Выступление на педагогических чтениях (город Воронеж)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Митрофановские церковно-исторические чтения.

Программа секции «Традиция и новации в современном образовательном пространстве России».

Учитель русского языка и литературы Шабанова Надежда Николаевна.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнедевицкая средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

с. Нижнедевицк

396887 Воронежская область, Нижнедевицкий район,с. Нижнедевицк, ул. Луговая, д.1

Тел. 84737051152

Тема выступления « К вопросу о духовно-нравственном потенциале уроков литературы: метод аналогии.»

« К вопросу о духовно-нравственном потенциале уроков литературы:

МЕТОД АНАЛОГИИ»

Основным методом приобщения выпускника к библейским сюжетам в контексте уроков литературы является метод аналогии. Аналогия (гр. analogia - сходство, соответствие)1 является важнейшей формой мышления в научном поиске и выступает как один из методов исследования. Под традиционными аналогиями понимается система взглядов ученых на данное определение, изложенная в наиболее распространенных учебниках по логике (Кондаков Н.И., Жеребкин В.Е. и др.). Модельные аналогии - это умозаключения о переносе информации от модели к прототипу (по А.И. Уёмову).

Необходимым условием рассуждений по аналогии выступает операция сравнения, которая относительно аналогии является средством установления искомой аналогии для более глубокого проникновения в изучаемый объект. Умение находить сходство, глубоко скрытое за внешним различием - одно из необходимых качеств мышления, но и научить видеть такое сходство - одна из целей преподавания, если оно стремится быть целостным.

В аналогии сосредоточены большие дидактические возможности. Так, объяснительная характеристика аналогии заключается в том, что путем создания иллюстративных аналоговых моделей можно добиться конкретного представления изучаемого материала, а поисковая характеристика заключается в том, что с помощью аналогии приобретаются новые знания, она содействует выдвижению гипотез, предположений, укреплению единиц усвоения. Находясь между собой в диалектической взаимосвязи, эти характеристики дают более полное представление об аналогии как о целостном явлении. Аналогия, как видим, может служить и методом учебного познания, и дидактическим приемом, при этом не нарушая принципов обучения.

Основным условием приобщения выпускников к духовно-нравственному потенциалу Библии является глубокое знание основных библейских сюжетов учителем. О чем предупреждали святитель Феофан Затворник и епископ Антоний Сурожский. Оно достигается, во-первых, систематическим прочтением того или иного отрывка Библии и, во-вторых, учетом всех уровней понимания конкретного сюжета Библии (от простого пересказа событий - до осознания сакрального, духовного смысла).

Составляя календарно-тематическое планирование по литературе, обязательно обращаюсь к библейскому сюжету, аналогичному изучаемому произведению как отечественной, так и зарубежной литературы. Тем самым реализуется совет С.Е. Шамаевой: «…суметь «протянуть ниточку» от литературного произведения к Книге Книг».

Кроме того, важным принципом духовно-нравственного воспитания средствами уроков литературы является соответствие тематического планирования православному календарю. Каждодневное ведение уроков даёт мне также возможность не проходить мимо традиционных православных праздников. Я кратко знакомлю детей с праздниками, а нередко и сами дети рассказывают историю возникновения праздника, так как многие посещают воскресную школу. Эти короткие минуты приковывают внимание детей, даже самых непослушных, и также приобщают к Православию.

С момента начала моей педагогической деятельности православие всегда присутствовало на моих уроках. Иначе и быть не могло. Классическая русская литература поднимает все те темы, которые лежат в основе Православной культуры. Поэтому мои педагогические наработки, наблюдения разных лет так или иначе связаны с темой веры. Они и дали основу для моего маленького эксперимента.

Смысл моего эксперимента заключался в следующем.

Я работаю в сельской школе, где численность учащихся в классе от 10 до 20. В 2007 году я взяла 5 класс, в котором было 22 ученика. На уроках литературы в разделе «внеклассное чтение» из года в год я включала произведения духовно-нравственного содержания (Произведения Б.Ганаго, Лидии Чарской, Варнавы Санина, Н.В. Скоробогатько, Ю.Вознесенской и др.)Наблюдая, как меняется мировоззрение моих детей, я делала выводы относительно их поведения, характера отношений, подбирала произведения посложнее. Понимала их стремление узнать основы православной культуры (в то время в начальных классах не вводился предмет «ОРКСЭ»). Дети стали ходить в церковь и повели с собой родителей. Таких детей было много, но были и равнодушные. После посещения богослужений дети, услышав из проповеди Священника евангельские притчи, пересказывали, интересовались о значении сказанной речи. Пришлось однажды принести Великую Книгу! И Она осталась навсегда у нас! Она стала нашей Книгой Жизни! Книгой, которую мы изучали и которая нас учила!

Таким образом, по воле Господа, при составлении календарно-тематического планирования уроков литературы в 11 классе у меня возникла идея использовать уроки не только для духовно-нравственного воспитания, а ёщё чуточку духовно-нравственного образования на основе Великой Книги.

Отдавая себе отчёт в том, что не всегда могу обосновать тот или иной стих Священного Писания, я прибегала к помощи Священника местной церкви «Вознесения Господня» иерею Сергию Подплетневу или матушки Татиане. Приглашала их на некоторые уроки. Иногда создавалась необходимость в отдельных, внеурочных беседах детей со Священником (особенно у детей из ранее равнодушных).

Роль и значение Книги Жизни каждый ребёнок открывал по-своему. Дети сами сделали открытие. На ЕГЭ по русскому языку в качестве аргумента к проблеме сочинения можно иллюстрировать сюжеты, взятые из Библии. Возникла ещё одна необходимость заучивать отдельные слова.

Кроме анализа, осмысления Библейских сюжетов мы знакомились с языком Великой Книги. После уроков, когда все спешили домой, мы оставались и учились читать и понимать богодухновенный язык (автор данной работы является регентом церкви «Святой Троицы» с.Першино Нижнедевицкого района), переводили слова с церковно-славянского на русский, искали эквиваленты в современном языке, находили, но при этом чувствовали смысловую, семантическую разницу, а также разницу в восприятии слова.

На мой взгляд, вопросы духовно-нравственного развития, воспитания не могут быть локализованы лишь в содержание отдельного учебного предмета (типа ОПК). Они должны пронизывать всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

1 Аналогия - форма умозаключения, при котором на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов, явления, понятий делается вывод об их сходстве в других отношениях. См.: Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. - М., 2006. - С. 48



© 2010-2022