Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие

Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте; развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность; воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре. Оборудование: компьютер, учебник, сигнальные карточки, мишень. ХОД УРОКА I.Организационный момент.   Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие) А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

  • дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;

  • развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

  • воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • компьютер,

  • учебник,

  • сигнальные карточки,

  • мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

  • Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)

  • А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники . Все готовы ?

  • Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

  • Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)

  • Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?

  • Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

  • Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил :

  1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.

  2. Не выкрикивать.

  3. Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

  • Первый остров , на который мы попали, состоит из шести частей.

  • Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

  • Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

  • А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

  • Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

  • Следующая страна острова - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи ?

  • Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное - это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

  • Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

  • А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова : слышать, читать, рисовать..

  • Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

  • К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы - синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

  • Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

  • Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

  • Посмотрите, опять криптограмма :

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

  • Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

  • Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

  • Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

  • Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

  • Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

чие

ре

  • Попробуем его разгадать. Отлично, это слово - наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

  • А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый -красиво

Низ -внизу

Правый -направо

Близкий - близко

  • Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

  • Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

  • Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

  • Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

  • А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

  • Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи ?

  • Союз - часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

  • Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

  • А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

  • Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

  • А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех! Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух , не вызвали!

  • Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

  • А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

•Урок наш закончен , и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень - на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый - те кто не совсем все понял, и на синий - те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Выводы

На мой взгляд, данный урок способствовал:

- формированию целостного представления об Олимпийских играх;

- развитию познавательной активности учащихся;

-формированию интеллектуально-активной компетентности посредством активизации различных каналов поступления информации;

- развитию рефлексии.

Эффективность достижения целей урока соответствует оптимальному уровню.



© 2010-2022