- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие
Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Паперман М.В. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.
Цель урока:
-
дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;
-
развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
-
воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.
Оборудование:
-
компьютер,
-
учебник,
-
сигнальные карточки,
-
мишень.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
-
Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)
-
А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники . Все готовы ?
-
Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).
II.Объявление темы и цели урока.
-
Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)
-
Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?
-
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
-
Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил :
-
Отвечая на вопросы, поднимать руку.
-
Не выкрикивать.
-
Не мешать другим отвечать на вопросы.
III.Изучение нового материала.
1.Самостоятельные части речи
1.Имя существительное
-
Первый остров , на который мы попали, состоит из шести частей.
-
Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)
Имя существительное
12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;
-
Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
-
А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.
-
Молодцы! Смотрите, появилось первое название.
2.Имя прилагательное
-
Следующая страна острова - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи ?
-
Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное - это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.
В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.
-
Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.
3.Глагол
-
А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова : слышать, читать, рисовать..
-
Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
-
К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы - синонимы и запишите их:
Смотреть -…, сказать -… , желать - ….
4.Имя числительное
-
Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
-
Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.
Физкультминутка.
5.Местоимение
-
Посмотрите, опять криптограмма :
Местоимение
4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;
-
Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:
Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.
-
Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
-
Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.
Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.
-
Вот и пятое название открылось.
6.Наречие
-
Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!
чие
ре
-
Попробуем его разгадать. Отлично, это слово - наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.
1. Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
-
А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:
Красивый -красиво
Низ -внизу
Правый -направо
Близкий - близко
-
Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)
2.Служебные части речи
1.Предлог
-
Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
-
Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.
Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинки … окне,
Зайчик бегает … парте
И … карте, …стене.
-
Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.
Физкультминутка.
2.Союз
-
А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений
Дети ходили в лес за ягодами и грибами.
Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.
-
Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи ?
-
Союз - часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
-
Придумайте и запишите предложение с союзом и или а
3.Частица
-
А эти жители страны сами говорят за себя.
Мы, - промолвили частицы, -
Можем с каждым подружиться,
Выражаем утвержденье,
Отрицание, сомненье.
Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ
-
Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.
Нам интересно название второго острова.
-
А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)
3.Междометие
•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.
Сердце так и гложет страх. Ах!
Ох, не помню, как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех! Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог. Ох!
Ух, захватывает дух.
Ух! Ах, эх, ох.
Ух , не вызвали!
-
Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.
IV. Закрепление изученного материала.
-
Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
-
А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.
V.Подведение итогов урока. Релаксация.
•Урок наш закончен , и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень - на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый - те кто не совсем все понял, и на синий - те, кто ничего не понял на нашем уроке.
Выводы
На мой взгляд, данный урок способствовал:
- формированию целостного представления об Олимпийских играх;
- развитию познавательной активности учащихся;
-формированию интеллектуально-активной компетентности посредством активизации различных каналов поступления информации;
- развитию рефлексии.
Эффективность достижения целей урока соответствует оптимальному уровню.