Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М. Горького «Челкаш»)

Учебник-хрестоматия: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс, в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010. Урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать, а также находить необходимые факты и эпизоды в тексте, уметь проводить анализ ключевых эпизодов повести, прививаются правила че...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Челкаш и Гаврила - жертвы капиталистического мира?

(По рассказу М.Горького «Челкаш»)



Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинского района

Класс: 7

Урок: традиционный.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

Ход урока:

  1. Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.


  1. Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

- Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

- Как поняли фразу - первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

- Гавань - это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

- Обсуждение получившегося. - Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

- Почему такая картина рисуется автором в самом начале рассказа, в прологе?

- Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, - творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они - нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

- Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

- Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

- Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие, босяки. Как понимаете?

- Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

Гришка Челкаш

Линии сопоставления

Гаврила

Портрет

Черты характера

Речь

Занятия

Отношение к другим

Отношение других

- В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа - Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

- Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

- Что ждёте от рассказа дальше? Предположите дальнейшие события. Почему два героя, а рассказ назван именем одного из них? Вспомните ваш анализ заголовка в начале разговора, что изменилось?


  1. Часть 2. самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

- О чём эта часть?

- Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

- Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

- Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?


  1. Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш - вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему - отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

- Но что же дальше? Рассказ не закончен. Значит, Горького интересовало что-то другое. Прогнозируйте дальше (соре всего - делёж денег). Как думаете, как Челкаш поделит деньги?

- Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

- Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

- Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

- Как думаете, что будет дальше? Что, по-вашему, так «корчит» Гаврилу?

2) до слов «… Дай ты их мне!»

- Ожидали такое?

- Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

- Как, думаете, поступит Челкаш?

3) до конца рассказа.

- Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

- Почему автор так делает: вора и преступника Челкаша делает благородным, а Гаврилу, на первый взгляд, правильного и послушного, подлецом? Что волнует Горького? Над чем заставляет нас задуматься?

- И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

5. Выводы.

- Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

- Над чем заставил задуматься автор?

- Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила - жертвы капиталистического мира?

- С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение - с.228 вопрос В 10; 3) по желанию - синквейны.

Синквейны

Челкащ.

Смелый, независимый.

Ворует, гуляет, не боится.

Любит свободу и независимость.

Босяк.

Челкащ.

Смелый, благородный.

Ворует, развлекается, не работает.

Ради денег не унизится.

Преступник.

Гаврила.

Завистливый, жадный.

Боится, обманывает, унижается.

Ради денег готов на всё.

Подлец.

Гаврила.

Жадный, непредсказуемый.

Подчиняется, боится, унижается.

Готов предать и даже убить.

Жертва денег.




Кластеры

Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М.Горького «Челкаш»)Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

[[[[




Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

«ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

«СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»



Урок на тему «Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?» (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

© 2010-2022