- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря
Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власова О.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию "Природа зимой"
Тип урока: развитие речи.
Цели урока:
-
Дать понятие о пейзажной зарисовке;
-
закрепить и углубить навыки работы над сочинением-описанием;
-
познакомить и вызвать интерес у учащихся к творчеству композитора Вивальди и художников: Коровина, Шишкина, Грабаря.
Оборудование:
-
на доске репродукции картин русских художников с изображением зимы Коровина, Шишкина, Грабаря;
-
музыка Вивальди «Времена года»;
-
высказывание К.Паустовского записано на доске: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».
-
на столах у учащихся лежат иллюстрации картины Грабаря «Февральская лазурь».
-
карточки для учащихся, которые содержат высказывание И. Грабаря:
«Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
На карточках имеется отрывок из романа И.Шмелёва «Лето Господне»: «Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках.
… Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы.
… А воздух - синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы - белые видения…»
-
на столах у учеников находятся «Толковые словари русского языка» Д.И.Ожегова.
-
запись на доске:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Учитель: Дорогие ребята! На дворе прекрасная погода, и наш сегодняшний урок хочется посвятить самому сказочному времени года - зиме. Откройте тетради для творческих работ, именно в них нам предстоит сегодня поработать. Запишите сегодняшнее число, классную работу, оставьте место для темы. А начнём мы наш урок с небольшого словарного диктанта.
Учащиеся в тетрадях для творческих работ записывают число и классную работу.
2. Задание: объясните орфограммы.Словарный диктант: природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.
Вопросы учителя:
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
а) Какие слова вызвали затруднение? Давайте обратимся к толковому словарю Д.И.Ожегова и найдём их значение.
Учащиеся работают со словарями и находят значения слов:
Природа - всё существующее во вселенной: органический и неорганический мир.
Рисование - изображение природы на плоскости.
Устный - произносимый, не письменный.
Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
б) Какие слова можно объединить одной темой, назвать одним термином?
Ответ учащихся:повествование, описание, рассуждение - типы речи.
в) Какой тип речи называется повествованием, рассуждением?
Повествование - тип речи, в котором обычно говорят о действиях и событиях.
Рассуждение - тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
г) Что такое описание? Что может быть объектом описания?
Ответ учащихся: Описание - перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурные сооружения, памятники.
д) По какому плану строится описание?
Ответ учащихся:
1. Даётся общее представление описываемого;
2. Описание деталей, частей;
3. Отношение автора к тому, что он описывает.
3. Учитель: Описание природы. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Пейзажная зарисовка».
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Вопрос учителя: Как вы поняли значение словосочетания «пейзажная зарисовка»? Правильно ли мы с вами говорим?
Учащиеся находят по словарю и зачитывают: «Зарисовка - сделать рисунок чего-нибудь, запечатлеть рисунком».
4. Учитель зачитывает строки, написанные на доске:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
Вопросы учителя:
а) Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор?
Автор строк А.С.Пушкин.
б) Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение?
Учащиеся работают с текстом, находят в нём и зачитывают тропы, высказывают своё мнение, делают предположения.
в) Какие выразительные средства языка использует поэт?
г) Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чём пишет поэт?
5. Учитель: В каждом времени года есть своё очарование, поэты и художники не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в любви зиме. Вашим домашним заданием было: подобрать отрывки из художественных произведений о зиме, иллюстрации картин зимы, написанные русскими художниками.
6. Учитель: Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Рассмотрите её. Вопросы:
а) Нравится ли она вам? Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
б) Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
7. Учитель: (зачитывает высказывание, написанное на доске) Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».Вопросы:
а) Найдём по словарю значение цветов.
Ответы учащихся:
Лазоревое - светло-синее;
жемчужные - белые;
коралловые - светло-красные, розовые;
сапфировые - синие, голубые.
б) Что объединяет картины зимы в стихотворении А.Пушкина и в пейзаже Грабаря?
8. Учитель: Прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года». (Звучит отрывок «Зима».) Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа.
Вопрос: Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
9. Учитель: Обратимся вновь к теме сегодняшнего урока.
а) Как вы поняли значение словосочетания «пейзажная зарисовка»?
Ответы учащихся:
Пейзажная зарисовка - изображение природы в живописи, в музыке, в литературе.
б) Что общего вы можете заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?
Ответы учащихся:
Поэты, художники, композиторы изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.
10. К.Г.Паустовский писал: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать». Так что же видит за словами писатель? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из романа И.С.Шмелёва «Лето Господне».
Один ученик выразительно зачитывает отрывок:
«Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, - в стрелках.
… Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы.
… А воздух - синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы - белые видения…»
11. Вопросы учителя:
а) Что в центре внимания писателя?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
б) Обратите внимание на описание звёзд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?
в) Какие эпитеты подбирает автор к слову «воздух»? Почему?
Ответы учащихся:
Синий - отсвета звёзд на синем небе;
Звёздный - от снега, который искрится;
Дымный - еле различимый в снежной дымке.
г) Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете?
Ответы учащихся:
Берёзы - белые видения - сливаются с сугробами и кажутся отдалёнными.
12. Учитель: Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. Обратимся к порядку работы над сочинением ( план записан на доске):
-
Подумайте, что вы хотите нарисовать словами?
-
Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?
-
Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
13. Обобщение: Что нового вы узнали на уроке? Где вам может пригодиться умение описывать природу?
Учащиеся делают выводы об изученном материале.
14. Домашнее задание: Напишите маленькое сочинение-описание на темы:
«Падающая снежинка», «Тихо в лесу», «Морозный вечер», «Морозные узоры на моём окне», «Деревья в снегу», «Аллея в зимнем парке».
Учащиеся записывают домашнее задание.