- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 9 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа по литературе 9 класс по учебнику Меркина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гнилицкая Е.П. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено:
На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А.
Протокол № ___ от
«___»___________2014г.
Согласовано:
Заместитель директора по
_________________УВР
Гайдукова М.А.
Утверждено:
Директор школы
____________ Гузеев С.А.
Приказ № ____ от
« ___»__________2014г.
Рабочая программа учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРА»
9 класс, II уровень
на 2014-2015 учебный год
Разработана: Гнилицкой Е. П.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
село Успенка, 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:
-
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.
-
Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.
Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Программа рассчитана: на 102 часа, в учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.
Взаимосвязь предмета с другими дисциплинами учебного плана
Курс «Литература» в первую очередь связан с предметом «Русский язык». Изучение языка художественных произведений развивает навыки осмысления учащимися эстетической функции слова, помогает им овладеть стилистически окрашенной речью. Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществознания, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств.
Согласно стандарту основного общего образования по литературе, изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями:
воспитательные:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности;
образовательные: формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
В курсе литературы для 9 класса происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. Вариант построения курса концентрический на хронологической основе.
Домашнее чтение направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и учебнике.
Авторская программа Г. С. Меркина не даёт точной раскладки по темам и по часам, но учебный материал УМК для 9 класса разделён на шесть разделов, на изучение которых учитель самостоятельно определяет, исходя от объёма и сложности материала, количество учебных часов.
Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно- значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Изучение литературы призвано сформировать гуманистическое мировоззрение учащихся;
развить способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, гражданскую позицию.
Данный курс предусматривает различные формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок, уроки- путешествия, кино-уроки, уроки-проекты и т. д.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности:
-
объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);
-
репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);
-
проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
-
эвристический ( продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
-
исследовательский.
По функциям:
-
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
-
методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );
-
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);
-
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
-
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).
Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.
Применяемые технологии:
-
В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;
-
С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;
-
И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;
-
Е.Н.Ильин «Технология личностной ориентации».
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды и формы контроля
-
текущий: пересказ, выразительное чтение, анализ текста, составление простого или сложного плана по произведению, викторина, игра.
-
промежуточный: сочинение на основе литературного произведения, тестирование.
Структура изучаемого предмета
№ п/п
Название разделов учебного предмета
Количество часов
1
Введение
1
2
Из древнерусской литературы
6
3
Из литературы XVIII века
10
4
Литература первой половины XIX века:
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века (2 ч.);
А.С. Грибоедов (10 ч.);
А.С. Пушкин (16 ч.);
М.Ю. Лермонтов (11ч.);
Н.В. Гоголь (11ч.)
50
5
Литература второй половины XIX века.
13
6
Из литературы XX века
22
ИТОГО
102
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов программы, тем уроков
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
По
факту
1
Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики. Основные литературные направления XVIII - XIX и XX веков
1
03.09
Из древнерусской литературы (6часов)
2
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы
1
05.09
3
Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве»
1
06.09
4
Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи
1
10.09
5
Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности
1
12.09
6
Проблема авторства «Слова…». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме
1
13.09
7
Развитие речи. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»
1
17.09
Из литературы XVIII века (10 часов)
8
Основные тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии
1
19.09
9
Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки
1
20.09
10
Вклад А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского в формирование новой поэзии
1
24.09
11
Значение творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова
1
26.09
12
Расцвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин)
1
27.09
13
Внеклассное чтение. Ж. Б. Мольер. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии
1
01.10
14
Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни
1
03.10
15
Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…». Своеобразие художественного метода А. Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями)
1
04.10
16
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка
1
08.10
17
Внеклассное чтение. И. В. Гёте. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии
1
10.10
Литература первой половины XIX века (50 часов)
18
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности
1
11.10
19
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К. Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме
1
15.10
А.С. Грибоедов - 10 ч.
20
А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума»
1
17.10
21
Своеобразие конфликта и тема ума в комедии
1
18.10
22
Идеалы и антиидеалы Чацкого
1
22.10
23
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия
1
24.10
24
Чацкий и Молчалин
1
25.10
25
Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет
1
28.10
26
Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж. Б. Мольера)
1
29.10
27
Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И. А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)
1
31.10
28
29
Развитие речи. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
2
12.11;
14.11
А. С. Пушкин (16 часов)
30
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина
1
15.11
31
32
Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.)
2
19.11;
21.11
33
Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика
1
22.11
34
Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика)
1
26.11
35
Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя
1
28.11
36
«Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений
1
29.11
37
. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.
1
03.12
38
Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав»
1
05.12
39
Онегин и Ленский
1
06.12
40
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора
1
10.12
41
Картины жизни русского дворянства в романе
1
12.12
42
Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина»
1
13.12
43
В. Г. Белинский о романе
1
17.12
44
45
Развитие речи. Сочинение по роману «Евгений Онегин»
2
19.12;
20.12
М. Ю. Лермонтов (11 часов)
46
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова
1
24.12
47
49
Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.)
3
26.12;
27.12;
14.01
50
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе
1
16.01
51
Своеобразие композиции и образной системы романа
1
17.01
52
Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки
1
21.01
53
Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа
1
23.01
54
Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В. Г Белинский о романе
1
24.01
55
56
Развитие речи. Сочинение по роману «Герой нашего времени»
2
28.01;
30.01
Н. В. Гоголь (11часов)
57
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя
1
31.01
58
Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение Н. В.Гоголя
1
04.02
59
Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы
1
06.02
60
61
Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»)
2
07.02;
11.02
62
Народная тема в поэме
1
13.02
63
Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме
1
14.02
64
Фигура автора и роль лирических отступлений
1
18.02
65
Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода
1
20.02
66
67
Развитие речи. Сочинение сопоставительного характера по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
2
21.02;
25.02
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
13 часов
68
Развитие традиций отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов
1
27.02
69
70
Расцвет социально-психологической прозы (произведения И. А. Гончарова и И. С. Тургенева)
2
28.02;04.03
71
Своеобразие сатирического дара М. Е. Салтыкова-Щедрина ("История одного города")
1
06.03
72
74
Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета)
3
07.03;
11.03;
13.03
75
Творчество А. Н. Островского как новый этап развития русского национального театра
1
14.03
76
77
Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы "Война и мир" и "Преступление и наказание")
2
17.03;
18..03
78
79
Проза и драматургия А. П. Чехова в контексте рубежа веков
2
20.03;
01.04
80
Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия
1
03.04
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) 22 часа
81
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн)
1
04.04
82
Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»
1
08.04
83
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм)
1
10.04
84
Многообразие поэтических голосов эпохи
1
11.04
85
Лирика А. Блока
1
15.04
86
Лирика С. Есенина
1
17.04
87
Лирика В. Маяковского
1
18.04
88
Лирика А. Ахматовой
1
22.04
89
Лирика М. Цветаевой
1
24.04
90
Лирика Б. Пастернака
1
25.04
91
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века
1
29.04
92
Проза М. Шолохова
1
02.05
93
Проза А. Толстого
1
05.05
94
Проза М. Булгакова
1
06.05
95
Литературный процесс 50-80-х годов
1
08.05
96
97
Проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына
2
13.05;
15.05
98
99
Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б, Окуджавы, В. Высоцкого
2
16.05;
19.05
100
Новейшая русская проза 80-90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др.)
1
20.05
101
Новейшая русская поэзия 80-90-х годов (лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.)
1
22.05
102
Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации
1
23.05
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученики 9 класса должны знать/понимать:
-
Основные этапы жизненного и творческого пути изучаемых писателей.
-
Тексты художественных произведений, сюжет, особенности композиции.
-
Типическое значение характеров главных героев произведений.
-
Основные теоретические понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Обучающиеся должны уметь:
-
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
-
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
-
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
-
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
-
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя, обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
-
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
-
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
-
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
-
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
-
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении;
-
развития способности к самооценке на основе сопереживания литературному персонажу;
-
ориентации в современном поликультурном мире;
-
расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
-
достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения.
Список литературы
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
-
Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.
Для учителя:
-
Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово» / Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
-
Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.
-
Поурочные разработки. И.В.Золотарева.-М. : « ВАКО»,2001.
-
Контрольные и проверочные работы. Кучина Т.Г. М.: «Дрофа» ,2002
Основная и дополнительная литература для учащихся
-
Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.
-
Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. - М: Аванта, 2000г
-
Журнал «Русский язык и литература для школьников».
-
Г. Граник, Л. Шаповал, Л. Концевая, С. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.
Основная и дополнительная литература для учителя
-
Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.
-
Нестандартные уроки .Скоркина Н.М .«Учитель-АСТ ,2001.
-
Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург
-
Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Школа, 1998г.
-
Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2007г.
-
Газета «Первое сентября» (Литература)
-
Журналы « Литература в школе и дома»,
-
«Русский язык и литература для школьников».
-
С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). - М., 2005.
-
Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. - М., 1991
-
Г. Граник, Л. Шаповал, Л. Концевая, С. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.