- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку Конкурс грамотеев
Внеклассное мероприятие по русскому языку Конкурс грамотеев
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филатова Е.Г. |
Дата | 25.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"
Звучит песня "Раз - словечко, два - словечко". Зрители-болельщики рассаживаются по своим местам, команды занимают места за столами.
Ведущий.
Спешите, ребята,
Открыта палата,
Палата ума для ребят.
Бросайтесь, как тигры,
На новые игры,
На войско задач и шарад..
В конкурсе участвуют две команды - "Знатоки" и "Умники". Наших участников ждут трудные, но интересные испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры. А для вас, уважаемые зрители, мы тоже подготовили много интересного, поэтому будьте внимательны и активно участвуйте в предложенных конкурсах.
А сейчас разрешите вам представить… (Ведущий представляет составы команд).
1. Конкурс "Что это значит?"
Вопросы для команд:
-
Шиворот-навыворот. Как вы понимаете это выражение? (Сделать что-то или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать).
-
Засучив рукава. (Очень хорошо потрудиться)
-
Бить баклуши. Что это значит? (Бездельничать)
-
Спустя рукава. Как вы понимаете это выражение? (Неохотно, неаккуратно)
2. Конкурс "Что это?"
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
3. Конкурс "Фразеологический зверинец"
Задание: добавит недостающее слово - название животного. (Команды готовятся к ответу)
Голоден как … (волк)
Хитер как … (лиса)
Труслив как … (заяц)
Здоров как …. (бык)
Колюч как… (еж)
Изворотлив как … (уж)
Надут как … (индюк)
Нем как … (рыба)
Болтлив … (сорока)
Упрям как … (осел)
Игра со зрителями
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез подумав,
Одно из двух - "да" или "нет" - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет)
А, рассекая гладь пруда,
Умеют утки плавать? (Да)
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Да)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет)
Неужто пятятся назад,
Передвигаясь раки? (Да)
Верблюд способен - дай ответ -
Идти три дня без пищи? (Да)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет)
Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да)
Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет)
В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?
4. Конкурс "Верно или неверно"
Задание: командам необходимо прослушать утверждение и поднять красную карточку, если оно верно, или синюю, если оно неверно.
-
Слова состоят из звуков.
-
Звуки мы можем увидеть.
-
Звуки мы слышим и произносим.
-
Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
-
Гласные бывают твердые и мягкие.
-
Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые - глухо.
-
Ударный гласный слышится ясно.
-
Парные согласные на конце слова проверять не надо.
5. Конкурс "Ералаш"
Задание: командам раздаются карточки с четверостишиями (на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с продолжением строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая строка оказалась на своем месте, по смыслу написанного.
Злой кабан…. (томился в клетке)
Пароход … (сидел на ветке)
Соловей … (точил клыки)
Дикобраз …. (давал гудки)
Кошка …. (физику учила)
Буратино …. (шил себе штаны)
Маша … (хвостик свой ловила)
Кот …. (накрыт к обеду был)
Чиж … (усами шевелил)
Рак … (летал под облаками)
Стол …. (гонялся за мышами)
Ведущий: Уважаемые зрители, пока команды думают, мы с вами будет отгадывать метаграммы и логогрифы. В этих загадках надо отгадать слово, прибавить к нему или отнять от него букву - и получится новое слово. Активнее участвуйте в наших конкурсах, самых активных участников в конце игры ждут призы. (Ассистенты выдают жетоны за правильные ответы. В конце игры эти жетоны подсчитываются и определяются победители).
С буквой О - арктический и антарктический,
Без нее я знак математический. (Полюс - плюс)
С Д - давно я мерой стала.
С Т - уж нету выше балла. (Пядь - пять)
С Е - я жаркая пора,
С О - настольная игра. (Лето - лото)
Когда я с Д - меня сорвут,
Когда я с Т - на мне плывут. (Плод - плот)
Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха)
Ответы команд.
6. Конкурс "Словообразование"
Задание: командам выдаются карточки, надо угадать зашифрованное слово.
Задание для 1-й команды.
Приставка этого слова находится в слове "занос", корень - в слове "морозец", суффикс - в слове "горка", окончание - в слове "листочки".
Задание для 2-й команды.
Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс - в слове "курица", окончание - в слове "крапива"
Игра со зрителями "Помоги Незнайке"
Незнайка учится печатать на компьютере, он делает много ошибок, из-за которых меняется смысл стихов. Помогите ему исправить ошибки: назовите правильные слова - рифмы.
От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (Мели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое зивотное. (Животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас волнушки.(Веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана! (Барана)
Ребята смеются, купаясь в реке.
Плакучая Ира стоит вдалеке. (Ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис. (Лист)
7. Конкурс "Найди слово"
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Задание: придумать из букв, входящих в слово РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов.
(Урок, рука, сачок, коса, лучи, роса, рак, кора, ручка и т.д.)
Игра со зрителями. Шарады.
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка).
Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь. (Сочинение).
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки идете. (Расписание).
Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,
В СБОРЕ приставка таится,
Суффикс - как в слове ДНЕВНИК.
Целям - я в космос проник. (Спутник).
8. Конкурс "Ответь пословицей"
Задание: прослушать ситуации и дополнить их пословицей.
Ситуация 1.
Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и, наконец, получила "двойку".
- Это случайно, - оправдывалась она.
Какой пословицей ей ответили ребята? (Что посеешь, то пожнешь)
Ситуация 2.
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них.
- Вот еще, - возмутился Валерий, - буду я возится.
Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить)
Ситуация 3.
Стала торопливая Настенька сарафан к лету кроить: "тяп - ляп". И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.
Каких? (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Конкурс 9. Командам выдаются листы с заданием (плакаты на доске): ходом шахматного коня, начиная с выделенной части, прочтите две строчки из стихотворения С. Маршака "Школьнику на память". В каждой ячейке находится какая-либо часть слова - приставка, корень, суффикс или окончание. ("Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник")
ПО
ДЕРЖ
СВО
АН
НИК
Й
КАЖД
В
НИК
Е
АТЬ
РЯД
УЧ
ЕВ
ОБЯЗ
ЫЙ
ДН
К
Е
Игра со зрителями. Ребусы. (Можно использовать свои ребусы)
Ответы: Ваня, ворона, заяц, рыбак, носок, ворота, мухомор.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Хочется верить, что вам она понравилась, и вы получили заряд хорошего настроения.
Заключительное слово жюри, награждение команды-победительницы и наиболее активных зрителей.