- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Ктп по русскому языку УМК Гармония
Ктп по русскому языку УМК Гармония
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дюбенко Е.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ п/п | № | Тема урока | Основное содержание | УУД | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные | План | Факт | ||||
Морфология Каждое слово - часть речи | |||||||
1 | 1 | Знакомство с частями речи. | Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи. | Умение пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи (в частности, местоимений). | Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения. |
|
|
2 | 2 | Знакомство с личными местоимениями. Знакомство с названиями слов- помощников. | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании местоимений, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями. | Читать учебный текст, понимать его содержание, завершать отдельные предложения. Обдумывать заданные вопросы, предполагать ответы на них и проверять предположения по учебнику; находить в учебном тексте новые сведения. |
|
|
3 | 3 | «Части речи все нужны!» Части речи все важны!» Изложение: обучение рассказу о словах. | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. Строение текста. | Умение строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других. Анализировать строение текста и выбор языковых средств. Воспроизводить текст определённой тематики после проведённой подготовки; проверять и улучшать написанное. | Понимать задаваемые вопросы и отвечать на них. Анализировать и оценивать правильность употребления средств языка в речи, ясность выражения мысли; использовать освоенные способы устранения и предупреждения речевых недочётов. Делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её. |
|
|
4 | 4 | Слово и его формы. Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного и прилагательного. | Начальная форма глагола имени существительного и прилагательного. | Ставить вопросы к словам; ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму (первичное освоение). Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления в текстах. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных задач. Выполнять каждую необходимую операцию и всю последовательность действий.
|
|
|
5 | 5 | Закрепление изученного. Диктант. | Контроль и оценка полученных знаний. | Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, использовать приём письма с «окошками», проверять написанное. | Осуществлять самоконтроль, находить ошибки как в способе действия, так и в результате, вносить коррективы. Читать информацию учебника, выделять новые сведения, понимать информацию поданную в схемах; понимать инструкции, представленные в словесной и схематической форме, выполнять их. |
|
|
6 | 6 | Сравниваем части речи. Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; Изменение по родам глаголов | Род имён существительных. Выбор окончаний в именах прилагательных. | Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов, изменять слова, конструировать предложения. | Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию. |
|
|
7 | 7 | «Как ещё могут изменяться слова?» Названия падежей и их вопросы. | Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. | Устанавливать связи слов, изменять слова, конструировать предложения. Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.
| Осознавать различные закономерности, правила, находить им подтверждение в текстах. Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, подводить под понятие, конструировать, классифицировать, группировать. |
|
|
8 | 8 | «Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем». Закрепление изученного. | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.
| Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома. |
|
|
9 | 9 | Глагол как часть речи. Знакомство с системой времён глагола. Как изменяются глаголы? | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. | Умение пользоваться всем комплексом орфографических умений. Устанавливать связи слов. Характеризовать глаголы по освоенным признакам. | Умение под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. |
|
|
10 | 10 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. Закрепление изученного. | Изменение глаголов по временам.
| Умение выявлять глаголы по освоенным признакам, характеризовать и сравнивать их формы. | Умение подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте. |
|
|
11 | 11 | Как отличить глагол от других частей речи? Поговорим о начальной форме глагола. | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. | Умение распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте.
| Умение понимать и принимать учебную задачу. Планировать (в коллективной деятельности) общий способ действия для решения конкретной языковой задачи, понимать его фиксацию в схематичной форме; на основе модели словесно воспроизводить способ действия и практически выполнять его; использовать речь для регуляции своих действий. |
|
|
12 | 12 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме. Нахождение неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть | Распознание неопределенной формы глагола. Правило о написании Ь. | Умение распознавать неопределённую форму глагола и применять правило о написании ь; пользоваться словарём учебника для выяснения и запоминания букв гласных в суффиксах глаголов.
| Умение осуществлять коллективные целенаправленные наблюдения, анализ, делать умозаключения, выводы; проводить сравнение, группировку, преобразования, вести рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить примеры различных явлений в тексте. |
|
|
13 | 13 | Размышляем о прошедшем времени. Использование глаголов прошедшего времени в речи. | Работа над правильным написанием глаголов прошедшего времени. | Умение наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами. Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность. | Умение осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
|
|
|
14 | 14 | Из прошлого - в настоящее. Определение и образование форм глагола. | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. | Умение использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности. | Умение понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. |
|
|
15 | 15 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
| Распознавание глаголов будущего времени и их изменение. («Из настоящего - в будущее»). | Умение применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами. | Умение участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения. |
|
|
16 | 16 | Закрепление изученного. Диктант. | Обобщение полученных знаний. Правописание окончаний и суффиксов в глаголах прошедшего времени. | Умение использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности. | Умение проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения. |
|
|
17 | 17 | Изложение с изменением лица. Изложение текста-воспоминания. | Написание изложения. | Умение письменно (после коллективной подготовки) подробно пересказывать текст, внося в него требуемые изменения и сохраняя другие особенности оригинала. | Умение понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои практические действия и переводить их в словесную форму. |
|
|
18 | 18 | Какие части речи тебе знакомы? Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное? | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. | Умение анализировать слова как части речи, строение слов; понимать значения, передаваемые некоторыми суффиксами и окончаниями (простые случаи). | Умение ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Умение планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. |
|
|
19 | 19 | Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола? | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть | Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выполняя правила речевого поведения. Самостоятельно читать материалы учебника, извлекать информацию, следовать инструкциям.
| Умение читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. |
|
|
20 | 20-21 | Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам? Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи. | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. | Умение применять освоенные правила письма, выполнять предписываемые ими действия.
| Умение проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. |
|
|
21 | 22 | Ещё об одной опасности письма. | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | Умение осознавать сущность понятия «орфограмма», по освоенным признакам обнаруживать орфограммы, в том числе ранее неизвестную. | Умение участвовать в общей беседе, искать ответ на поставленный вопрос, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. |
|
|
22 | 23 | Создание рассказа по картинкам. | Создание рассказов.
| Умение письменно пересказывать текст и создавать небольшие тексты повествовательного характера на основе разных источников; после записи улучшать текст. | Умение пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства. |
|
|
23 | 24 | Что ты знаешь о предложении? Как слова- части речи становятся членами предложения? | Повторение изученного о предложении. Знакомство с понятием «член предложения» | Умение различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения, осознавать главные члены как основу предложения. | Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка: становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему. |
|
|
24 | 25 | Зачем нужны другие члены предложения? Устанавливаем связи слов. Закрепление изученного. | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения. | Умение применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
| Умение осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; осознавать возможность решения некоторых задач различными способами. |
|
|
25 | 26 | Диктант, проверочная работа. | Обобщение полученных знаний. | Умение различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения, осознавать главные члены как основу предложения. | Умение соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря. Умение создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывать особенности жанра. |
|
|
26 | 27 | Создание текстов изобразительного характера. Вспоминаем об именах. | Повторение изученного об именах. Создание текста различных видов. | Умение выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи. | Формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
|
|
27 | 28 | Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных. О значении имён прилагательных. | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». | Умение применять орфографическое правило правописания безударных гласных в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже; выполнять всю необходимую для этого последовательность действий.
| Умение читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму. |
|
|
28 | 29 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | Памятка анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | Умение определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного имени прилагательного).
| Умение классифицировать слова по заданным признакам, группировать их; действовать по алгоритму, подводить под понятия. |
|
|
29 | 30 | Снова о мягком разделительном знаке. | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение. | Определять наличие орфограммы и пользоваться новым орфографическим правилом: правописание ь в после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже.
| Умение участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. Высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников. Умение задавать вопросы и отвечать на вопросы других. |
|
|
30 | 31 | Учимся правильно употреблять слова. | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». | Умение стараться соблюдать нормы литературного языка. Пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи. | Умение письменно пересказывать и создавать тексты освоенных жанров, выражать свои мысли и чувства, пользоваться средствами языка с учётом задач речи. |
|
|
31 | 32 | Расскажи другим весеннюю сказку. Наблюдаем за облаками. | Изложение: обучение правильности и точности речи. | Умение осознавать тему и главную мысль текста, понимать его строение, выбор языковых средств. Умение письменно пересказывать текст, осознанно сохраняя особенности оригинала. Применять все орфографические умения. | Умение читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму.
|
|
|
32 | 33 | Весна, весною, о весне. | Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать правила речевого поведения. | Формирование представления о богатых возможностях русского языка; становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему. Осознание необходимости вдумчивого отношения к своей речи, контроля за её качеством. |
|
|
33 | 34 | Загадочное предложение о глокой куздре. | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. | Умение понимать тему текста, словесно выраженную главную мысль, обдумывать строение текста, пользоваться при пересказе и создании своего текста планом и ключевыми словами. | Умение понимать инструкции и следовать им в практической работе. Умение выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы. |
|
|
34 | 35 | Что ты знаешь о словах? Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. | Обучение пользованию словарями | Умение пользоваться знанием алфавита; использовать при письме красную строку. Различать в слове два значения: лексическое и грамматическое; определять по окончаниям слов их грамматические значения. | Умение находить в материалах учебника, в том числе в словарях, на справочных страницах, необходимую информацию, использовать её в практических целях. Понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму. |
|
|
35 | 36 | Ещё немного из истории слов. Написание изложения. | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений. | Умение соотносить слова с их грамматическими моделями; подбирать к моделям слова. Различать понятия «части речи» и «члены предложения», устанавливать связи слов, определять необходимые грамматические признаки. | Умение осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; осознавать возможность решения некоторых задач различными способами. |
|
|
36 | 37 | Снова проверяем свои умения. | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе. | Умение характеризовать предложения по освоенным параметрам. Обнаруживать орфограммы (в зрительно и на слух воспринимаемом тексте), определять их разновидности, соотносить с правилами, применять изученные правила. | Умение участвовать в общей беседе, в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. |
|
|
37 | 38 | Итоговая контрольная работа. | Контроль и оценка знаний. | Умение разграничивать освоенные и неосвоенные орфограммы; использовать приём письма с «окошками» как средство осуществления самоконтроля по ходу письма. Умение проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку. | Умение высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их. Осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от ситуации общения. |
|
|
38 | 39 | Оцениваем, описываем, повествуем. | Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».
| Умение участвовать в коллективном общении на уроке, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться понимать чужую точку зрения; соблюдать правила речевого поведения.
| Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. |
|
|
39 | 40 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.
| Построение текстов-описаний. | Умение понимать тему текста, содержание иллюстраций, осознавать словесно выраженную автором главную мысль; раскрывать тему в своём тексте и проводить в нём основную мысль. | Умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои речевые действия, осуществлять их по намеченному плану; фиксировать отдельные операции схематически; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. |
|
|
40 | 41 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки.
| Работа над основной мыслью текста. | Умение озаглавливать части текста, составлять план. Умение различать повествования и описания предмета; выделять предложения со значением оценки, осознавать их роль в тексте, использовать их в создаваемых текстах. | Умение под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка, размышлять над ними, извлекать из них определённую информацию. |
|
|
41 | 42 | Словами рисуем действия. | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. | Умение улучшать созданные или пересказанные тексты, повышать их выразительность. Письменно создавать речевые произведения различных освоенных жанров.
| Умение осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, классификации; подводить факты речи под определённые понятия; проводить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения. |
|
|
42 | 43 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника. | Особенности словесных этюдов, их создание на основе картинок учебника. | Умение использовать при письме весь комплекс орфографических умений, в том числе осуществлять самоконтроль по ходу записи, применяя приём письма с «окошками», осуществлять проверку написанного, при необходимости вносить исправления. | Умение участвовать в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила речевого поведения. |
|
|
43 | 44 | Я умею писать… | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. | Умение письменно на основе различных источников (серии рисунков, картин, личных наблюдений) создавать небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки. | Умение осознавать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств, построения предложений) от задач и ситуации общения. |
|
|
44 | 45 | Совершенствование речевых умений. Перелистывая учебник… | Повторение изученного за год. | Умение систематизировать, проверять и оценивать приобретённые умения по различным разделам курса. Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, пользоваться различными словарями и справочными материалами учебника. | Умение находить в материалах учебника необходимую информацию, использовать её для решения практических задач. Умение участвовать в совместной деятельности, в групповой работе. Формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы других. |
|
|