Разработка урока по русскому языку Активные процессы в современном русском языке

Урок "Активные процессы в современном русском языке" представляет собой семинарское занятие по проблемам,  происходящим в русском языке на современном этапе развития общества и в историческом плане. В основу урока положены научно - исследовательские работы обучающихся по изучению современного и исторического лексического материала в большей мере в молодежной среде: упрощение языка, демократизация, насыщение речи жаргонной лексикой и нецензурными словами. В итоге занятия вырабатывается ученическо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Активные процессы в современном русском языке».

Цель: * рассмотреть основные аспекты изменения современного русского языка;

* определить, к совершенствованию или деградации языка ведут данные процессы.

* повышать культуру речевого общения.

Содержание урока:

Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый нестандартный урок русского языка - разговор о самом русском языке.

Слайд №1

В народе говорят : ( название слайда)-читаю

Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем высказывания, стихотворения наших замечательных поэтов и писателей, «постреляем» пословицами и поговорками . Вы получали опережающее домашнее самостоятельное задание.У кого есть заготовки?

Ученица:

У меня стихотворение горца Абдуллы с Кавказа о нашем русском языке.

Учитель: Действительно, стоит выучить наш русский язык, ведь это язык Пушкина, Толстого, Горького.

(Слайд№2)-читаю

Народная мудрость гласит: (Слайд №3)-читаю

Задание на смекалку:(Слайд№4)

---------------на этом же слайде -ученица

NB! -Шефнер

Учитель: Сколько информации о словах и русской речи содержится в разных видах слроварей-внимание на выставку-среди них толковые, орфографический и другие-специальные…..Все они есть в нашей училищной библиотеке.В них-все богатство русского языка.Изучайте!

Но почему нас предупреждают о том, чтобы не оскудела наша речь?

(Слайд№5) Тургенев призывал нас еще в 19 веке -читаю

Вопрос: От чего беречь?---------

-И все это происходит в нашем современном русском языке.

Учитель: Запишите дату и тему урока:(Слайд№6)-читаю.

(Слайд№7)-читаю.цели

(Слайд8)-читаю

-Задание:По моей лекции делайте краткие записи основных положений.

- В последние десятилетия состояние русского языка вызывает много споров: оно нестабильно и не поддаётся однозначной оценке, равно как и события, происходящие в обществе… Журналисты и публицисты, политики и обычные граждане, постоянно сталкивающиеся с языковыми катаклизмами, активно дискутируют на тему состояния родной речи. Одни ратуют за "очистку" языка от иноязычных заимствований, просторечных и жаргонных словечек, заполонивших в последнее время не только разговорную речь, но и средства массовой информации. Другие считают этот процесс полезным для языка, делающим последний разнообразнее, доступнее, выразительнее. Третьи бьют тревогу по поводу вопиющей неграмотности и речевых ошибок не только в повседневной речи, но и в публичных выступлениях, печатных изданиях.

Что происходит с русским языком? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно осмыслить всё то, что происходило и происходит в нашем обществе.

Наметим пути исследования активных процессов в современном русском языке.

(Слайд№9)- Нам необходимо осветить следующие процессы: -схема-комментирую

-А теперь подробнее-(Слайд№10)-

Самые видимые изменения в языке - изменения условий его функционирования.

Вопрос:А какие функции выполняет язык? (говорение,письмо общение,сообщение…)-----

Раскрепощение языка - признак нашего времени-времени революционных перемен, перестроек и переворотов.Понимание свободы как вседозволенности вызвало желание исключить нормативность и изящество речи. Но не стоит подменять раскованность распущенностью и вседозволенностью! С тревогой наблюдаем мы пришедшую плеяду непрофессиональных теле- и радиожурналистов, общественных деятелей и даже политиков, калечащих наш язык и засоряющих его непристойными выражениями. Языковые монстры "нАчать", "слазь с трибуны", многочисленные "пи-и-и" в передачах радио и телевидения заполнили наш речевой эфир.

Публичная речь стала действительно публичной: митинги, собрания, средства массовой информации приобщили к публичной речи широкие массы населения. Изменился и сам характер публичной речи: люди стали смело говорит "не по написанному". За непринужденность язык расплачивается проявлениями бескультурья, невежества, потоком речевых и орфографических ошибок!

Один из известных мастеров русской речи сетовал:

(Слайд№11)-читаю.

Вопрос:А как правильно?

-В чем тут дело?

-Для этого есть правила произношения и прописаны они-(орфоэп. Словарь)-----------

(Слайд№12)-читаю

-Внимание(Слайд№13)-! Выполните задание:

читаю задание -ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА ВСЛУХ!-по слову по рядам

(Слайд№14)-читаем в исправленном виде.

Вопрос:У кого были ошибки?Поднимите руки..

(Слайд№15)

Задание: Составьте 2 - 3 словосочетания с этими словами.

-Зачитайте словосочетания… ( Внимание на ошибки произношения.)

А вот вам следующий вопрос:

(Слайд№16)-читаю.

(Слайд№17)

- Итак-Второй аспект исследования - построение текста.

А какие СЛОВА приходят в тексты русского языка на современном этапе его развития?

-Жаргон, просторечие, разговорная лексика, всё то, что до 90-х годов практически не употреблялось в средствах массовой информации, т. е. было запрещено. По отношению к нейтральному уровню русского языка эти элементы характеризуются своей "сниженностью".Наступило время резкой активизации просторечной лексики и жаргона.

- В результате перестройки произошла криминализация общества, что привело к криминализации речи, к повальному распространению у нас уголовно-блатного жаргона или, так называемой, фени. "Феню" изобрели не только для того, чтобы понимали сказанное лишь посвященные, то есть кто "в законе". Кто-то неглупый понял: заменить привычные слова иными - значит нарушить сигнализацию. Не отзывается сердце, ум, тело страхом, состраданием на: "Замочил Егора, он жмурик..."-------- - Ну а "Убил подставного парня, мертв..." - согласитесь, если это коснулось вас и впервые - реакция другая.- И сыплется на нас из СМИ нечто, похожее на содержимое мусорного ведра: кто-то кому-то "отфигачил", что-то где-то "хряпнули", да так, что все "очумели" и "башню сорвало", как после "крупного наезда", а оказалось, это просто "братву колбасит".-Понятно выразилась?

-И это все вместе с разговорными лексикой и просторечиями называют демократизацией языка.-то есть народностью.Так что же , у нас весь народ криминализирован?-Конечно-нет!---Дермократизация это!

Попробуйте понять выражение одного из лихих парней еще начала 20-ого века:

(Слайд№18)-Не хочется даже читать- язык ломать

.Вопрос:Что это за выражения?На каком языке изъясняется этот парень из подворотни?-- читаю

-Обратите внимание, что все эти элементы речи (просторечие и жаргонизмы) находятся за рамками литературного языка.

(Слайд№19)

- Молодёжный жаргон(а современнее он называется СЛЕНГ)всё больше выходит за свои пределы и охватывает всё более и более широкие слои нашего населения. Одни молодые люди употребляют свои жаргонные словечки, другие - свои. Недаром людям пожилого и среднего возраста трудно понять нынешнюю молодежь: вместо того, чтобы объединять поколения, жаргон их разъединяет" .

Вопрос:-А как по вашему, Опасен ли для языка такой мощный поток сниженной лексики?

---------(щелк)-читаю.

Учитель:

-А вот вам творческая работа-(Слайд№20)-читаю.

(Слайд№21)-выполняем задание --------NB!-проверка задания…(заимствованные-исконно-русские,склоняемые - несклоняемые(неизменяемые)

-А мы исследуем процесс построения текста-создайте хотя бы элемент текста-составьте предложение с одним из несклоняемых слов, записанных сейчас вами.---(проверяем-зачитываем)

-Иноязычных слов очень много в нашем лексиконе.В разные исторические моменты из многих стран попадали они в русскую речь, « обрусели»,но, как правило, остались для нас неизменяемыми.А мы при построении предложений все стараемся применить к ним русские правила согласования.Отсюда и «кофе холодное» и «отдыхал в СочАх».Кстати, а как надо сказать это?

Учитель: Давайте послушаем стихотворение детского поэта-известного юмориста Аркадия Хайта…-пожалуйста,Юля……

.

Учитель:-Ну, и третье направление- это

(Слайд№22)-читаю заголовок

-Пользоваться огромным количеством иноязычных слов небезопасно: вы рискуете попасть в неловкое положение!

«Зима! Пейзанин, экстазуя, ренувелирует шоссе!» А до «перевода» это были строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»...

Вопрос:-Кто их вспомнит?

- Замечу лишь, что эту пародию сочинил в начале XX века русский поэт И. Северянин… Это к нашему разговору о том, что опасность вульгаризации языка - явление не новое!

-Современные исследователи русского языка озабочены проблемой влияния мобильных сообщений на письменный язык. Растущая популярность SMS и других мобильных сообщений несёт в себе угрозу стандартам письменного языка, и в первую очередь эта проблема затрагивает школьников. Современные школьники осваивают SMS-язык быстрее, чем "великий и могучий". Я думаю и вы без труда прочитаете это сообщение------------читаем.

Больше всего волнует то, что в SMS повсеместно встречаются ошибки: "фонетическая" орфография ("как слышится, так и пишется"), практически отсутствует пунктуация, уже сформировался своего рода жаргон, далёкий от литературного языка. Но хорошо ли это?

(Слайд№23)- Мат. Матерщина.

-Как отмечают историки, за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно.

Матерщина живёт и процветает до сих пор. В чём феномен матерщины? Почему она так живуча? Ответ напрашивается сам собой: она обладает богатейшими эмоционально-экспрессивными возможностями.

Подобно тому, как многие люди не могут обходиться в своей речи без таких слов-паразитов, как "значит, ну, типа, как бы, это самое" и т.п., многие люди в качестве "смазки" для своих ржавеющих мозгов, производящих речь, используют матерщину.

Привлекательность матерной лексики в этой функции состоит в том, что она выступает как средство, позволяющее сблизиться друг с другом самым разным людям. Очевидно, с помощью этой функции подростки внедряются в мир взрослых, а также и в мир своих сверстников.

Мат позволяет людям дистанцироваться друг от друга, заявлять о своей независимости от кого-либо.

Именно эту функцию имел в виду Владимир Даль в своём словаре. Он определял матерщину как "похабную, непристойно мерзкую брань".

(Слайд№24)-читаю.

-Что ж, пора подвести итог.

Вопросы:

-Какова была тема нашего урока?

-Какие же основные процессы происходят сейчас в русском языке?

-К совершенствованию или к деградации языка это ведет?

-После нашего сегодняшнего исследования современного русского языка нам надо прийти к какому-то решению-

-Поэтому я предлагаю вам своеобразное

языковое -- (Слайд№25)-кредо читаю.

-Принимаете закон?

Оценки за урок…

-Ну, и раз у нас сегодня нестандартное занятие - домашнее задание тоже такое:

-Провести и оформить исследовательскую работу по изучению современного молодежного сленга.

Урок окончен.


© 2010-2022