложение с указательным значением.

А) Весна!

Б) Голубые озёрца льна.

В) Вот и родная сторона!

Домашнее задание

- Красота родного края, полная поэзии и прелести всегда трогает и волнует наше сердце. Поэтому одним из вариантов д/з будет написание сочинения - миниатюры на одну из тем: «Ночная тишина» , «Утро в лесу». Или на выбор упр. 243 или 244.

( Написать на обратной стороне доски)

Рефлексия.

- Итак, внимание. Каковы цели урока? Удалось ли их реализовать?

- Где вы сможете применить свои знания?

( При выполнении творческих заданий , например, заметки в газету)

- Понравился ли вам урок? Когда будете выходить, оставьте у меня на столе сигнальную карточку соответствующего цвета.

Самооценка

© 2010-2022