Литературная композиция «…Нет, устье Волги сына не забудет»

Литературная композиция«…Нет, устье Волги сына не забудет».Цели мероприятия: познакомить с именами поэтов – астраханцев , воинов Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства.Оборудование:портреты поэтов, выставка сборников астраханских поэтов, военнаясимволика, мультимедийный проектор. Ребята услышат стихотворения поэтов-астраханцев, совершат путешествие в город-герой Волгоград, расскажут о своих предках-защитниках отечества. Данную разработку можно использовать во внеклассной...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная композиция

«…Нет, устье Волги сына не забудет».

Цели мероприятия:

познакомить с именами поэтов - астраханцев , воинов Великой

Отечественной войны; воспитывать чувство патриотические чувства.

Оборудование:

портреты поэтов, выставка сборников астраханских поэтов, военная

символика, мультимедийный проектор.

1. Звучит песня «День Победы».

2. Ведущий: 9 мая 2010 г. В 65-ый раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество нашего народа. Вместе со всем советским народом трудящиеся Астраханского округа самоотверженным трудом, боевыми подвигами внесли свой вклад в дело победы над фашизмом.

3. Чтец 1-ый: Да, годы войны

Взбугрили

Наши с тобой сердца.

И мнится, и видится:

В мире - все от войны…

(С.Панюшкин)

  1. Ведущий: Строки этого стихотворения взяты из первого сборника астраханца Сергея Панюшкина « Сердце помнит». Тема В.О.В, тема подвига стала доминирующей в творчестве поэта.

С. Панюшкин участвовал в боях на Карельском перешейке в 1939-1940г.г., а в годы войны воевал в Таллине, защищал Ленинград, Ладожскую «дорогу жизни».Участник войны с империалистической Японией. Трижды ранен. Кавалер многих орденoв и медалей.

5.Чтец 2-ой: Опять атака - в пятый раз!

Мы аж с лица опали,

И ноги уж не носят нас

И не поднять тяжелых глаз.

Но

По команде

Встали.

Голодные.

Как шли рабы на тех,

Кто их тиранил.

Мы - бескозырочки на лбы,

Идем, не прячась от судьбы

И от нещадной брани…

Познал противник злой накал,

Оставив нам траншеи.

Но если бы теперь он знал

Мертвецкий сонный наш привал,-

Турнул бы нас в три шеи…

(С. Панюшкин)

6. Ведущий: Многие стих-я С. Панюшкина носят автобиографический характер, и это жанровое качество оправдано: поэту есть что рассказать, читателю интересны «былое и думы» воина, гражданина, коммуниста.

7.Чтец 3-ий: На себя смотрю со стороны

Поседелой памятью войны.

Взрыв, и - надмогильный груз на мне,

Тонны Новоладожских камней.

Трижды не был жив и трижды жив.

…Поседелой памятью войны

На себя смотрю со стороны.

(С.Панюшкин)

8. Ведущий: В первые же часы после объявления войны во все райвоенкоматы округа поступило много заявлений желающих вступить добровольцами в ряды Красной Армии. Астраханец Олег Жданов в своем заявлении писал: «Клянусь доблестно защищать свою Родину и , если понадобится, отдам за нее жизнь».

9. Чтец 4-ый: Прощай, веселая волжанка,

И волжский плес,-

И плес и чайки-непоседы,

И все ветелки до одной…

До встречи, до победы,

Мой край родной!

(Б.Шаховский)

  1. Ведущий: Астраханские патриоты были в первых рядах защитников Родины.

В рядах мужественных защитников Брестской крепости отважно и храбро сражались астраханцы: М.В. Вороненко, И.П.Мельников, Б.П. Александров, А.И. Кузьмин, В.О. Мейер.

Не щадя жизни, борясь до последнего патрона, герои Брестской крепости показали великий пример исполнения воинского долга, верности военной присяге.

А сама Астрахань была тыловым городом. Перед трудящимися Астраханской области в период войны встали сложные и ответственные задачи. Надо было организовать бесперебойную доставку военно-стратегических грузов в места назначения, при значительно возросшем плане перевозок обеспечить выполнение и перевыполнение производственных планов и заказов фронта промышленными предприятиями, принять и разместить заводы с Крыма и Украины, дать стране больше мяса, масла, шерсти, готовить резервы для армии.

Особое внимание было обращено на работу в ведущей отрасли экономики - рыбной. Несмотря на острый недостаток в кадрах в связи с уходом специалистов лова на фронт, благодаря самоотверженному труду рыбаков годовой план 1941 года по добыче рыбы был выполнен досрочно.

11. Чтец 5ый: Мой край. Ловецкие дела…

Тем знатен отчий край.

Один из сверстников села -

Киреев Николай.

Не воевал. Берлин не брал.

Никто и не корил…

Киреев рыбу добывал -

Фронтовиков кормил.

Ему такая вышла честь. Суровая пора.

Бензина нет. Да парус есть! -

Нет худа без добра.

Всегда на море… шла война.

( С.Панюшкин.)

12. Ведущий: В середине августа 1941 года гитлеровцы вышли к окраинам Сталинграда. Развернулось ожесточенное сражение. Одновременно противник предпринял наступление на ростовском, а затем и на кавказском направлениях. В результате летнего наступления немецко-фашистских войск фронт все ближе придвигался к Астрахани.

Из тылового города она становится прифронтовым. Возрастает хозяйственное и военно-стратегическое значение Астрахани. Она превращается в один из ближайших резервов Сталинграда, питающих его горючим, продовольствием, обмундированием. Особенно напряженное положение в Астрахани создалось осенью 1942 года. Линия фронта проходила на дальних подступах к городу. 26 июля 1942 года на Астрахань была сброшена первая немецкая бомба.

13. Чтец 6-ой: Рассвет над Волгою осенней,

И не понять - туман иль дым.

И вспоминается Есенин:

«…не буду больше молодым».

Кого-то вычеркнет неслышно

Вот этот хмурый день войны.

А ведь никто из нас не лишний.

Мы все любимы и нужны.

(Б.Шаховский)

14. Ведущий: Эти строки написал астраханский поэт, участник В.О.В. Борис Шаховский.

Когда началась война, ему было 20 лет. В это время Борис учился в Астраханском техническом институте рыбной промышленности. Студенты 4ого курса, и в их числе и Борис, решили пойти добровольцами на фронт. И вот вчерашний студент - курсант Камышинского танкового училища, а вскоре фронтовик.

15. Чтец 7ой: День февральский от вьюги ослеп.

Стынь оконная глохнет от шума.

Можно только мечтать о тепле.

Об уюте забыли и думать.

На высотке село. Вот бы в нем,

Отогревшись, улечься на скатку.

Но оно по ту сторону схватки,

За смертельным навесным огнем.

(Б.Шаховский)

16. Ведущий: Б. Шаховский участвует в обороне Сталинграда. От Волги до Днепра Б. Шаховский прошел командиром танка, потом командиром танкового взвода и закончил войну начальником штаба танкового батальона. Тяжелый фронтовой недуг вынуждает его покинуть армию, и вот молодой офицер, почти еще юноша, получает пенсионную книжку. Но он хочет победить болезнь и выбирает путь борьбы, а не покоя.

17. Чтец 8ой: Вот и списаны до срока,

Сердце, мы с тобой в запас.

Сразу армия далеко

Отодвинулась от нас.

Но не кончен путь полезный.

Так возьмем же от судьбы

Не историю болезни,

А историю борьбы.

(Б.Шаховский)

18. Ведущий: После демобилизации из армии Борис заканчивает институт, оставленный во время войны, несколько лет работает инженером. Но болезнь все чаще и чаще дает о себе знать и приковывает его на долгие годы к постели. Он знает, какая жизнь ждет его в недалеком будущем и сознательно готовит себя к ней. Б. Шаховский давно пишет стихи и решает поступить на заочное отделение литературного института им. А.М.Горького. «Что ж, придется - будем биться лежа…» - говорит он в одном из стих-ий. Так воин становится поэтом.

Стихи Б.Шаховского - это стихи о вчерашних 10-классниках, уходящих на фронт, о родном волжском крае и его светлых людях, о первой любви, о солдатском подвиге.

19. Чтец 9ый: Пусть говорят,

Что свет сошелся клином!

Мне без тебя не жить

И не дышать:

Люблю простор твой легкий,

Журавлиный

И речь твою, что льется не спеша.

Куда б меня забота не умчала,

Под чьими бы дождями я не мок -

Ты - боль моя, отрада, ты - начало,

Ты и конец моих земных дорог.

20. Ведущий: Эти стихи похожи на объяснение в любви и на клятву. И это не случайно: написаны они 19-летним Александром Грековым в суровом 1941 году, когда не стеснялись так обнажено выражать свои чувства потому, что за внешним выражением чувств следовало большое и видимое всем дело - за любовь к Отчизне люди платили самой дорогой ценой, кровью и жи знью.

В годы войны быстрее мужала юность. Эхо возмужавшей по велению Родины юности звучит в стих- ии А.Грекова «Зеленоватая ракета», написанная в 1942ом году.

21. Чтец 10ый: Зеленоватая ракета

Повисла в небе, как свеча.

Там впереди за рвами где-то

Лежит земля. Она - ничья.

Она легла полоской узкой,

Вся в темных трещинах траншей.

Земля была родною, русской.

Кто смел назвать ее ничьей?

В ту ночь мы двинулись в атаку

Одним порывом. Молча. В рост.

И гром от темных буераков

Летел до самых дальних звезд.

22. Ведущий: В этих 12ти строчках запечатлены и любовь к родной земле, и гнев на осмелившихся осквернить ее захватчиков, и горячая вера в неизбежность торжества нашего великого и правого дела.

Александр Греков(Александр Тимофеевич Гаркуша) принадлежит к тому поколению наших литераторов, раннюю юность которого озарили героические события в Испании, бои на Хосане и Халхин-Голе, а ускоренному возмужанию посодействовала В.о.В.

Астраханцам известен еще один поэт - воин, наш земляк Николай Травушкин. Его стихи посвящены героям-астраханцам. В стих-ии «Сержант Зибров» он описывает подвиг астраханца, который за участие в форсировании Днепра заслужил звание Героя Советского Союза.

23. Чтец 11-ый: Нелегок путь от Волги до Днепра,

Но все бодрит его вода живая.

И правый берег звал солдат:

- Пора, плоты готовы

Скрой их, тьма ночная!

Еще атака. Их осталось трое.

Но стоят сосен эти три героя.

Сержант ложится сам на пулемет.

Продержимся! За нами весь народ.

24. Ведущий: Каждый год все дальше отдаляет нас от того дня, как отгремели салюты Победы. Залечены раны, но российский народ не забудет своих защитников. Вечная им слава!

Почтим их память минутой молчания.

Звучит песня «Журавли»

25Чтец 12-ый: Нет, устье Волги сына не забудет.

Ты, друг мой, в этом мне не прекословь.

Любовь мою и ветры не остудят.

И край мой отзовется на любовь.

26. Ведущий: И из нашего села мужчины ушли на фронт. Наши деды и прадеды защищали наш мир. Давайте послушаем внуков фронтовиков.( рассказы ребят о своих дедах-фронтовиках)

27. Ведущий: Перед нашим поколением стоит ответственная задача: сохранить память о В.О.В. Наш класс побывал в местах боевой славы, в городе-герое Волгограде. Внимание на экран. ( презентация поездки в город-герой Волгоград)

28. Ведущий: До дня Победы осталось … дней.


© 2010-2022