- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Сложное предложение
Урок по теме Сложное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Л.С. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Сложное предложение.
Не стреляйте в белых лебедей…
Васильев Б.Л.
Цель урока.
Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение»
Задачи:
1. Закрепить умение определять тип сложных предложений, комментировать и объяснять в них пунктуацию; отличать простые предложения от сложных; находить и выделять границы частей в сложном предложении; составлять и читать схемы простых и сложных предложений.
2. Развивать умение выполнять лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса сложного предложения.
- Развивать пунктуационную и орфографическую зоркость.
- Развивать навык слухового восприятия, мышление, память, наблюдательность, следить за произносительной стороной речи учащихся.
3. Воспитывать самостоятельность, работоспособность, потребность овладеть грамотным письмом; любовь к русскому языку.
Ход урока:
-
[Организационный момент.]
- Послушайте: предложение, сложные и простые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, бессоюзная связь сложное предложение с разными видами связи.
- Какой начался урок? Ответьте, пожалуйста, ПП, ССП, СПП, БСП, предложением с однородными членами, предложением с разными видами связи.
- Вы готовы к уроку?
- Ребята, сегодня у вас открытый урок, будьте, пожалуйста, внимательны и активны на уроке. Что нужно знать, чтобы начать урок?
- Подумайте и назовите тему сегодняшнего урока…
- Послушайте: тема сегодняшнего урока «Сложное предложение».
Запишите на рабочих листах…СЛАЙД№1.
- А вот с планом урока я вас не буду знакомить, вы его восстановите сами по мере выполнения заданий.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей…» Как вы понимаете эти слова?
- Итак, первое задание…
-
Цифровой диктант.
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. СЛАЙД №2. Если вы согласны со сказанным - ставьте цифру 1, если нет - 0.
Выполняют самостоятельно.
1.Слово пунктуация произошло от слова «пунктуальный».
2.Союзы и союзные слова входят в придаточную часть СПП.
3.Придаточная часть может стоять только после главной.
4.Независимое предложение в составе СПП называется главным.
5.В БСП части связаны по смыслу и интонации.
6. Предложению: Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда - соответствует схема [ ], (которая…).
- Давайте проверим ваши ответы и разберёмся в ошибках.
[ОТВЕТ: 010110]
[- Итак, что вы сейчас делали? Давайте восстановим первый пункт плана.]
План восстанавливается на доске.
-
Гимнастика для глаз.
Видео… (50 сек)
Закройте глазки, открываем после прикосновения товарища.
- О чём это видео? Какова его тема?
-
Выполнение грамматических заданий.
Задание напечатано на рабочем листе. Выполняют без переписывания.
Задание 1. Определить тип предложений. Подчеркнуть грамматические основы. (Знаки препинания расставлены)
1.Свет решил, что он умён и очень мил.
2.Когда гремел мазурки гром, в огромной зале всё дрожало.
3. Теперь мы в сад перелетим, где встретилась Татьяна с ним.
4.Моего стыда вы не узнали б никогда, когда б надежду я имела…
5.И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.
- Проверка (ГО проверяет учитель, тип предложений СЛАЙД №3 - озвучивают учащиеся без прочтения предложений).
- Какому предложению соответствует схема: [ук.сл.], (где…).
- В каком предложении есть составной союз? Назовите его.
- Знакомы ли вам эти предложения? Кто их автор?
- Из какого произведения или произведений эти предложения? Есть ли среди них лишнее? (Все предложения, кроме шестого, из романа «Евгений Онегин», шестое из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
- Какая тема объединяет эти предложения?
Задание 2. Перестроить СПП и ССП в БСП.
Выполняют задание на рабочем листе. Записывают только готовый вариант предложения.
1. Если будешь книги читать, то будешь всё знать. (Будешь книги читать - будешь все знать.)
2. Смело иди в бой, потому что Родина за тобой. (Смело иди в бой: Родина за тобой.)
3. Любовь зла, так что полюбишь и козла. (Любовь зла - полюбишь и козла.)
4. У ребёнка заболит палец, а у матери заболит сердце. (У ребёнка заболит палец - у матери заболит сердце.)
5.Любовь закона не знает, годов не считает. (Предложение с однородными членами - исключение)
- Самопроверка. Карточку с верными ответами учащиеся берут с доски (приклеены).
- Что общего у этих предложений? СЛАЙД №4 Это пословицы и поговорки.
- Я утверждаю, что все эти пословицы о любви! Согласны ли вы со мной?
- О чём пословицы? О какой любви? (О любви к чтению или любимому делу; о любви к Родине, своей стране; о любви к противоположному полу; о любви к матери)
[- Что вы делали? Что вы сделали? Как будет звучать второй пункт плана?]
-
Работа с текстом.
Просмотр видеоклипа. (5 мин. 04 сек.)
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, данный текст… И будьте готовы с ним работать!
Лебединая верность.
Над землёй летели лебеди солнечным днём,
Было им светло и радостно в небе вдвоём.
И земля казалась ласковой им в этот миг…
Вдруг по птицам кто-то выстрелил - и вырвался крик:
«Что с тобой, моя любимая, отзовись скорей -
Без любви твоей небо всё грустней.
Где же ты, моя любимая, возвратись скорей -
Красотой своею нежной сердце мне согрей».
В небесах искал подругу он, звал из гнезда,
Но молчанием ответила птице беда.
Улететь в края далёкие лебедь не мог -
Потеряв подругу верную, он стал одинок.
«Ты прости меня, любимая, за чужое зло,
Что моё крыло счастья не спасло.
Ты прости меня, любимая, что весенним днём
В небе голубом, как прежде, нам не быть вдвоём».
И была непоправимою эта беда,
Что с любимою не встретится он никогда.
Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал
И, сложив бесстрашно крылья он, на землю упал.
Я хочу, чтоб жили лебеди, и от белых стай,
И от белых стай мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди над землёй моей,
Над судьбой моей летите в светлый мир людей.
[- Определите тему данного текста.]
[- Определите стиль и тип речи. ]
[- О чём же повествует нам автор, о чём сообщает?]
[- Определите основную мысль данного текста. В каких строчках она заключена? ] В заключительных: «Я хочу, чтоб жили лебеди, и от белых стай, И от белых стай мир добрее стал. Пусть летят по небу лебеди над землёй моей, Над судьбой моей летите в светлый мир людей». Не каждый человек способен на такую любовь, не каждый может любить так, как любят эти птицы - до последнего вдоха. Эта чистая, светлая, преданная любовь делает мир людей добрее, чище, светлее.
- Как вы думаете, есть ли связь между идеей данного текста и нашим эпиграфом? СЛАЙД №5
Следующие задания и вопросы напечатаны. Учащиеся отвечают устно, схемы составляют тут же на карточке с текстом.
1.Объясните знаки препинания в первом предложении.
2.Объясните знаки препинания в предложении Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал И, сложив бесстрашно крылья, на землю упал. Постройте схему этого предложения.
Проверить схему. Один ученик у доски.
3.Объясните пунктуацию в предложении В небесах искал подругу он, звал из гнезда, Но молчанием ответила птице беда. Постройте схему.
Проверка схемы. Верную схему показать, спросить: у кого так?
4.Прочитайте предложение с прямой речью.
5.Найдите и прочитайте СПП с придаточным определительным.
6.Какие обращения есть в этом тексте?
[- Что вы сделали? Назовите третий пункт плана.]
-
[Итоги и рефлексия.]
- О каких предложениях мы сегодня говорили?
- Всё ли вам понятно?
- Есть у вас ко мне вопросы?
- Оцените, пожалуйста, урок и свою работу на уроке.
Подчеркни то, что соответствует тебе.
НА УРОКЕ БЫЛО:
-
Интересно
-
Скучно
-
Безразлично
Я НА УРОКЕ:
-
Работал (а)
-
Отдыхал (а)
-
Помогал (а)другим
ИТОГ:
-
Понял (а) материал
-
Узнал (а) больше, чем знал (а)
-
Не понял (а)
Некоторое озвучить (если останется время).
-
Домашнее задание.
Закончить анализ текста.
-
Оценивание.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Ребята, спасибо вам за урок… И от меня примите, пожалуйста, такой подарок… Почему чёрный лебедь? По мнению учёных, чёрный лебедь ближе человеку, т.к. он, в отличие от белого, если теряет свою любимую, любимого, способен вновь полюбить. И пусть в вашей жизни не будет таких трагедий, как в жизни лебедя из песни, текста. Влюбляйтесь, расставайтесь, ищите свою любовь!