Сценарий урока Нравственная основа рассказа Д. Лондона Любовь к жизни

 Данный сценарий урока  "Нравственная основа рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни" предназначен для учителей литературы, работающих в шестых  классах.  Цель урока - познакомить  учащихся с идеей рассказа Д. Лондона "Любовь к жизни", воспитывать умение слушать других и высказывать свое мнение, анализировать эпизоды, развивать речь, умение работать с текстом художественного произведения, умение работать самостоятельно и в группе. В конце урока предлагается творческое задание, учащиеся должны буд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока по литературе

«Нравственная основа рассказа

Д. Лондона «Любовь к жизни».

Учитель: И.В. Попрыгина

Цели урока:

а) образовательная: познакомить учащихся с идеей рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»;

б) воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, других учеников;

в) развивающая: развивать речь учащегося, развивать умение работать с текстом художественного произведения, способность самостоятельно мыслить в процессе разбора нового материала, в группе.

Литература:

  1. Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни»;

  2. Крашенинников Е.А. «Шаг навстречу»: книга для учащихся. -М: Просвещение.

Этапы урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Объявление темы урока. Дома вы должны были подумать о том, какие нравственные проблемы можно выделить в рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни». Итак, какие проблемы вы смогли обозначить?

- Проблема значимости дружбы в жизни каждого человека.

- Истинное и ложное. Значимость материальных и духовных ценностей в жизни людей.

- Предательство как преступление и неотвратимость наказания за содеянное.

- Проблема ценности человеческой жизни. Что есть жизнь для человека? В чем смысл названия рассказа? Почему герой не имеет имени?



  1. Содержание урока. Урок построен на обсуждении каждой проблемы. Кто-то высказывает свое мнение, а остальные соглашаются или нет, аргументируя свою позицию.



  1. Проблема значимости дружбы в жизни каждого человека.

Древняя мудрость гласит: «Камень, отброшенный строителем, станет во главу угла». -- Как вы понимаете эту фразу? (Это означает, что, пренебрегая важными условиями жизни, в том числе и приобретением друзей, человек затем начинает сожалеть о том, что не позаботился о них своевременно. В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни» мы видим яркий пример того, чем закончилось такое пренебрежение дружбой.

- А что же такое дружба? Попробуйте дать определение этому слову. (Пожалуй, среди человеческих чувств нет ничего бескорыстнее и прекраснее, чем дружба, не считая материнской любви. В дружбе самое главное - чистота и искренность добрых отношений двух людей, связанных симпатией и взаимопониманием. Дружба - это вера в другого человека, это духовная ценность.)

- Что помогло герою выжить? Что помогло ему продолжить борьбу за свою жизнь? (Огромная жажда жить, любовь к жизни, а еще вера в Билла. Надежда на то, что Билл все-таки ждет его у тайника, а иначе зачем жить? Обратимся к тексту. Ему надо было «уверить себя в том, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше,- оставалось только лечь на землю и умереть».

- Какой вывод можно сделать? (Ничто не страшит так, как одиночество, как безверие. Герой рассказа верит в друга, любит свою жизнь, борется за нее до последнего и выживает. А Билл? А Билл покидает друга, нет, он бросает друга, предает и становится добычей волка.)



  1. Предательство как преступление и неотвратимость наказания за содеянное.

- Считаете ли вы предательство преступлением? Докажите свою позицию.

- Как Билл жил все это время? Почему автор не рассказывает о жизни Билла?

(Билл предал друга, он ушел, даже не оборачиваясь. Билл предал, а предательство, безусловно, страшное преступление. Мы не знаем, как жил Билл все эти дни, чем он питался. Где спал, как трудно ему было. Да это и неважно, важно то, как он закончил свой путь, какая память о нем осталась. Обратимся к тексту. «Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла. А Билл ста бы, будь Билл на его месте…»

- Итак, Билл бросил друга и сам стал добычей волка, расплатившись за свое предательство. А обязательно ли за преступлением следует наказание? Докажите свою позицию.

- Какой вывод можно сделать? (Наказание может быть физическим или нравственным, при жизни или после нее, но оно неизбежно. Больной путник - это человек. Он не станет сосать кости Билла и не возьмет золота. А Билл стал бы… Это память о Билле. Это то, что знаем о нем мы.)

- Можно ли назвать рассказ «Расплата за предательство»? Почему?

Итак, Билла не интересовала судьба человека, который считал его другом, ему важнее тот мешочек с золотом, который потом окажется рядом с костями предателя.



  1. Истинное и ложное. Значимость материальных и духовных ценностей в жизни человека.

- Насколько материальные ценности важны?

- Все ли можно купить, имея золото?

- Два человека в естественных условиях, им сложно, у них нет еды, нет сил, но есть по мешочку с золотом. Так ли уж важно это золото для них? Поможет ли мешочек им выжить?

- Как поступит наш герой со своим мешочком? Обратимся к тексту?

«Когда дело дошло до тюка, он долго глядел на мешочек из оленьей кожи, но в конце концов захвати и его…»

«Еще одна ночь, и наутро, образумившись наконец, он развязал ремешок, стягивавший кожаный мешочек. Он разделил золото пополам, одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, а другую всыпал обратно в мешок…»

«К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпал половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье…»

- Прокомментируйте прочитанное. (Сначала пытался донести свой мешочек, сохранить до тайника. Потом человек начинает задумываться о значимости золота. Потом приходит к выводу, что деньги для него - ничто. Что они могут ему дать? Накормить? Вылечить? Сохранить жизнь? А вот вера в друга смогла спасти, добавить сил, заставить бороться за жизнь. Остаться человеком.)

- Что Д. Лондон ставит выше: жизнь человека и дружбу или золото?

- Вернемся к вопросу: « Все ли можно купить, имея золото?



  1. Выявление идеи рассказа, подведение итогов урока.

- Почему главный герой не имеет имени? (На месте этого человека может оказаться любой. Имя главного героя - Человек.)

- Почему рассказ назван «Любовь к жизни»? (Жизнь- это самое ценное, что мы имеем, сокровище, богатство. Недаром автор показывает нам борьбу за жизнь больного, умирающего человека и умирающего волка. Они оба хотели жить, потому что узнали цену жизни. Человек должен оставаться Человеком, именно так Лондон и называет своего героя в конце рассказа.)



  1. Творческое задание.

Ответить письменно на вопрос. Как вы понимаете фразу: «Помни, что каждый день ты умираешь, чтобы употребить в доброе дело умирающую жизнь»?



© 2010-2022