Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 5 класса   Общеобразовательная программа, рекомендована Министерством образования РФ   Всего уроков - 204 ч. (из расчета 6 ч. в неделю).   Авторы учебника русского языка для 5 класса: Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Комисарова Л.Ю. Москва, «Просвещение», 2006 год. № Тема урока Кол-во часов Дата Язык – важнейшее средство общения (2ч +1ч) 1 Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь. 1   2 Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! 1   3 Р.р. Стили речи 1   Повторение изученного в 1 – 4 классах(17ч + 3ч) 4 Части слова. Однокоренные слова. 1   5 Орфограмма. Место ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа составлена для 5 класса средней общеобразовательной школы

и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент

Недельная нагрузка: 6 часов

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального планирования для образовательных учреждений РФ и на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы». Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение» 2006 год

АВТОРЫ: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

« Русский язык» в 5 классе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это основная цель программы.

Специальная цель: формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • Формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании)

  • Развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований)

  • Овладение нормами русского литературного языка

  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (т.е. осведомленность школьников в системе Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • Воспитание учащихся средствами данного предмета

  • Развитие их логического мышления

  • Обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку

  • Формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.)

СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

В школе изучается современный русский язык, поэтому программу школьного курса русского языка в 5 классе составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, пунктуации, а также сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию речи, формирование коммуникативных умений и навыков.

- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил, а также перечень орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса

Структура школьного курса русского языка в 5 классе

Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности

Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфемика и словообразование, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 17 часов. Это позволит мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучении я. Каждая тема завершается повторением пройденного.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия.

Основные направления работы по русскому языку в 5 классе:

  1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями

  2. Усвоение теоретических сведений

  3. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении фонетического разбора, морфологического, синтаксического и других видов работы

  4. Формирование навыков грамотного письма (через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами)

  5. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся)

  6. Развитие логического мышления и речи учащихся

  7. Овладение нормами литературного языка

  8. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

  9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме

  10. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок

Используемые средства обучения:

  1. Учебно- методический комплекс:

  • Г.Л. Богданова « Уроки русского языка в 5 классе» Издательство « Просвещение» Москва, 2008 год

  • Учебник « Русский язык 5 класс»под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Просвещение, 2008 год

  • И.В.Карасева « Поурочные разработки по русскому языку»

  • Библиотека « Первое сентября»

Межпредметные связи

При обучении русского языка использую тексты художественных произведений, Использую картины по развитию речи русских художников, опираясь на знания, которые получены на уроках изобразительного искусства.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса:

Учащиеся должны знать:

  • Определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения- синтаксически. Составлять простые и сложные предложения

  • Разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного

  • ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе


  • ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор

  • ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным материалом)

  • Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи

  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи

  • Пользоваться различными словарями

Использование приобретённых знаний

- при написании сочинений

- при выстраивании диалога и монолога

-при подготовке и сдаче ЕГЭ

А также при развитии коммуникативных функции, составлении деловых бумаг, развитии логики, мышления, интеллекта


Содержание программы по русскому языку для 5 класса.

Язык - важнейшее средство общения. (2+1)

Повторение пройденного в I-IV классах. (19+5)

I.Части слова. Орфограмма. Место орфограммы в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2, 3 лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква Ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили речи.

Знать: роль языка в жизни общества; единицы языка; виды общения; стили речи; характеристику звуков и букв; термин «орфограмма»; способы проверки написания безударных гласных корня; виды орфограмм в корне; написание и,у,а после шипящих; условия выбора ъ и ь; отличие предлога от приставки; об орфограмме-пробеле; основные признаки текста; различать стили речи; требования к написанию изложения; определение частей речи; о глаголе как части речи; условия выбора -тся и -ться; понятие широкой и узкой темы текста; условия выбора личных окончаний глагола; признаки имени существительного; признаки прилагательного; признаки местоимения.

Уметь: различать единицы языка; определять стили речи; характеризовать звуки и буквы; находить орфограммы в различных морфемах; подбирать однокоренные слова , учитывая значение слова; применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной; определять вид орфограмм (согласной) в корне слова; распознавать на письме ъ и ь; различать орфограмму- букву от орфограммы-пробела; строить текст; различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам; определять глагол как часть речи; определять спряжение глагола; применять правило «И-Е в окончаниях существительных»; уметь находить прилагательное в тексте; определять лицо местоимений; определять основную мысль текста.

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31 +5)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложения, текст.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания: знаки завершения в конце предложения, выделения и разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения; главные члены предложения; второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными

членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанные союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение; знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одно из разновидностей текста.

Знать: что изучает синтаксис и пунктуация; строение словосочетания, способы выражения грамматической связи в словосочетании; схему разбора словосочетания;

признаки предложения; требования к написанию сжатого изложения; виды предложений по цели высказывания; виды предложений по интонации; способы выражения подлежащего; способы выражения сказуемого; способы выражения подлежащего и сказуемого, об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым; отличие между нераспространёнными и распространёнными предложениями; способы выражения дополнения; способы выражения определения, роль определения в речи; способы выражения обстоятельства; опознавательные признаки однородных членов предложения; правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; что такое обобщающие слова, какова их роль в речи; определение понятия, об использовании обращения в речи; виды писем; порядок разбора простого предложения; порядок пунктуационного разбора; структурные различия между простыми и сложными предложениями, виды сложных предложений; порядок разбора сложного предложения; определение понятий «прямая речь», «слова автора»; что такое диалог, реплика;

Уметь: находить главную и зависимую части словосочетания;

определять способы выражения грамматической связи в словосочетании;

разбирать словосочетания; находить основу предложения; распознавать предложения по цели высказывания; распознавать предложения по интонации; излагать мысли на определённую тему; находить основу предложения; находить грамматическую основу предложения; ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами сущ. ; различать нераспространённые и распространённые предложения; находить дополнения в предложениях, разграничивать подлежащее и дополнение; находить определение в предложении, роль определения в речи; находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи; находить однородные члены предложения; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах; находить обобщающие слова, ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами; находить обращение в тексте, отличать обращение от подлежащего; оформлять письма; разбирать простое предложение; производить пунктуационный разбор простого предложения; различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания; производить синтаксический разбор сложного предложения; определять слова автора, прямую речь, составлять предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему;

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.

Фонетика. Графика и орфография. Культура речи. (13+3)

I.Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков на письме; алфавит. Орфоэпические словари. Рукописные и печатные буквы, прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е,ё,ю,я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор.

Правописание безударных гласных; звонких, глухих и непроизносимых согласных (повторение).

II. Умение произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных школьных словарях.

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Знать: что изучает фонетика; о различении гласных и согласных звуков; о позиционных чередованиях гласных и согласных; о различии твёрдых и мягких согласных, об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; отличительные признаки повествования; о различии звонких и глухих согласных; что изучает графика, обозначение звуков на письме, алфавит; об использовании ь для обозначения мягкости согласного, о написании сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ;

обозначение е, ё, я, ю двойных звуков; произношение звуков; запись звукового состава слова; порядок фонетического разбора.

Уметь: различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки; различать сильные и слабые позиции гласных и согласных; различать твёрдые и мягкие согласные; различать звонкие и глухие согласные; правильно называть буквы алфавита;

выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме; называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; записывать звуки слова.

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.

Лексика. Культура речи. (10 +2)

I.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Толковый словарь.

II. Умение пользоваться толковым словарём и словарём антонимов. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного членения его на части. Подробное изложение. Описание изображённого на картине.

Знать : определение понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова»; о многозначных и однозначных словах; прямом и переносном значении слова; чем отличаются омонимы от многозначных слов; определение синонимов;

признаки антонимов.

Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова»; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; различать прямое и переносное значение слова; употреблять слова в переносном значении;

находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов;

использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; подбирать антонимы, находить в тексте; воспроизводить

детали в описании предмета.

Контрольные мероприятия: изложение.

Морфемика. Орфография. Культура речи. ( 20+4)

I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в корне. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Правописание гласных и согласных о и а в корнях - лаг-лож-, - рoc-раст-. Буквы е и о после шипящих в корне .Буквы ы и и после ц. Орфографические словари.

II.Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и словообразовательными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Знать: отличие формы одного и того же слова, образование однокоренных слов; определение окончания; определение основы слова; определение корня; понятие о типе речи - рассуждении; определение суффиксов; определение приставки; о чередовании гласных и согласных звуков; о беглых гласных; о вариантах морфем, порядок морфемного разбора; о неизменяемых приставках; способ действия при выборе з-с на конце приставок; чередование а-о в корнях слов; правило выбора букв а-о в корнях с чередующими согласными; случаи чередования а-о в указанных случаях; способ выбора о-ё в корнях слов после шипящих; условия выбора и-ы в корнях слов после ц.

Уметь: отличать однокоренные слова и формы слова; определять грамматическое значение окончаний; выделять основу в слове; одбирать однокоренные слова; находить корень; строить высказывание - рассуждение на заданную тему; выделять суффиксы; выделять приставки; выделять корни с чередующими гласными и согласными звуками; выделять части слова с беглыми гласными; различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора; находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках; владеть способом выбора а-о в корнях -лаг-лож-; обосновывать выбор гласных в указанных корнях; обосновывать выбор о-ё в корнях слов после шипящих; обосновывать выбор гласных и-ы после ц.

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи. (52 +11)

Самостоятельные части речи. (1)

Имя существительное. (18 +4)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных; изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор имени существительного. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определён неверно ( например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т.д.).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Знать: самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении; о существительных одушевлённых и неодушевлённых; деление существительных на собственные и нарицательные; морфологические признаки имени существительного; о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов; о существительных, имеющих форму только множественного числа; о существительных, которые имеют форму только единственного числа; склонение и падежи имён существительных; правило выбора е-и в безударных падежных окончаниях существительных; особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; способ действия при выборе написания о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; опознавать существительные среди других частей речи; писать сочинения по картине; различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно их писать;

правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе его как части речи; определять род существительного; употреблять эти существительные в речи; употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени; определять склонение и падежи имён существительных; владеть способом действия при выборе орфограммы; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе; применять правило написания о-е после шипящих и ц.

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.

Имя прилагательное. (9 +3)

I.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.Изменение полных прилагательных по родам, падежам, числам, а кратких - по родам и числам.II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности данного жанра.

Знать: о роли прилагательного в речи; морфологические признак прилагательного; синтаксическую функцию в предложении; о согласовании прилагательных с существительными; условия выбора о-е в окончаниях прилагательных; грамматические особенности кратких прилагательных; план

морфологического разбора прилагательного.

Уметь: определять морфологические признаки прилагательного; синтаксическую функцию в предложении; правильно писать окончания прилагательных; правильно писать окончания прилагательных после шипящих и Ц; различать полные и краткие прилагательные; выполнять морфологический разбор прилагательного.

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.


Глагол. (24 +4)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределённая форма глагола на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола. I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующих гласных е и и в корнях глаголов -бер- бир-, -дер - дир-, -мер - мир-, -пер - пир-, -тер - тир-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки ( начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Знать: признаки глагола; правило написания не с глаголами; о неопределённой форме глагола; условия выбора написания -тся -ться в глаголах; способы образования видовых пар глаголов; о чередовании е-и в корнях; образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида;

производить пунктуационный разбор простого предложения; образование глаголов настоящего времени; способы образования форм будущего времени; способ определения спряжения глаголов; выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола; морфологические признаки глагола; о написании ь на конце глаголов 2-го лица; об употреблении времён.

Уметь: употреблять глаголы в речи с целью её обогащения; применять правило написания не с глаголами; различать глаголы в личной и неопределённой формах; владеть способом действия при выборе написания; применять изученные правила при написании диктанта; распознавать виды глаголов; применять способ действия при выборе орфограммы е-и; определять временные формы глагола; распознавать глаголы прошедшего времени; выбирать орфограмму перед суффиксом -л-;

определять грамматическое значение глаголов настоящего времени; употреблять эти глаголы в речи;образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола; владеть способом определения спряжения ; различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания; определять морфологические признаки глагола; выбирать орфограмму с шипящими на конце; употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом.






Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 5 класса


Общеобразовательная программа, рекомендована Министерством образования РФ


Всего уроков - 204 ч. (из расчета 6 ч. в неделю).


Авторы учебника русского языка для 5 класса:

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Комисарова Л.Ю.

Москва, «Просвещение», 2006 год.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Язык - важнейшее средство общения (2ч +1ч)

1

Ваш учебник. Язык - важнейшее средство общения. Язык и речь.

1


2

Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!

1


3

Р.р. Стили речи

1


Повторение изученного в 1 - 4 классах(17ч + 3ч)

4

Части слова. Однокоренные слова.

1


5

Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1


6

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1


7

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1


8

И, у, а после кипящих и ц.

1


9

Разделительные ь и ъ знаки.

1


10

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами

1


11

Р.р. Текст.

1


12

Самостоятельные и служебные части речи.

1


13

Р.р. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».

1


14

Систематизация и обобщение материала на основе изложения

1


15

Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание -тся и -ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.

1


16

Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа Р.р. Тема текста.

1


17

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.



18

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

1


19

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1


20

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1


21

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

1


22

Р.р. Основная мысль текста.

1


23

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (29ч+7ч)

24

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

1


25

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

1


26

Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.

1


27

Р.р. Подготовка к сжатому изложению.

1


28

Р.р. Написание сжатого изложения (по упр. 132)

1


29

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

1


30

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1


31

Грамматическая основа предложения.

1


32

Р.р. Написание сочинения «Памятный день».

1


33

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения

1


34

Главные члены предложения. Подлежащее

1


35

Главные члены предложения. Сказуемое.

1


36

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1


37

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1


38

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1


39

Второстепенные члены предложения. Определение.

1


40

Р.р. Составление связного текста по рисунку, картине, фотографии.

1


41

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1


42

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.

1


43

Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

1


44

Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

1


45

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1


46

Вводные слова и словосочетания.

1


47

Р.р. Письмо

1


48

Синтаксический разбор простого предложения.

1


49

Р.р. Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

1


50

Пунктуационный разбор простого предложения.

1


51

Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

1


52

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

1


53

Синтаксический разбор сложного предложения.

1


54

Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью.

1


55

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

1


56

Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1


57

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация.».

1


58

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


59

Р.р. Культура диалогической речи. Этикетные диалоги.

1


Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (15ч+3ч)

60.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

1


61

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

1


62

Сильные и слабые позиции звуков.

1


63

Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1


64

Р.р. Повествование.

1


65

Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.

1


66

Фонетический разбор слова.

1


67

Орфоэпия. Орфоэпические словари. Кубан. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка и их нарушения в кубанской диалектной речи.

1


68

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит.

1


69

Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

1


70

Р.р. Описание предмета.

1


71

Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1


72

Звуковое обозначение букв е, е, ю, я.

1


73

Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографический словарь

1


74

Р.р. Сочинение-описание картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками».

1


75

Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.». Кубан. Влияние диалектного произношения на правописание.

1


76

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика.».

1


77

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


Лексика. Культура речи (8ч+2ч)

78

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

1


79

Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

1


80

Омонимы.

1


81

Синонимы.

1


82

Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1


83

Антонимы.

1


84

Р.р. Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение (по упр. 367).

1


85

Толковые словари. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Лексика. Культура речи».

1


86

Контрольный диктант по теме «Лексика».

1


87

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


Морфемика. Орфография. Культура речи. (22ч +4ч)

88

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова.

1


89

Изменение и образование слов. Однокоренные слова.

1


90

Основа и окончание в самостоятельных словах.

1


91

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

1


92

Р.р. Сочинение на тему «Один из удачно проведенных вечеров…» (по упр. 378).

1


93

Корень слова. Его назначение в слове.

1


94

Р.р. Рассуждение в повествовании.

1


95

Суффикс, его назначение в слове.

1


96

Приставка; её назначение в слове.

1


97

Кубан. Ошибки в употреблении приставок и суффиксов, вызванные влиянием говоров.

1


98

Р.р. Изложение с изменением лица (по упр. 406,407).

1


99

Чередование гласных и согласных в слове.

1


100

Чередование гласных и согласных в слове.

1


101

Варианты морфем.

1


102

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

1


103

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

1


104

Правописание гласных и согласных в приставках.

1


105

Буквы З и С на конце приставок.

1


106

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-.

1


107

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - рос- - -раст-.

1


108

Буквы о - е после шипящих в корне.

1


109

Буквы и - ы после ц.

1


110

Р.р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 444).

1


111

Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

1


112

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

1


113

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


Морфология. Орфография. Культура речи.


114

Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

1


Имя существительное (20ч + 4ч)


115

Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

1


116

Р.р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

1


117

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1


118

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.

1


119

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

1


120

Р.р. Сжатое изложение (упр . 496)

1


121

Морфологический разбор имени существительного.

1


122

Род имен существительных.

1


123

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

1


124

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

1


125

Три склонения имен существительных.

1


126

Изменение имен существительных по падежам и числам.

1


127

Склонение имен существительных на -ия, -ий, -ие.

1


128

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

1


129

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных .

1


130

Р.р. Контрольное изложение. Подробное изложение с изменением лица. (по упр. 546).

1


131

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.

1


132

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.

1


133

Р.р. Элементы рассуждения в описании. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (упр. 544)

1


134

Правописание - о - е - после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1


135

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». Кубан. Кубанские диалектные особенности в употреблении рода, числа и падежных форм имен существительных, их преодоление.

1


136

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

1


137

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1


138

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


Имя прилагательное (12ч + 4ч)


139

Имя прилагательное как часть речи.

1


140

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

1


141

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1


142

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую

1


143

Р.р. Описание животного. Структура текста и стилистические разновидности данного жанра.

1


144

Полные и краткие прилагательные. Кубан. Особенности образования и употребления краткой формы имен прилагательных в кубанских говорах.

1


145

Р.р. Выборочное изложение (по упр. 587)

1


146

Полные и краткие прилагательные. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

1


147

Морфологический разбор имени прилагательного.

1


148

Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 599)

1


149

Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1


150

Изменение кратких прилагательных по родам и числам.

1


151

Р.р. Контрольное сочинение. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений (по упр. 606)

1


152

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

1


153

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1


154

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.

1


Глагол. (36ч + 6ч)

155

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении

1


156

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении

1


157

Правописание не с глаголами

1


158

Правописание не с глаголами

1


159.

Р.р. Рассказ. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля.

1


160

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).

1


161

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).

1


162

Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме.

1


163

Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме. Кубан. Ошибки в образовании инфинитива, возвратных глаголов, форм прошедшего времени глагола, вызванные диалектным окружением.

1


164

Совершенный и несовершенный вид глагола

1


165

Совершенный и несовершенный вид глагола

1


166

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.

1


167

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.

1


168

Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе).

1


169

Времена глагола. Прошедшее время глагола.

1


170

Времена глагола. Прошедшее время глагола.

1


171

Времена глагола. Настоящее время глагола.

1


172

Времена глагола. Настоящее время глагола.

1


173

Времена глагола. Будущее время глагола.

1


174

Времена глагола. Будущее время глагола. Кубан. Влияние диалектной речи на образование личных форм настоящего (простого будущего) времени глагола.

1


175

Контрольная работа по теме «Глагол»

1


176

Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы

1


177

I и II спряжение глагола.

1


178

I и II спряжение глагола.

1


179

I и II спряжение глагола.

1


180

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

1


181

Р.р. Рассказы по сюжетным картинкам.

1


182

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

1


183

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

1


184

Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам «Витин скворечник».

1


185

Морфологический разбор глагола.

1


186

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа

1


187

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа

1


188

Р.р. Сжатое изложение (по упр.701)

1


189

Употребление времен глагола.

1


190

Употребление времен глагола.

1


191

Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку»

1


192

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения.

1


193

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол"

1


194

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол"

1


195

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1


196

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта

1


Повторение (6ч + 2ч)

197

Разделы науки о языке.

1


198

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов.

1


199

Р.р. Подготовка к контрольному изложению.

1


200

Р.р. Контрольное изложение.

1


201

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1


202

Итоговый контрольный диктант.

1


203

Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта

1


204

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1





Контрольных диктантов - 9 Сочинений -16

Словарных диктантов - 9 Изложений - 9









Методическая литература:

  1. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 кл. Журнал «Русский язык в школе».

  2. Примерное планирование по русскому языку для 5 кл. ОИУУ, 2007 г

  3. Г.А Богданова. Уроки русского языка в 5 кл.

  4. Г.А. Богданова Тестовые задания по русскому языку ( 5 класс).

  5. И.В.Карасева Поурочные планы по русскому языку в 5 классе.

  6. Л.А.Ходякова, Л.И.Новикова, Е.В.Кабанова. Сочинение по картине в 5 классе (Методическое пособие).


© 2010-2022