- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока литературы по изучению лирики военных лет Сороковые, роковые
Разработка урока литературы по изучению лирики военных лет Сороковые, роковые
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галкина И.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ «Тегульдетская СОШ»
Методическая разработка урока литературы для 11класса на основании новых Федеральных образовательных стандартов и методики клоуз-теста
Сороковые, роковые
Автор:
учитель литературы высшей квалификационной категории Галкина Ирина Анатольевна
Пояснительная записка к уроку
Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное, позавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Именно поэтому важно сформировать в современном ученике совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечат развитие этой важной компетентности.
Задача образования: перестроиться так, чтобы помочь человеку вырасти в личность зрелую, способную к самоопределению и к самореализации. Приоритет отдается системно-деятельностному подходу, который позволяет ребенку посредством собственного действия формировать его самостоятельность.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Именно поэтому на данном уроке дети самостоятельно исследуют и изучают новый материал, принимают решение, анализируют результат.
На уроке создаются условия для мотивации самостоятельной исследовательской деятельности, в ходе которой активизируются личностные качества, умение работать в группе, воспитывается характер, формируется умение самоанализа. Каждый ученик имеет возможность примерить социальные роли в групповой работе, работать письменно или устно, работать разными способами, таким образом, учебная программа усваивается на 2 уровнях: обучающий учится здесь и сейчас и приобретает навыки для будущего обучения. На уроке формируются все виды универсальных учебных действий
Формировать универсальные учебные действия а также ключевые компетенции (иформационную и коммуникативную) помогает работа с клоуз-тестом, которая является главным видом деятельности на уроке. Придумал такие тесты-тексты американский ученый В. Тейлор.
Клоуз-тест - это текст с пропусками, которые создаются педагогом специально в зависимости от реализации замысла урока. Задача ученика, работающего с таким текстом - вставить пропуски. Главная цель работы с клоуз-тестом: понимать смысл текста, постигать его организацию. В тексте пропускаются ключевые слова, которые ребенок старается угадать и вставить в текст. Таким образом формируется навык смыслового чтения, развивается контекстное мышление - «способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте», коммуникативные способности, когда инициируется диалог «автор-читатель», «ученик-ученик».
К уроку прилагается видеоролик, который можно использовать на стадии «Мотивация».
Конспект урока
Тип урока: урок открытия нового знания
Образовательная цель: усвоить теоретические аспекты темы, закрепит навыки работы с текстом на основании клоуз-теста, выстраивать логическое рассуждение по ходу урока, решать учебные задачи, работать над развитием речи.
Развивающая цель: формировать умения работы с текстом на основании клоуз-теста, учить размышлять и делать выводы на основании эмоциональных впечатлений через взаимодействие с разными видами искусства, делать обобщение, развивать самостоятельность , речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.
Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, воспитывать чувство патриотзма, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, доброты. Учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание своей и групповой работы, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные действия: целеполагание -постановка учебной задачи на основе известного и неизвестного в изучаемом материале, планирование групповой работы, организация и презентация групповой деятельности.
Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели и задач, поиск и информации, смысловое чтение.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважения мнения, позиции товарища, умение с точно и полно выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
-
Организационный этап.
Школьные парты расставлены для работы в группах, ученики заходят в класс и рассаживаются в группы, формируя их на добровольной основе. В аудитории находятся справочники, учебники, словари, рефлексивные карты, карточки самоконтроля для каждого ученика.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Включается презентация, где мы видим хронику военных событий и строчки из стихотворений поэтов-фронтовиков.
- Ваши впечатления от увиденного в презентации?
-Предположите, какая тема нашего урока?
-Давайте сформулируем тему.
Учитель записывает все предложения на доску, при помощи приема «Ранжирование» мы выбираем тему. Прием «Ранжирование»: каждая пара выходит к доске и ставит + около понравившейся формулировки. Где больше +, та тема и выбирается. В нашем случае - это «Сороковые» (были предложены темы: «Час мужества пробил на наших часах», «Перо равняется штыку», «Поэзия военных лет», «Поговорим о войне», «Представим, как это было», «Поэты на передовой»).
Учитель:
- Какова цель нашего урока?
И снова записи на доске. Из данных записей при помощи приема «Ранжирование» мы выбираем цель, формулировка, около которой «собралось» больше всего +, и таким же образом ранжируем задачи. В нашем случае - это:
Цель: Познакомиться со стихами поэтов-фронтовиков.
Задачи:
-
Объяснить особенности военной поэзии.
-
Открыть новые имена, прочитать новые произведения
3)Актуализация знаний
Учитель:
- Вспомните, что вы уже знаете о поэзии Военных лет?
Ответы обучающихся:
- Симонов, Твардовский, Ахматова - их стихи мы уже изучали.
- «Вставай, страна Огромная» - песня, звучавшая с первых и до последних дней.
- Многие поэты писали прямо на фронте, тем самым отражали события войны.
- Стихи поэтов доходили до сердца народа.
Учитель:
- Что нового вы узнали из презентации в начале урока?
Ученики:
-Поэзия жгла глаголом
-Вдохновляла народ на подвиг
-Поэты всегда были на передовой, помогая воевать пером.
4)Первичное усвоение новых знаний
1 этап «Постигаем теорию»:
Каждой группе раздается клоуз-тест «Особенности поэзии военных лет», (текст, в котором пропущено часть материала, в нашем случае пропущены определения в тексте. Приложение2.)
1 шаг. Ребята в группах читают текст и вставляют пропущенные слова, которые с их точки зрения, впишутся в данный текст.
2 шаг. По принципу «Говорим по кругу», каждая группа по часовой стрелке объясняет вставленные фразы в одном из тезисов. Другие группы вносят коррективы, в процессе перекрестного обсуждения договариваемся о вставке в текст. Ребята в группах вносят поправки в свои тексты.
3 шаг. Текст с пропусками проецируется на интерактивную доску. Ученик-консультант по ходу выступления групп корректирует текст, заполняя пропуски. Таким образом, получается первоначальный текст, предположительно отражающий особенности лирики военных лет.
4 шаг. Затем на доске появляется текст, подготовленный учителем (Приложение1), ребята сравнивают тезисы, исправляют свои тексты, появляется текст, максимально отражающий материал урока.
-
шаг. Ребята в группах отмечают тезисы, с которыми им будет интересно работать дальше.
5)Первичная проверка понимания
Промежуточная рефлексия:
Считаете ли вы, что именно поэзия была самым оперативным жанром во время Великой отечественной войны?
МЫ думаем
Потому что
Например
Группы работают в листах рефлексии, затем представители групп выходят к доске, дают краткое пояснение и прикрепляют листы на доску.
Работа с карточками самоконтроля.На каждом этапе урока ребята обращаются к карточкам самоконтроля, где они фиксируют результаты собственной деятельности и оценивают ее.
Что делала группа
Что делал я
Моя оценка
Работа с клоузтестом
Работа с флипчартом
Поэтический концерт
ИТОГО:
6) Домашнее задание
Учитель: Как вы думаете, как дальше будет строится наша работа по изучению лирики военных лет?
Дети: Мы будем знакомиться с новыми именами и произведениями.
- Какое домашнее задание логичнее всего выполнить к следующему уроку?
Прочитать стихи военных лет, запомнить имена поэтов.
Приложение 1
А. Текст учителя
Алексей Сурков заметил: «Никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов как в годы войны». Почему?
-
Поэзия - самый оперативный жанр. Примером тому служит песня на стихи Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная», которая появилась в первые дни войны и до конца ее служила своеобразным гимном. Таким образом, советская литература оказалась готовой к предстоящим испытаниям, потому что уже с первых дней войны «перо приравнялось к штыку».
-
Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с военными сводками, звучали на концертах на фронте и в тылу, повсеместно они находили самый горячий отклик среди народных масс. Душевная близость с народом - одна из самых важных особенностей этой поэзии.
-
Язык поэзии ораторский призывный агитационный и плакатный, скупой на изобразительные средства, представляющие собой взволнованную речь, «листовка,- по словам Николая Тихонова, - подчас важнее стихотворения, а стихотворение стремилось стать листовкой». Стихи писались прямо на местности поэты действительно «воевали пером», писали ежедневно, ежечасно, поэтому военная поэзия, в целом ,представляет собой летопись войны.
-
Война научила поэтов говорить очень прямо. Грубая недоделанная, в художественном смысле фактура стиха, честно говорит о тяжести войны. В поэзии присутствовали две краски: черная и белая - любовь и ненависть, те самые чувства, которыми жила вся страна.
-
Углубилась тема Родины в стихотворениях, эта тема становится ведущей, уходят в прошлое абстрактные стихи, появляются более конкретные, которые являются своеобразными документами эпохи: стихи о Москве 41, Ленинграде и т. д.
-
Видоизменился характер лирического героя, теперь это земной, близкий многим человек. Он носитель конкретных личных чувств, которые одновременно являются общенародными, а значит, многим понятными и родными.
-
Основная идея стихотворений - мысль о неистребимости и протяженности единичной человеческой жизни, когда единичная судьба человека, оборванная войной и исчезающая навечно, вместе с тем является неким светоносным звеном, которое связывает прошлое и настоящее.
-
Родина, война, смерть, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество , мечта о победе - основные мотивы лирики. Ведущие жанры лирики: стихотворение, ода, элегия, песня, сатирическая поэзия: частушка.
-
Постепенно стихи становятся более вдумчивыми, они вбирают в себя конкретные факты, описывают отдельные лица, психологические состояния героев, носят в себе личностное начало, становятся все более лирическими.
-
Появляется любовная лирика которая начинает сочетать в себе детали грубого солдатского быта с высокой гражданственной патетикой . Поэзия принимает лироэпический и эпический облик, отсюда тяготение к крупномасштабности, укрупненности поэтического зрения, насыщенность философскими понятиями. На первый план выходит лиро-эпическая поэма.
Б. Клоуз-тест. Особенности поэзии военных лет
Алексей Сурков заметил: «Никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов как в годы войны». Почему?
-
Поэзия - самый ............ жанр. Примером тому служит песня на стихи Лебедева-Кумача «Вставай, страна .......», которая появилась в ...........дни войны и до конца ее служила ..........гимном. Таким образом, ........... литература оказалась готовой к ........... испытаниям, потому что уже с ......... дней войны «перо приравнялось к штыку».
-
Стихи публиковались в ............ и .......... печати, транслировались по радио наряду с ...........сводками, звучали на концертах на фронте и в тылу, повсеместно они находили ......... отклик среди .......... масс. ........... близость с народом - одна из самых .......... особенностей этой поэзии.
-
Язык поэзии ......... призывный ...........и плакатный, .......... на изобразительные средства, представляющий собой ........ речь, «листовка,- по словам Николая Тихонова, - подчас важнее стихотворения, а стихотворение стремилось стать листовкой». Стихи писались прямо на местности поэты действительно «воевали пером», писали ежедневно, ежечасно, поэтому ............ поэзия, в целом ,представляет собой летопись войны.
-
Война научила поэтов говорить очень прямо. Грубая ............, в художественном смысле фактура стиха, честно говорит о тяжести войны. В поэзии присутствовали две краски: ........ и ...........- любовь и ненависть, те самые чувства, которыми жила вся страна.
-
Углубилась тема Родины в стихотворениях, эта тема становится .........., уходят в прошлое .......... стихи, появляются более .........., которые являются .......... документами эпохи: стихи о Москве 41, Ленинграде и т. д.
-
Видоизменился характер ........... героя, теперь это ..........., близкий многим человек. Он носитель конкретных............ чувств, которые одновременно являются ........., а значит, многим .......... и ...........
-
Основная идея стихотворений - мысль о неистребимости и протяженности единичной ......... жизни, когда ........... судьба человека, оборванная войной и исчезающая навечно, вместе с тем является неким ............ звеном, которое связывает прошлое и настоящее.
-
Родина, война, смерть, ненависть к врагу, ............ братство и товарищество , мечта о победе - ........... мотивы лирики. ............ жанры лирики: ода, элегия , песня, сатирическая поэзия: частушка.
-
Постепенно стихи становятся более ..........., они вбирают в себя ......... факты, описывают ....... лица, .............состояние героев, носят в себе ........... начало, становятся все более лирическими.
-
Появляется любовная лирика, которая начинает сочетать в себе детали .......... солдатского быта с высокой.......патетикой. Поэзия принимает ............... и.............облик, отсюда тяготение к крупномасштабности, укрупненности поэтического зрения, насыщенность ........... понятиями. На первый план выходит лиро-эпическая поэма.