- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий урока Нравственная основа рассказа Д. Лондона Любовь к жизни
Сценарий урока Нравственная основа рассказа Д. Лондона Любовь к жизни
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попрыгина И.В. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий урока по литературе
«Нравственная основа рассказа
Д. Лондона «Любовь к жизни».
Учитель: И.В. Попрыгина
Цели урока:
а) образовательная: познакомить учащихся с идеей рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»;
б) воспитательная: воспитывать умение слушать учителя, других учеников;
в) развивающая: развивать речь учащегося, развивать умение работать с текстом художественного произведения, способность самостоятельно мыслить в процессе разбора нового материала, в группе.
Литература:
-
Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни»;
-
Крашенинников Е.А. «Шаг навстречу»: книга для учащихся. -М: Просвещение.
Этапы урока.
-
Организационный момент. Приветствие.
-
Объявление темы урока. Дома вы должны были подумать о том, какие нравственные проблемы можно выделить в рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни». Итак, какие проблемы вы смогли обозначить?
- Проблема значимости дружбы в жизни каждого человека.
- Истинное и ложное. Значимость материальных и духовных ценностей в жизни людей.
- Предательство как преступление и неотвратимость наказания за содеянное.
- Проблема ценности человеческой жизни. Что есть жизнь для человека? В чем смысл названия рассказа? Почему герой не имеет имени?
-
Содержание урока. Урок построен на обсуждении каждой проблемы. Кто-то высказывает свое мнение, а остальные соглашаются или нет, аргументируя свою позицию.
-
Проблема значимости дружбы в жизни каждого человека.
Древняя мудрость гласит: «Камень, отброшенный строителем, станет во главу угла». -- Как вы понимаете эту фразу? (Это означает, что, пренебрегая важными условиями жизни, в том числе и приобретением друзей, человек затем начинает сожалеть о том, что не позаботился о них своевременно. В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни» мы видим яркий пример того, чем закончилось такое пренебрежение дружбой.
- А что же такое дружба? Попробуйте дать определение этому слову. (Пожалуй, среди человеческих чувств нет ничего бескорыстнее и прекраснее, чем дружба, не считая материнской любви. В дружбе самое главное - чистота и искренность добрых отношений двух людей, связанных симпатией и взаимопониманием. Дружба - это вера в другого человека, это духовная ценность.)
- Что помогло герою выжить? Что помогло ему продолжить борьбу за свою жизнь? (Огромная жажда жить, любовь к жизни, а еще вера в Билла. Надежда на то, что Билл все-таки ждет его у тайника, а иначе зачем жить? Обратимся к тексту. Ему надо было «уверить себя в том, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше,- оставалось только лечь на землю и умереть».
- Какой вывод можно сделать? (Ничто не страшит так, как одиночество, как безверие. Герой рассказа верит в друга, любит свою жизнь, борется за нее до последнего и выживает. А Билл? А Билл покидает друга, нет, он бросает друга, предает и становится добычей волка.)
-
Предательство как преступление и неотвратимость наказания за содеянное.
- Считаете ли вы предательство преступлением? Докажите свою позицию.
- Как Билл жил все это время? Почему автор не рассказывает о жизни Билла?
(Билл предал друга, он ушел, даже не оборачиваясь. Билл предал, а предательство, безусловно, страшное преступление. Мы не знаем, как жил Билл все эти дни, чем он питался. Где спал, как трудно ему было. Да это и неважно, важно то, как он закончил свой путь, какая память о нем осталась. Обратимся к тексту. «Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла. А Билл ста бы, будь Билл на его месте…»
- Итак, Билл бросил друга и сам стал добычей волка, расплатившись за свое предательство. А обязательно ли за преступлением следует наказание? Докажите свою позицию.
- Какой вывод можно сделать? (Наказание может быть физическим или нравственным, при жизни или после нее, но оно неизбежно. Больной путник - это человек. Он не станет сосать кости Билла и не возьмет золота. А Билл стал бы… Это память о Билле. Это то, что знаем о нем мы.)
- Можно ли назвать рассказ «Расплата за предательство»? Почему?
Итак, Билла не интересовала судьба человека, который считал его другом, ему важнее тот мешочек с золотом, который потом окажется рядом с костями предателя.
-
Истинное и ложное. Значимость материальных и духовных ценностей в жизни человека.
- Насколько материальные ценности важны?
- Все ли можно купить, имея золото?
- Два человека в естественных условиях, им сложно, у них нет еды, нет сил, но есть по мешочку с золотом. Так ли уж важно это золото для них? Поможет ли мешочек им выжить?
- Как поступит наш герой со своим мешочком? Обратимся к тексту?
«Когда дело дошло до тюка, он долго глядел на мешочек из оленьей кожи, но в конце концов захвати и его…»
«Еще одна ночь, и наутро, образумившись наконец, он развязал ремешок, стягивавший кожаный мешочек. Он разделил золото пополам, одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, а другую всыпал обратно в мешок…»
«К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпал половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье…»
- Прокомментируйте прочитанное. (Сначала пытался донести свой мешочек, сохранить до тайника. Потом человек начинает задумываться о значимости золота. Потом приходит к выводу, что деньги для него - ничто. Что они могут ему дать? Накормить? Вылечить? Сохранить жизнь? А вот вера в друга смогла спасти, добавить сил, заставить бороться за жизнь. Остаться человеком.)
- Что Д. Лондон ставит выше: жизнь человека и дружбу или золото?
- Вернемся к вопросу: « Все ли можно купить, имея золото?
-
Выявление идеи рассказа, подведение итогов урока.
- Почему главный герой не имеет имени? (На месте этого человека может оказаться любой. Имя главного героя - Человек.)
- Почему рассказ назван «Любовь к жизни»? (Жизнь- это самое ценное, что мы имеем, сокровище, богатство. Недаром автор показывает нам борьбу за жизнь больного, умирающего человека и умирающего волка. Они оба хотели жить, потому что узнали цену жизни. Человек должен оставаться Человеком, именно так Лондон и называет своего героя в конце рассказа.)
-
Творческое задание.
Ответить письменно на вопрос. Как вы понимаете фразу: «Помни, что каждый день ты умираешь, чтобы употребить в доброе дело умирающую жизнь»?