ИКТ на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

Сегодняшний мир стал миром информации. Современный человек потенциально имеет доступ ко всему богатству информации, накопленной человечеством.

Идея использования информационных компьютерных технологий при изучении ряда предметов в современной школе уже не является новой. В нашем случае стало возможным реализовать данную теорию на практике.

Несколько слов о предпосылках возникновения идеи. Каждый словесник ежедневно сталкивается с проблемой осознанного подхода ученика к осмыслению и пониманию того или иного материла учебника. Зачастую типовой комбинированный урок не позволяет в достаточной мере реализовать эту цель. О творчестве учащихся говорить не приходится - оно возможно лишь на уроках развития речи. Возникает много «почему». Почему плохие результаты ЕНТ? Почему практически неизбежным является снижение учебного интереса к изучению русского языка? Снять часть указанных проблем, активизировать деятельность учеников, способствовать осознанному подходу к осмыслению понятий, орфографических, пунктуационных и других норм языка - лишь немногие цели, которые ставит учитель, начиная практическую реализацию информационно - компьютерных технологий на уроках русского языка. Ее реализация связана с развитием у детей в процессе обучения самостоятельности и инициативности, способности к адаптации, самореализации и саморегуляции, способности выполнять все функции человеческой деятельности. Идея использования ИКТ на уроках русского языка тесно увязывается с ценностным подходом в отборе содержания, приемов и форм в организации учебных занятий и реализуется через формирование ценностного отношения к изучаемому, через осмысление и оценку событий окружающего мира. Учебная деятельность строится с постепенным нарастанием сложности, с учетом индивидуализации темпа овладения учебным материалом, разнообразия учебной информации и рефлективности.

Использование ИКТ на уроках позволяет не только повысить эффективность проводимых занятий, но и создать благоприятный психологический климат, обеспечить устойчивую положительную мотивацию к изучению предмета и к учению в целом.

Использование возможностей телекоммуникаций в преподавании русского языка. Первое, и самое простое, - организация викторин на различные темы. Вопросы могут быть подготовлены как учителями, так и учащимися.

Работа с использованием языка. Любая деятельность с электронной почтой или телеконференциями использует элементы работы с языком (родным или иностранным) в силу своей природы: она дает аудиторию для общения, в некоторых случаях стимулирует творческую деятельность, используемое программное обеспечение позволяет легко изменять текст.

Коллективное написание рассказов. Коллективное выполнение творческой работы, связанной с написанием рассказов, сказок, гораздо легче осуществлять с помощью компьютера и текстового редактора. Коллективная работа может проходить с партнерами из других школ.

Limerics - частушки. Для работы с электронной почтой. Проект предполагает коллективное (по кругу) написание частушек.

Проведение дней газет. Мы с учащимися выпускаем электронную газету новостей, где каждый может написать статью, заметку, репортаж.

Развитие исследовательского творчества учащихся. Проблема творчества - одна из основных проблем для психологии личности и ее развития. Использование ИКТ на уроках русского языка на практике показало целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов, исследовательская работа учащихся и т. д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению. Форма защиты проектов - презентации (это чаще всего используют мои учащиеся). Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Топанова Г.Т.








© 2010-2022