В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека)

Конспект урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Тема: В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека). Цель:показать своеобразие мышления древнерусского человека на основе "Повести о Петре и Февронии Муромских". Задачи:  формировать нравственную позицию семиклассника в вопросе любви к ближнему, развивать навыки анализа художественного текста.  Методические приемы:  аналитическая беседа,  работа над словом,  выразительное чтение.  Оформ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 7 классе
"Повесть о Петре и Февронии Муромских"


Тема: В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека).
Цель:
показать своеобразие мышления древнерусского человека на основе "Повести о Петре и Февронии Муромских".
Задачи:
формировать нравственную позицию семиклассника в вопросе любви к ближнему, развивать навыки анализа художественного текста.


Методические приемы:


  • аналитическая беседа,


  • работа над словом,


  • выразительное чтение.


Оформление урока:


  • фотография храма Вознесения Господня, где находится икона благоверных князей Петра и Февронии с частицей их святых мощей,


  • запись музыки Литвака И.А. (Студия звукозаписи Московского Свято-Данилова монастыря).


Ход урока

1. Обращение к теме и эпиграфу. Как вы понимаете древнюю евангельскую истину: "Главное - люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо".

2. Что главное в жизни, на ваш взгляд?
Как вы понимаете значение слова "стержень"?
На доске толкование слова: Стержень - перен. Основная часть чего-либо, содержательный центр. Человек без стержня - бесхарактерный, слабый, нецелеустремленный.
Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? (Разные варианты ответов учащихся).
Может, в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X по XVII в.в.)

3. Работа с текстом.
Почему текст "Повести…" трудно читать современному человеку? Определите жанр произведения.
(Работа в группах:1.Сказочное в повести :примеры вымысла, особенности сюжета, волшебство. 2. Житие: реальные факты жизни героев, своеобразная композиция, финал ).
Докажите свои точки зрения.

Вопросы группам.


  • Огненный змей, прилетевший к жене князя Павла, - это сказочный персонаж? (Нет, вспомним "Сергия Радонежского", где встречались с бесами, искушавшими человека).


  • Можем ли мы утверждать, что перед нами мудрая сказочная дева, загадывающая своим женихам загадки? (Нет, главная героиня - реальный человек, а не идеальный образ, ее мудрость изображается как земная).


  • О чем говорит ее иносказательная речь? (Об опыте общения с носителями фольклорной традиции, употребление метафор в речи говорит об особенностях данной местности).


  • Приведите примеры использования тропов в речи Февронии (Чтение отрывков текста).


  • Какой вывод мы можем сделать: сказочная или реальная героиня перед нами? (Речь загадками -знак мудрости земной, а не сказочной).


4. Словарная работа.
-Продолжите строку:
Целомудрие-это…
Исцеление человека-это…
-Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

5. Аналитическая беседа. Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: "Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и…" ( Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни).
Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).
-От чего нужно исцелить Петра? ( Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню , для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).
-Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом "Петр и бояре", чтение в лицах).
-Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное-исцеление души Петра).
-Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?
(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).
Обращение к определению жития: Житие-жизнеописание человека, достигшего христианского идеала-святости.

6.Смысл названия произведения.
-Почему называется "Повесть о Петре и Февронии Муромских"? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).
-В чем святость героев? (Чтение эпизода "И правили они в городе том…")

7. Анализ финала "Повести…"
-Какое значение имеет концовка? "Жили они долго и счастливо и умерли в один день" - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.
Нет трагизма в конце повести, смерть - этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).
-Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг - принимают монашество (иночество)? (Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования).

8. Выводы.
В чем основная ценность книги? (Ответы учащихся).
Написание сочинения - миниатюры "Как меня изменила "Повесть о Петре и Февронии Муромских"? (2-3 предложения).

Слово учителя:
- Герой рассказа Ф.М.Достоевского Сон смешного человека"
Странствует во сне. Перемещается в пространстве, во времени. Во сне попадает на нашу землю, в те времена, когда люди не знали греха, жили в Раю. Проходит, переживает с ними весь путь человеческого греха, видит, как страшен грех. И просыпается уже совсем другим человеком, который понял вдруг древнюю евангельскую истину. (См. эпиграф к уроку).
Прошел герой путь не сходя с места, проснулся в том же кресле, где заснул, но истину понял, а значит, и путь прошел, путь нравственного преображения.
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.

9. Чтение отрывков из своих сочинений-миниатюр учащимися.
(Музыкальное оформление)

© 2010-2022