Рабочая программа по литературе 9 класс по учебнику Меркина

Рабочая программа составлена на основании основной  образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского  УМК: ·      Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин,  В. А. Чалмаев. – 6-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г. ·      Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2  частя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено:

На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А.

Протокол № ___ от

«___»___________2014г.


Согласовано:

Заместитель директора по

_________________УВР

Гайдукова М.А.

Утверждено:

Директор школы

____________ Гузеев С.А.

Приказ № ____ от

« ___»__________2014г.






Рабочая программа учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРА»

9 класс, II уровень

на 2014-2015 учебный год



Разработана: Гнилицкой Е. П.,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории













село Успенка, 2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.

  • Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.

Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»

Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Программа рассчитана: на 102 часа, в учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.

Взаимосвязь предмета с другими дисциплинами учебного плана

Курс «Литература» в первую очередь связан с предметом «Русский язык». Изучение языка художественных произведений развивает навыки осмысления учащимися эстетической функции слова, помогает им овладеть стилистически окрашенной речью. Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществознания, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств.

Согласно стандарту основного общего образования по литературе, изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями:

воспитательные:

формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности;
образовательные: формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

В курсе литературы для 9 класса происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. Вариант построения курса концентрический на хронологической основе.

Домашнее чтение направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и учебнике.

Авторская программа Г. С. Меркина не даёт точной раскладки по темам и по часам, но учебный материал УМК для 9 класса разделён на шесть разделов, на изучение которых учитель самостоятельно определяет, исходя от объёма и сложности материала, количество учебных часов.

Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно- значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Изучение литературы призвано сформировать гуманистическое мировоззрение учащихся;
развить способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, гражданскую позицию.

Данный курс предусматривает различные формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок, уроки- путешествия, кино-уроки, уроки-проекты и т. д.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной деятельности:

  • объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);

  • репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);

  • проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

  • эвристический ( продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

  • исследовательский.

По функциям:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

  • методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).

Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.

Применяемые технологии:

  • В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;

  • С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;

  • И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;

  • Е.Н.Ильин «Технология личностной ориентации».

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды и формы контроля

  • текущий: пересказ, выразительное чтение, анализ текста, составление простого или сложного плана по произведению, викторина, игра.

  • промежуточный: сочинение на основе литературного произведения, тестирование.









Структура изучаемого предмета

№ п/п

Название разделов учебного предмета

Количество часов

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

6

3

Из литературы XVIII века

10

4

Литература первой половины XIX века:

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века (2 ч.);

А.С. Грибоедов (10 ч.);

А.С. Пушкин (16 ч.);

М.Ю. Лермонтов (11ч.);

Н.В. Гоголь (11ч.)

50

5

Литература второй половины XIX века.

13

6

Из литературы XX века

22

ИТОГО

102
























Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов программы, тем уроков


Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По

факту

1

Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики. Основные литературные направления XVIII - XIX и XX веков

1

03.09


Из древнерусской литературы (6часов)



2

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы

1

05.09


3

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве»

1

06.09


4

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи

1

10.09


5

Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности

1

12.09


6

Проблема авторства «Слова…». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме

1

13.09


7

Развитие речи. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

1

17.09


Из литературы XVIII века (10 часов)

8

Основные тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии

1

19.09


9

Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки

1

20.09


10

Вклад А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского в формирование новой поэзии

1

24.09


11

Значение творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова

1

26.09


12

Расцвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин)

1

27.09


13

Внеклассное чтение. Ж. Б. Мольер. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии

1

01.10


14

Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни

1

03.10


15

Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…». Своеобразие художественного метода А. Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями)

1

04.10


16

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка

1

08.10


17

Внеклассное чтение. И. В. Гёте. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии

1

10.10


Литература первой половины XIX века (50 часов)

18

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности

1

11.10


19

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К. Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме

1

15.10


А.С. Грибоедов - 10 ч.

20

А.С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба. Творческая история комедии «Горе от ума»

1

17.10


21

Своеобразие конфликта и тема ума в комедии

1

18.10


22

Идеалы и антиидеалы Чацкого

1

22.10


23

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия

1

24.10


24

Чацкий и Молчалин

1

25.10


25

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет

1

28.10


26

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж. Б. Мольера)

1

29.10


27

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И. А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)

1

31.10


28

29

Развитие речи. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

2

12.11;

14.11


А. С. Пушкин (16 часов)

30

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина

1

15.11


31

32

Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.)

2

19.11;

21.11


33

Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика

1

22.11


34

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика)

1

26.11


35

Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя

1

28.11


36

«Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений

1

29.11


37

. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

1

03.12


38

Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав»

1

05.12


39

Онегин и Ленский

1

06.12


40

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора

1

10.12


41

Картины жизни русского дворянства в романе

1

12.12


42

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина»

1

13.12


43

В. Г. Белинский о романе

1

17.12


44

45

Развитие речи. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

2

19.12;

20.12


М. Ю. Лермонтов (11 часов)

46

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова

1

24.12


47

49

Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.)

3

26.12;

27.12;

14.01


50

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе

1

16.01


51

Своеобразие композиции и образной системы романа

1

17.01


52

Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки

1

21.01


53

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа

1

23.01


54

Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В. Г Белинский о романе

1

24.01


55

56

Развитие речи. Сочинение по роману «Герой нашего времени»

2

28.01;

30.01


Н. В. Гоголь (11часов)

57

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

1

31.01


58

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение Н. В.Гоголя

1

04.02


59

Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы

1

06.02


60

61

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»)

2

07.02;

11.02


62

Народная тема в поэме

1

13.02


63

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме

1

14.02


64

Фигура автора и роль лирических отступлений

1

18.02


65

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода

1

20.02


66

67

Развитие речи. Сочинение сопоставительного характера по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

2

21.02;

25.02


Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

13 часов


68

Развитие традиций отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов

1

27.02


69

70

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И. А. Гончарова и И. С. Тургенева)

2

28.02;04.03



71

Своеобразие сатирического дара М. Е. Салтыкова-Щедрина ("История одного города")

1

06.03


72

74

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета)

3

07.03;

11.03;

13.03


75

Творчество А. Н. Островского как новый этап развития русского национального театра

1

14.03


76

77

Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы "Война и мир" и "Преступление и наказание")

2

17.03;

18..03


78

79

Проза и драматургия А. П. Чехова в контексте рубежа веков

2

20.03;

01.04


80

Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия

1

03.04


Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) 22 часа

81

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн)

1

04.04


82

Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»

1

08.04


83

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм)

1

10.04


84

Многообразие поэтических голосов эпохи

1

11.04


85

Лирика А. Блока

1

15.04


86

Лирика С. Есенина

1

17.04


87

Лирика В. Маяковского

1

18.04


88

Лирика А. Ахматовой

1

22.04


89

Лирика М. Цветаевой

1

24.04


90

Лирика Б. Пастернака

1

25.04


91

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века

1

29.04


92

Проза М. Шолохова

1

02.05


93

Проза А. Толстого

1

05.05


94

Проза М. Булгакова

1

06.05


95

Литературный процесс 50-80-х годов

1

08.05


96

97

Проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына

2

13.05;

15.05


98

99

Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б, Окуджавы, В. Высоцкого

2

16.05;

19.05


100

Новейшая русская проза 80-90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др.)

1

20.05


101

Новейшая русская поэзия 80-90-х годов (лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.)

1

22.05


102

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации

1

23.05








Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученики 9 класса должны знать/понимать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути изучаемых писателей.

  • Тексты художественных произведений, сюжет, особенности композиции.

  • Типическое значение характеров главных героев произведений.

  • Основные теоретические понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  • Изобразительно-выразительные средства языка.

  • Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Обучающиеся должны уметь:

  • Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  • Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  • Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  • Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  • Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя, обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  • Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  • Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  • Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  • Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  • Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении;

  • развития способности к самооценке на основе сопереживания литературному персонажу;

  • ориентации в современном поликультурном мире;

  • расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

  • достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения.



Список литературы



Перечень учебно-методического обеспечения

Для учащихся:

  • Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.

Для учителя:

  • Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово» / Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

  • Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.

  • Поурочные разработки. И.В.Золотарева.-М. : « ВАКО»,2001.

  • Контрольные и проверочные работы. Кучина Т.Г. М.: «Дрофа» ,2002

Основная и дополнительная литература для учащихся

  • Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.

  • Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. - М: Аванта, 2000г

  • Журнал «Русский язык и литература для школьников».

  • Г. Граник, Л. Шаповал, Л. Концевая, С. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.

Основная и дополнительная литература для учителя

  • Литература. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Авторы-составители: С. А. Зинин, С. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. - 5-е изд. - М.: «Русское слово », 2010г.

  • Нестандартные уроки .Скоркина Н.М .«Учитель-АСТ ,2001.

  • Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург

  • Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Школа, 1998г.

  • Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2007г.

  • Газета «Первое сентября» (Литература)

  • Журналы « Литература в школе и дома»,

  • «Русский язык и литература для школьников».

  • С. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). - М., 2005.

  • Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко. Когда книга учит. - М., 1991

  • Г. Граник, Л. Шаповал, Л. Концевая, С. Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.



© 2010-2022